В чем суть колядок и щедривок? Об этом - в интервью с известным фольклористом Павлом Дударем

«Дайте дядьку п’ятака, а п’ятак не важний – дайте руб бумажний»: эти «вымогательские» шутки-прибаутки - все, с чем ассоциируется у современного украинца обряд коляды. А ведь в текстах рождественских песен зашифрована, ни много, ни мало, история сотворения мира…

Начиная с 1 января и вплоть до 14-го – Старого Нового Года от квартиры к квартире ходят толпы малолетних «рэкетиров». Они фальшиво - что в отношении нот, что внутреннего содержания, - поют надоевшие всем «считалочки» (называть это колядками и щедривками язык не поворачивается) и одаривают совсем не рождественскими (а то и откровенно матерными) пожеланиями, если перед ними захлопнуть дверь. Но ведь на самом деле настоящие, не перевранные, колядки и щедривки – это, уж простите, ни что иное, как код души народа. Ноты обрядовых песен, символы их текстов – это как звенья цепочек ДНК: в них рассказывается история сотворения мира, закодированы самые главные, основополагающие для нас вещи. Как и какие именно – «Газете…» рассказал фольклорист, соавтор серии книг «Перлини різдвяного фольклору», создатель и бессменный руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Родина» Павло Дударь.

- Если над геном тела работают, то почему нельзя предположить, что кто-то «поработал» над геном духа? – так объясняет Павло Павлович вырождение колядок и щедривок в «п’ятаки» и «з медом паляниці». - С третьего дня своей жизни младенец начинает лепетать, напевать. И так – до школы. А в школе ему говорят – «тебе слон наступил на ухо!». И все, как отрубило. Я проработал с детьми 40 лет, и со всей ответственностью говорю – на самом деле петь может каждый. Это – в душе, внутри у каждого заложено. Этнографическую музыку очень тяжело положить на ноты. Потому что ее нужно прожить: родился – слышишь колыбельную, женился – венчальную. С песней рождаются и с песней умирают. Она - это закодированный этнос: допотопный, память об утерянном Рае.

- И кому же так сильно не хочется, чтоб мы о нем помнили?

- А сами как думаете? Дьяволу не нужно, чтобы мы сами знали о себе, были собой настоящими. Ни для кого не секрет, что в народных сказках – вся морально-этическая наука. А в фольклоре – тем более: ведь сказка – это лишь один из жанров фольклора. В сказку музыка только «втыкается», а в обрядовой песне она – первое. Потому что музыка – это эмоции: с музыкой человек переживает процесс, а не просто воспринимает его как зритель. И народная обрядовая песня – словно зерно, которое археологи достали из египетских пирамид: посеяли – выросло то же, что тысячелетия назад. В генофонде мы беспрерывны. И надо было сильно «постараться», чтобы это все размыть, извратить...

- То есть генофонд души – это музыка?

- Музыка, но не только. Есть три вещи – любовь, музыка и то, чего нельзя записать, а можно только почувствовать, - дух. Вот эти три тона (напевает «Щедрик-щедрик» - Авт.) – профессионал возмутиться: разве это музыка? А ребенок скажет – да, музыка. Целый пласт жизни лежит на этих трех звуках – столбах. Точка (нота – Авт.) – ничто. Две точки – прямая. Прямая дает возможность измерять пространство. Еще одна точка – и вот он, первый объем. Как у Христа: двое вас – и я среди вас. Я – опора, я держу. Вот она – символика Троицы, закодированная во всем известных трех нотах. Вот говорят - допотопное. А что такое допотопное? Археолог, к примеру, будет искать документальные свидетельства, артефакты, подтверждающие то, что был потоп. Но их нет! Зато есть Библия, Книга Бытия, в которой говорится о Ное, о том, что была цивилизация, которая натворила бед, и которую Господь смыл с лица земли. И если я допускаю христианское мировоззрение, то мне есть, на что опираться. А если я буду материалистом – то мне остается только сомневаться, сомневаться и еще раз сомневаться… Скажите мне, вот каким образом эти три звука – народный «Щедрик» в обработке Мыколы Леонтовича, - «пробили» весь мир?

- Американцы, кстати, абсолютно уверены что «Щедрик» - одна из самых популярных у них рождественских мелодий, - это их народная песня…

- Ну вот потому и уверены, что эта мелодия – основа основ, общая для всех. Я – не националист, я патриот. От «патрио» – отец. У нас у всех – у всего живого на планете – один отец. И кое-кто очень старается, чтобы мы об этом забыли: людям забивают голову лишней информацией, промывают мозги, стараются увязать всех в одну систему.

- И зачем это делается?

