Основным событием в сегодняшней европейской политике, без сомнения, стало завершение парламентских выборов в Германии. Несмотря на свою прогнозируемость, они стали большим сюрпризом, как для европейской политики, так и для Украины, поскольку фактически в ФРГ с сегодняшнего дня будет изменен формат правящей коалиции.

Закончится эпоха широкой коалиции, в которой разные по своим взглядам Христианско-демократический союз и Социал-демократическая партия определяли судьбу страны, и эта их общая позиция имела соответствующее влияние и на Европу, и на ее отношения с другими государствами.

Однако основной темой на выборах стала не международная политика, а вопросы, касающиеся политики внутренней. И в первую очередь социальных программ, поскольку христианские демократы, как и «свободные», выступали за сокращение их количества, учитывая экономический кризис.

Другим острым вопросом стало отношение к атомной энергетике. Известно, что предыдущее правительство и его представители от социал-демократов настаивали на том, чтобы до 2020 года были закрыты все имеющиеся на сегодняшний день в Германии атомные электростанции, составляющие большой экономический потенциал и которые, несмотря на предостережения «зеленых», неплохо «подпитывают» немецкую экономику. Консерваторы и либералы выступали за продолжение срока закрытия атомных электростанций, а «зеленые» и «левые» - за их закрытие до 2020 года.

По вопросам же внешней политики главным оказался спор относительно участия немецкого контингента в Афганистане. Традиционно-«левые» выступали за его немедленное выведение, а консерваторы и партия Свободных демократов – за продолжение мандата немецких военных в этой стране.

В итоге получился пониженный результат главных немецких партий: наибольшее падение было у Социал-демократов (почти 10 %) ознаменовалось поражением, которое они не имели с начала своего пребывания в большой политике. Существенные потери понес и Христианско-демократический союз.

Политика Меркель, с одной стороны, привела к падению рейтинга собственной политической силы, но, с другой, христианские демократы в парламенте получили достаточно серьезного союзника из числа Свободных демократов, составившие почти 15% голосов.

Появление партии Свободных демократов и означает изменение в коалиции: появились контуры нового правящего большинства в определенной степени, обозначающие изменения внешней политики Германии после этих выборов.

В прошлом правительстве вице-канцлером и ответственным за внешнюю политику был Штайнмаер, который в большой мере направлял свои усилия на проведения внешней политики в идеологическом подтексте социал-демократов, а ХДС и Меркель отдал в откуп внутреннюю политику. Сейчас, с приходом Свободных демократов и возможным возникновением коалиции из этих двух политических сил, предусматривается, что эту должность и пост министра иностранных дел будет занимать лидер «СД», а его программа и видение внешней политики, без сомнения, фактически будут отображаться на внешнем курсе Германии в целом.

Что касается Украины, то нам очень важно определить, какие новые ориентиры будут во внешней политики Германии. С созданием новой коалиции ХДС и партии Свободных демократов можно предполагать, что внешнеполитические ориентиры будут направлены на улучшение отношений с США – к этому всегда тяготели консерваторы. Кроме того, на определенное похолодание отношений с Россией – так как, понятно, что «потепление» отношений между Германией и РФ за последний период было вызвано интересами немецкого бизнеса и внешней политикой, которую курировали представители Социал-демократической партии.

На сегодняшний день, очевидно, больший акцент будет сделан на контакт с Америкой. Кстати, партия Свободных демократов была единственной из тех, кто принимал участие в «гонке», которая в своей программе откровенно и четко заявляла, что считает необходимым присоединение Украины к Европейскому Союзу, даже, как там говорилось, в долгосрочной перспективе. Таким образом, понятно, что «СД» будет проводить более приемлемую и выгодную для Украины политику.

Немецкие политики не скрывают, что путь Украины в ЕС во многом зависит не столько от европейских стран, сколько от самой Украины. Несомненно, что многие политики Европы сегодня разочарованы политической ситуацией в нашей стране.

Некоторые из них откровенно говорят о том, что просто не знают, с кем проводить полноценные переговоры. Многие для этого ждут завершения президентских выборов в Украине. Но, несмотря на эти трудности, мы можем утверждать, что после выборов в Германии Украина получила шанс наладить отношения с государством, которое в Европе наиболее аккуратно относилось к нашей евроатлантической интеграции.

Ведь не секрет, что во время последних дискуссий относительно членства Украины в НАТО, присоединения к ПДЧ именно немецкое руководство занимало наиболее аккуратную позицию. Подчеркну, это было вызвано тем, что внешняя политика Германии была под полным политическим руководством социал-демократов, которые сегодня «отходят» от управления и участия в правительстве Германии.

Это дает Украине шанс на то, чтобы путем невидимых и негромких действий проводить более тесные переговоры с новым руководством немецкого внешнеполитического ведомства. И по-новому начинать диалог с Меркель, и строить такие отношения, чтобы мы смогли получить в их лице одного из самых надежных союзников. И дабы подытожить, еще раз обращу внимание, что, в целом, результат выборов в Германии для Украины можно считать позитивным.

Я уверен, что тот лоббизм, который проводил через немецкое правительство бывший вице-канцлер, будет нивелирован и украинско-немецкие отношения смогут получить «новое дыхание». Это хороший знак для нашей страны. Вопрос состоит только в том, насколько Украина сможет воспользоваться этим шансом.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

16041