Неприкосновенность относится к так называемым депутатским иммунитетам и привилегиям. Ее ввели для того, чтобы оппозиционный депутат имел возможность говорить и действовать способом, предусмотренным законом, даже если это не нравится власти. Однако, к большому сожалению, депутатский иммунитет в украинской реальности заслужил позорную славу, когда нувориши первой волны начала 90-х, прихватив капиталы народного добра, решили найти себе «крышу» от преследований в виде… правильно - депутатской неприкосновенности.

Один из моих коллег в 2004 году на вопрос, зачем ему, такому богатому человеку, становиться депутатом, ответил: «У меня есть все: и бассейн, и вилла, и два автомобиля, и вертолет, и любовница. Но мне нужна еще «бабочка» на лацкан, чтобы ощущать себя абсолютно счастливым». Многие люди идут в депутаты только для того, чтобы поносить золотой значок на лацкане и вкусить блага «неприкосновенности».

Лозунг «Снимем депутатскую неприкосновенность!» появился в избирательной кампании 2007 года и с тех пор стал одной из любимых тем для спекуляций. Его привезли нам американцы и заверили, что отмена неприкосновенности будет реализована. Но они не учли, что для этого необходимо наличие большинства приверженцев этой идеи в парламенте. Так как его нет, отмена неприкосновенности осталась пустым звуком.

Однако неприкосновенность - не означает безнаказанность. Депутат, нарушивший закон, может и должен быть привлечен к ответственности. Тут укорить стоит органы правоохранительной системы, которые проводят оперативно-поисковые и превентивные мероприятия. Часто они не доводят дело до стадии внесения в парламент прошения о лишении конкретного депутата «иммунитета». Насколько я помню, все обращения от правоохранительных органов, которые получила ВР, были одобрительно оценены, и согласия на привлечение к ответственности депутатов были получены.

Есть и другая сторона вопроса. В депутатском корпусе в нынешнем его составе, да и во многих предыдущих, существует правило круговой поруки. Я бы его назвал «правилом стаи». Когда дело доходит до решения вопроса о лишении конкретного депутата неприкосновенности, тот сразу же произносит крылатую фразу: «Вы тоже не святые, и могли бы оказаться на моем месте». Человек, который имеет за собой темный шлейф прошлого, думает: «Действительно, если я сегодня проголосую за него, то где гарантия, что завтра не раскроют мои махинации, и я не попаду в число тех, с кого парламент снимет неприкосновенность?» Этот психологический момент не дает депутатам возможности раскрепоститься в полной мере и проголосовать за то, чтобы раз и навсегда похоронить депутатскую «неприкасаемость».

Неприкосновенность, согласно Конституции, подразумевает под собой еще и свободу выступлений и высказываний. Но в эпоху гласности и свободы слова это уже не имеет былого значения. Мне кажется, что в нашем государстве можно говорить все что угодно, кому угодно и как угодно.

С развитием демократических институций депутатская неприкосновенность в части свободы высказываний должна быть отменена. Но я не исключаю, что в результате президентских выборов, которые скоро пройдут в Украине, наша страна может вернуться к авторитарному режиму управления. Тогда даже правильные критические замечания в адрес власти будут жестко пресекаться.

Я являюсь приверженцем ликвидации неприкосновенности как института, но предлагаю задуматься, надо ли отменять депутатский иммунитет в связи с тем, что случилось с моими коллегами по парламенту?

Могу предложить альтернативу. Еще в июле 1994 года я и шестьдесят один моих коллег-депутатов написали открытое письмо-обращение к избирателям. В нем мы заявили, что на нас депутатская неприкосновенность не распространяется, что мы подчиняемся закону, как и все граждане Украины. Поэтому правоохранительные органы могут рассчитывать в любое время на нашу помощь и привлекать нас к ответственности, когда это будет необходимо. Если бы депутаты прониклись этой идеей и каждый заявил о своем личном отказе от «иммунитета», то в Конституции возникла бы мертвая норма: депутатская неприкосновенность не отменена, но 450 депутатов равны со всеми как перед законом, так и перед Богом.

Это могло бы стать выходом из той ситуации, которая сегодня сложилась. Депутаты больше не прятались бы за «щитом» неприкосновенности и перестали наконец бы спекулировать на этой теме.

Владимир Стретович

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3570