- А затем, что запускаешь потом в эту систему вирус – как в компьютер, - и все ходят, словно чумные, зараженные. Вот зачем, к примеру, запускать «фишку» о том, что коляда – это от календ древнеримских? Рим ведь – «пацан» по сравнению с тем допотопным, о чем я рассказываю. Есть коло - круг. Что такое коляда? Коло – да! Я в этом коле. И третий – Бог, Творец. Все очень просто!

Что значат образы колядок и щедривок

Круг (коло), коляда

- Само слово коляда – это «коло дій»: то есть – действие (дія) в коле (круге), - объясняет Павло Павлович. - То, что делается постоянно, по кругу. Что такое человек в масштабах Вселенной? Ничто. Но если он – я! - знает, что не один, что он в этом круге-коле, часть его, то это уже совсем другое дело. Вообще, что такое обряд, как не прохождение через ряд действий, которые повторяются, которые становятся привычкой, как чистить зубы. Обряд объединяет людей: мы становимся одним целым друг с другом и с миром.

Троица

Троица – образ, неизменно появляющийся в колядках и щедривках. Солнце, Месяц, звезды - их дети – это Троица. Господарь, Господиня, их дети – господярята - тоже. Три окна, три престола в церкви – все это один и тот же мотив, в христианской традиции символизирующий единство человека, Бога и Духа. Кстати, сотворение Троицы отражается и в изменении названия самого праздника: «Сначала было Роздво, а потом уже – Різдво, - рассказывает Дударь. - В колядках поют – «Роздво колядую один, коляд, коляд, колядин, а дождемося Різдва – то тоді нас буде два». Это написано еще тем, допотопным, языком, когда слово было магией. Різдво – это пришествие Господа, рождение Сына Божьего. А до этого было – Роздво – роздвоення-раздвоение: мир и люди. И тогда Бог приходит на Землю – рождается, спасает нас. И вновь – триединство».

Птицы

- Что такое щедривочка? Щедривочка – это птица, символическое отражение стихии Воздуха, - говорит Павло Дударь. - Воздух всегда символизировали птицы, практически во всех цивилизациях. Далее этот образ трансформировался в христианский символ голубя – как воплощения Святого Духа.

Мировое дерево

- В колядках часто встречается такой мотив: посреди моря – Воды, Хаоса, - стояло дерево (образ Мирового дерева встречается практически во всех мифологических системах – от нашего Рай-дерева до скандинавского Иггдарсиля, дерева, объединяющего все миры – людей, богов и мертвых, - Авт.). И на это дерево сели птицы – Воздух, Дух Святой, - «радили думу, як світ снувати» - то есть создать, - рассказывает Дударь. – Дальше птицы опускаются на дно моря – достают песок (в других вариантах – три камня, - Авт.) – так рождается стихия Земли. Потом птицы сеют этот песок - и из него возникает Солнце – стихия Огня. Так в колядках рассказывается история сотворения мира.

Цветы

Казалось бы - ну какие цветы на Рождество и Старый Новый год: все в сугробах! Но цветочные мотивы постоянно всплывают в текстах колядок и щедривок. И этому есть простое объяснение: «Мы – наверно, последние на всей земле, разве что, исключая аборигенов каких-то, - кто разрисовывает все вокруг себя растительным орнаментом, - говорит Дударь. - Откуда это, почему? Сколько гламура, сколько мод на нас «прет», а мы все остаемся такими. Что это, если не… генетическая память Рая? Ведь Рай – это сад. А сад – это цветы».

«Рай розвився, Господь звеселився!»

Мы разобрали «со словарем» одну из самых популярных народных рождественских песен. И вот что получилось

К кому обращаются все колядники? Правильно, к господарю. Но господарь – это не просто хозяин дома. «Во всех колядках, дохристианских даже, говорится о триединстве – господарь, господиня, господарята. Когда все это сочинялось, слова – это были еще не просто слова: в них заключалась магия, заклинание, - рассказывает Дударь. – Господарь – это господь и дар. Получается: Господь дарував (подарил) Рай. Вот колядники и поют: «Во дворі Рай розвився, Господь звеселився». Дальше по тексту колядки появляется дерево: то самое Мировое дерево, о котором мы говорили. Из него строят церковь – правильно, с тремя престолами (в других вариантах этой колядки – с тремя окнами, через которые видно опять-таки Троицу - Солнце, Месяц, звезды, - Авт.). А что значат сами слова «Рай розвився у дворі»? Да то, что Господь подарил первому человеку - Адаму - Рай, где тот был господарем – хозяином. И когда рождается Сын Божий, триединство Господь, Мир и Человек восстанавливается». А далее следуют еще два праздника: Старый Новый Год (то есть – день Святого Васыля, 14 января: собственно, именно в этот день по давней традиции рождается год, и именно на Василя поют щедривки – пожелания щедрого, богатого года), а потом и Крещение – праздник, завершающий рождественские Святки 19 января.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

10901