Вчера Печерский районный суд Киева отказал представителю вдовы убитого журналиста Мирославы Гонгадзе Валентине Теличенко и потерпевшему по делу Пукача Алексею Подольскому в удовлетворении их жалобы об отмене постановления Генеральной прокуратуры (ГПУ) о закрытии дела в отношении Алексея Пукача в части совершения заказного убийства.
Как известно, о завершении расследования дела Пукача в ГПУ заявили в сентябре 2010 года. Тогда заказчиком и подстрекателем убийства Георгия Гонгадзе был назван покойный министр внутренних дел Юрий Кравченко. Однако в связи с тем, что такой вывод ГПУ вызвал неоднозначную реакцию в обществе, по решению первого заместителя генпрокурора Рената Кузьмина срок следствия был продлен. Повторно о его завершении в ГПУ сообщили спустя 3 месяца. Следователи отказались квалифицировать преступление как заказное убийство и пришли к выводу, что оно было совершено в связи с журналистской деятельностью Георгия Гонгадзе. После этого дело Пукача было выделено в отдельное производство. Вместе с тем сейчас ГПУ продолжает досудебное следствие с целью «установления всех лиц, которые могли иметь отношение к совершению указанных преступлений, и доказательства их вины».
«Доводы заявителя о наличии данных в материалах дела о совершении Пукачем убийства по заказу являются оценочными»,– зачитала вчера постановление судья Мария Пилаева. Таким образом, суд подтвердил законность постановления ГПУ о закрытии уголовного дела в отношении Алексея Пукача в части обвинения его в заказном убийстве.
– Конечно, мы не удовлетворены позицией суда и будем обжаловать это постановление в Апелляционном суде Киева,– сказала после заседания Валентина Теличенко. Она подчеркнула, что действия следователя ГПУ «чрезвычайно противоречивы». «С одной стороны, он прямо пишет в постановлении, что Пукач выполнял преступный приказ Кравченко и других неустановленных лиц, а с другой стороны, не усматривает в этом выполнения заказа на убийство», – возмутилась госпожа Теличенко.
Комментируя решение суда, представитель вдовы журналиста заявила, что не исключает того, что в деле Пукача будет «еще не одно незаконное решение». «Скорее всего это (решение ГПУ и суда – ред.) непутевое выполнение приказа, цель которого – помочь заказчикам убийства избежать ответственности,– считает госпожа Теличенко.– Это совершенно несостоятельная с профессиональной точки зрения попытка сделать вид, что Пукач – крайний в цепочке тех, кто заказал убийство Гонгадзе».
Следует отметить, что ранее Валентина Теличенко требовала возбудить уголовное дело в отношении экс-президента Леонида Кучмы и бывшего главы администрации президента, а сейчас председателя Верховной рады Владимира Литвина по подозрению в причастности к убийству, однако в ГПУ этого не сделали. В то же время сами господа Кучма и Литвин придерживаются мнения, что за совершением преступления стоят внешние силы, например иностранные спецслужбы.
Комментируя решение Печерского райсуда, бывший майор госохраны Николай Мельниченко, благодаря которому появились аудиопленки с обсуждением судьбы журналиста, заявил: «Из нас хотят сделать идиотов и дебилов, сказать, что не было заказа, не было убийства. Не удивлюсь, если мы вернемся к версии, которая выдвигалась сразу после исчезновения Гонгадзе,– что его убили наркоманы за какие-то долги».
В том, что убийство Георгия Гонгадзе было заказным, уверен и бывший адвокат Алексея Пукача – Олег Мусиенко (был отстранен от дела осенью прошлого года по просьбе самого подзащитного). Он сообщил, что располагает информацией о том, кто же на самом деле может стоять за убийством Георгия Гонгадзе. Напрямую назвать этого человека адвокат пока не решается. По его словам, документы и аудиозаписи, часть из которых содержат элементы государственной тайны, находятся у одного из его нынешних подзащитных, бывшего сотрудника МВД, обвиняемого сейчас по другому уголовному делу. «Он (источник адвоката – ред.) был приближен к покойному министру внутренних дел (Юрию Кравченко – ред.) и готовил для него аналитические документы», – отметил адвокат.
Единственное, что смог рассказать господин Мусиенко,– это то, что «к числу заказчиков данного преступления относится человек, в 1999-2000 годах находившийся в высших эшелонах власти и являвшийся одним из кандидатов в президенты». Следует отметить, что на выборах 1999 года баллотировалось 19 человек.
Между тем, не отрицая факт получения «преступного приказа», Алексей Пукач все же пытается убедить следствие в том, что убивать журналиста он не хотел. Олег Мусиенко заявил, что Пукач подавал ходатайство о проведении очной ставки между ним и ранее осужденными за убийство журналиста бывшими сотрудниками МВД Александром Поповичем, Валерием Костенко и Николаем Протасовым. «Пукач утверждает, что предварительного сговора между ним и его подчиненными не было, что он не хотел убивать Гонгадзе, а просто хотел привести его в бессознательное состояние. Но произошел, как говорится, несчастный случай»,– отметил господин Мусиенко. По его словам, сначала Пукач сдавил шею журналиста руками, однако от этого Георгий Гонгадзе не потерял сознание. «Тогда он (Алексей Пукач – ред.) воспользовался ремнем, но его пряжка попала на кадык Гонгадзе, и вследствие того, что Пукач не рассчитал усилий, кадык провалился, лопнул, и наступила мгновенная смерть. Для Пукача это было неожиданностью», – сказал его бывший адвокат.







