В пятницу генпрокурор Виктор Пшонка заявил, что Генеральная прокуратура (ГПУ) возбудила в отношении бывшего главы НАК «Нафтогаз Украины» Олега Дубины уголовное дело. «Возбуждено уголовное дело в отношении Дубины. К нему применена мера пресечения – подписка о невыезде. По делу он уже допрошен, то есть проводятся следственные действия»,– сообщил господин Пшонка. Он уточнил, что дело возбуждено по факту превышения власти и служебных полномочий.
Следует отметить, что за день до заявления господина Пшонки в СМИ появилась информация, что третье уголовное дело в отношении бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко ГПУ возбудила на основании показаний Олега Дубины. Напомним, последнее уголовное дело в отношении госпожи Тимошенко было возбуждено ГПУ 11 апреля по факту превышения власти и служебных полномочий во время подписания газовых контрактов между Украиной и Россией в 2009 году (см. Ъ от 12 апреля).
Информацию о том, что в основу возбуждения уголовного дела в отношении Юлии Тимошенко легли именно показания Олега Дубины, не подтвердил, однако и не опроверг первый заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин, выступая в пятницу в вечернем эфире телеканала «Интер». Он лишь отметил, что все материалы дела являются тайной следствия. «И я не буду рассказывать, кто на кого какие показания давал»,– подчеркнул господин Кузьмин.
Вместе с тем Ренат Кузьмин отметил, что Олег Дубина получил директивы на подписание газовых контрактов, которые не были одобрены правительством: «Председатель 'Нафтогаза' отказался подписывать контракт на условиях, которые предложила российская сторона, без решения правительства».
По версии следствия, Юлия Тимошенко заставила Олега Дубину подписать контракт. «Юлия Владимировна подозревается в том, что единолично подписала директивы, зная, что такие директивы могут быть даны только Кабмином и только путем голосования большинства. И только после такого голосования она имела право эти директивы подписать»,– заявил Ренат Кузьмин.
Как сообщал Ъ (см. номер от 23 марта), основания сомневаться в подлинности директив появились сначала у членов временной следственной комиссии Верховной рады по вопросам расследования обстоятельств подписания соглашений между НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпромом» после ознакомления со стенограммой заседания Кабмина от 19 января 2009 года. В документе, в частности, говорится, что проект директив не был поддержан правительством. Вместе с тем именно директивами, подписанными госпожой Тимошенко 19 января 2009 года, руководствовалась украинская делегация на переговорах в Москве.
Во фракции «БЮТ-Батькивщина» утверждают, что Юлия Тимошенко и Олег Дубина действовали в рамках своих полномочий, а возбужденные в отношении них уголовные дела «не имеют никакого отношения к юриспруденции». «Дело в отношении Дубины – это не более чем сервисное дело, необходимое для того, чтобы придать больше легитимности делу Тимошенко,– заявил Ъ член комитета Верховной рады по вопросам топливно-энергетического комплекса Сергей Пашинский ('БЮТ-Батькивщина').– В действиях господина Дубины нет состава преступления, впрочем, как и в действиях госпожи Тимошенко».
По словам господина Пашинского, возбуждая эти уголовные дела, в ГПУ «преследуют совсем другие цели». «И что говорил Дубина, уже не имеет никакого значения. Если вы меня спросите, имела ли Тимошенко, будучи премьер-министром, право представлять Украину без доверенности Кабмина, то я отвечу, что да, имела,– заявил Ъ господин Пашинский.– Должен ли был Дубина подписать контракт с 'Газпромом'? Поверьте мне, должен был, потому что газ был перекрыт, и Европа замерзала».







