Председатель Верховной рады Владимир Литвин вчера подтвердил наличие 38 подписей за отставку Николая Мартыненко с поста председателя фракции "Наша Украина–Народная самооборона" (НУНС), указав при этом на проблемы с их оформлением. А вице-спикер Николай Томенко обвинил НУНС в фальсификации кадрового решения и пообещал обратиться в Генпрокуратуру. Тем временем Ъ стали известны некоторые подробности процесса сбора подписей в пользу данного решения.

Информация о том, что представители фракции НУНС зарегистрировали в секретариате Верховной рады решение об отставке лидера фракции Николая Мартыненко, была обнародована в минувшую пятницу (Ъ сообщал о подготовке этого решения 23 октября). Один из инициаторов сбора подписей, член фракции НУНС Андрей Парубий сообщил, что в соответствующем протоколе стоят подписи 38 парламентариев – необходимый минимум для принятия решения.

Согласно регламенту Верховной рады (ВР), чтобы легитимизировать кадровое решение, спикер Владимир Литвин должен был обнародовать его на пленарном заседании парламента. Однако вчера господин Литвин заявил, что не намерен этого делать.

– Есть протокол, где написано, что депутаты недовольны главой фракции Николаем Мартыненко, и есть подписи. Я рассматриваю эти протоколы как внутренние документы фракции,– сказал Ъ Владимир Литвин и добавил, что передал их для ознакомления своим заместителям и в аппарат ВР.

Как сообщил Ъ собеседник в НУНС, знакомый с вышеуказанными документами, подписи членов фракции стоят на шести подписных листах, оформление которых отличается: на одном листе нет "шапки" с описанием мотива сбора подписей, на других она присутствует, но оформлена по-разному.

– Там действительно написано, что подписи собирались по итогам заседания фракции в поддержку решения о выражении недоверия Мартыненко. Но эта преамбула расположена на листе так необычно, что наводит на мысль о фальсификации – похоже, на части листов "шапку" допечатали после сбора подписей. Но главное, что на этих листах нет сквозной нумерации подписей, которая обязательно присутствовала бы, если бы подписи собирали в ходе подготовки к пятничному заседанию фракции или по его итогам. Господин Литвин еще в пятницу понял, что там есть проблемы, но решил взять паузу с заявлением по этому вопросу до понедельника – вероятно, для переговоров с инициаторами отставки,– сказал собеседник Ъ.

Сомнения спикера в корректности протокола оказались обоснованными. Вчера народные депутаты НУНС Тарас Стецькив и Александр Клименко заявили, что не присутствовали на заседании фракции и не подписывали протоколы с решением об отставке, хотя их подписи в этих документах есть. Как стало известно Ъ, о несогласии с решением об отставке господина Мартыненко заявил также заместитель председателя фракции НУНС Руслан Князевич (с ним вчера связаться не удалось). По информации Ъ, ранее на листах присутствовала 39-я подпись – депутата Александра Третьякова, но он добился, чтобы перед подачей документа в секретариат ВР его фамилию вычеркнули.

Вице-спикер Николай Томенко (БЮТ) вчера пообещал, что его политическая сила обратится в Генпрокуратуру с требованием "открыть дело по факту мошенничества и служебного подлога".

– У такого расследования нет перспективы,– заявил Ъ Андрей Парубий.– Не думаю, что кто-то из депутатов может сказать, что его подпись подделана. Все подписи оригинальные, хотя мы собирали их не только в пятницу, но и раньше. А если часть подписавшихся изменили мнение и хотят вернуть Мартыненко на пост главы фракции, пусть снова голосуют за его избрание.

По мнению представителей НУНС, инициаторы смены руководства фракции воспользовались старыми подписными листами, которые формировались противниками господина Мартыненко с начала года. Депутаты подтверждают, что ранее во фракции действительно неоднократно собирали подписи на чистых листах в поддержку будущих решений.

– Такая практика появилась в нашей фракции в середине декабря прошлого года и просуществовала до февраля. В этот период, к сожалению, во фракции собирали очень много подписей в поддержку очень многих вещей. Мы считали, что с февраля кризис во фракции преодолен, и все собранные подписи утратили актуальность,– сказал Ъ господин Стецькив.

Он не стал скрывать, что в начале года действительно поддерживал отставку лидера фракции, при этом использование его подписи после столь длительного перерыва назвал некорректным.

– Если у меня хотят спросить, нужно ли снимать Николая Мартыненко, то пусть спросят, что я думаю по этому поводу. А они ссылаются на какую-то подпись годичной давности. Это политически неправильно,– заявил Тарас Стецькив.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1974