На днях глава СБУ Валерий Хорошковский в интервью «Украинской правде» заявил, что существует (и пока не устранена) серьезная угроза жизни Президента Виктора Януковича.
Корреспонденты «Сегодня» решили выяснить, что же это за угроза. Спросили об этом у самого Хорошковского, однако он ничего комментировать не стал. Один из источников, близкий к спецслужбам, сообщил изданию, что речь идет об оперативной информации по поводу того, что на пути следования кортежа Виктора Януковича могут заложить взрывчатку. И сейчас проводится операция по разоблачению вероятных террористов. Подробнее говорить не стал, сославшись на то, что это — государственная тайна.
Во-вторых, охрана может бояться взрыва машины, припаркованной вблизи трассы, где идет кортеж. Свидетельство тому то, что в последнее время, по словам очевидцев, милиция требует перед проходом кортежа убрать даже те машины, которые припаркованы возле увеселительных заведений вдоль трассы. Хотя специалисты говорят, что такая версия менее вероятна, ибо трудно точно рассчитать время взрыва. Ведь кортеж несется по трассе с высокой скоростью (на практике — 140—150 км в час).
Если вернуться к версии о «торпеде», то тут тоже есть слабое место. Кто может быть этой «торпедой» — шахид-смертник? А где его взять, в Чечне? Его же воспитать надо, нацелить. На подготовку шахида уходит как минимум полгода постоянной психологической обработки. Да и почему он должен считать, что после покушения на Януковича попадет в рай? Хотя, конечно, есть и варианты, например, использовать смертельно больного человека, пообещав обеспечить семью.
На условиях анонимности в спецслужбах говорят, что следы преступления, если исходить из принципа «кому это выгодно», могут вести к одному из лидеров оппозиции, который сейчас оказался в очень затруднительной ситуации из-за возбуждения ряда уголовных дел. Да и в целом политическая ситуация складывается из-за действий Януковича для него сложно. Зато у этого лидера в друзьях ходит один российский опальный олигарх, у которого, в свою очередь, есть давние связи с боевиками на Кавказе, которые могут исполнить теракт в Киеве. Вполне возможно, кстати, что именно с Кавказа (через каналы ФСБ России) пришла в СБУ информация о готовящемся покушении.
Но, подчеркнули источники, по заказчикам — это всего лишь версии, полученные путем логических построений. Пока главная задача — предотвратить возможный теракт.
Сейчас кортеж едет «свиньей», то есть машины охраны не только впереди—сзади, но и по бокам, занимают всю проезжую часть. Обычно в кортеже президента четыре машины ГАИ (одна — впереди километров на пять, вторая — в пределах видимости, третья — во главе кортежа, четвертая замыкает). Бронированных «Мерседесов» два, в который сядет президент — тайна. Есть еще обязательно машина связи, которая обеспечивает спецсвязь, а также глушит все посторонние сигналы, в том числе от мобильных телефонов (чтобы не смогли привести в действие взрывное устройство на радиоуправлении). Кроме того, имеется машина с сотрудниками УГОУ, где находится разное вооружение, в том числе тяжелое (пулеметы, гранатометы). Иногда кортеж сопровождает «скорая» (вроде той, что попала в аварию на Бориспольской развязке в Киеве). И еще одна—две машины с охраной.
«Откуда у вас эта информация? — переспросил начальник Управления госохраны Игорь Калинин, когда мы попросили его прокомментировать сведения о «торпеде» и прочем. И тут же добавил: — Ничего из интересующего вас я подтвердить не могу. Я такие вещи комментировать не вправе». Шеф УГОУ сообщил, что в вопросах обеспечения безопасности первых лиц его ведомство взаимодействует с коллегами из России, Беларуси, Казахстана, Молдовы, других стран: «Особо плотно идет работа в плане борьбы с терроризмом. И какая бы информация об угрозах охраняемым лицам ни поступала — о боевиках, шахидах или ком-то еще — мы обязаны на нее реагировать и перепроверять. Иногда речь идет об очень серьезных намерениях в адрес охраняемых лиц. Отсюда и адекватная реакция на угрозы». Но что и кто именно угрожает нашему президенту, Калинин не сказал.
Как рассказал экс-руководитель УГОУ Александр Бирсан, угрозы для жизни президента Украины возникали постоянно. Так было, когда страной руководил Леонид Кравчук, затем Леонид Кучма, потом — Виктор Ющенко… Например, в ходе подготовки к параду в прошлом году появилась информация о готовящемся взрыве на Майдане Незалежности, недалеко от места, где должен находиться глава державы. Сотрудники УГОУ произвели «зачистку» территории и нашли некое профессионально исполненное взрывное устройство. Информацию передали в Службу безопасности Украины. СБУ изъяло устройство, однако в итоге оно оказалось искусно выполненной имитацией, взрывчатки там не было. Очевидно, готовилась какая-то провокация.
Что касается последнего заявления Валерия Хорошковского, то, считает Бирсан, видимо, для него глава СБУ имеет серьезные основания. Кстати, Александр Семенович косвенно подтвердил возможность высказанной версии о взрывчатке на пути следования кортежа, ибо, по его словам, на пути движения и во время проведения массовых мероприятий наиболее вероятны террористические проявления.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом