
Пожалуй, нет сейчас более серьезной угрозы для жизнедеятельности страны, чем политики высшего ранга. Уже почти полгода в Украине свирепствует финансовый кризис, который, по прогнозам аналитиков, вполне может перевоплотиться в экономическую разруху во второй половине 2009 года, а высокопоставленные представители исполнительной власти, Президент и премьер-министр, так и не подали на рассмотрение законодателей более-менее адекватной антикризисной программы. По сути, Виктор Ющенко как гарант Конституции должен был первым подать документ, в котором были бы изложены меры, обеспечивающие вывод украинской экономики из коллапса. В то же время, Юлия Тимошенко, как высшее должностное лицо исполнительной власти, была просто обязана обеспечить разработку бездефицитного, экономически выверенного бюджета на 2009 год, который бы не только позволил получить многомиллиардный кредит от МВФ, но и был бы направлен на возрождение экономического сектора. К сожалению, ни глава государства, ни руководительница Кабмина не выполнили этих функций, сосредоточившись на политической междоусобице и пренебрегая при этом вопросами национальной безопасности, в круг которых входит и состояние национальной экономики.
На днях правительство Украины приняло проект совместного обращения к руководству Международного валютного фонда о сотрудничестве. Данный документ был направлен в Секретариат Президента и Национальный банк Украины для согласования и подписания. Казалось бы, вполне цивилизованная норма, показатель того, что руководящие органы страны выступают с консолидированной позицией, стараясь уберечь национальную экономико-финансовую систему от краха. Если бы не одно «но»: появление такого совместного обращения было бы резонным еще осенью 2008 года, когда национальная валюта, гривна, начала стремительно дешеветь по отношению к доллару. Но тогда, как впрочем, и сейчас, Президент и премьер выступали с диаметрально противоположных позиций, стараясь уличить друг друга в непрофессионализме и некомпетентности. Вспомним: именно осенью 2008 года, когда правительство Тимошенко безуспешно пыталось утвердить в Верховной Раде проект государственного бюджета, Виктор Ющенко упрекал руководительницу Кабмина в том, что главный финансовый документ разработан на основе уже не отвечающих действительности макропоказателях. В свою очередь глава правительства укоряла Президента в том, что он не спешит навести порядок в руководстве Национального банка, бездеятельность которого привела к коллапсу в финансово-кредитной системе страны. И, следовательно, правительство не может заложить в бюджет основные финансовые показатели.
Тем временем украинская национальная валюта, а вместе с ней и экономика, оказались в практически безвыходном положении, и над страной замаячил призрак дефолта. Одним из выходов из кризисной ситуации стало привлечение кредита МВФ. Именно опираясь на средства Международного валютного фонда, власти Украины могли сдержать дальнейшую девальвацию гривны, параллельно направив часть денег на поддержание экономики.
Как известно, главным условием предоставления кредита МВФ был бездефицитный бюджет. Украинские власти на это условие согласились, однако в проекте «финансовой конституции» государства на 2009 год, разработанном Кабмином, дефицит все-таки имелся, да еще какой – порядка 31 миллиардов гривен. Уже это грубое нарушение являлось поводом для МВФ отказать Украине в кредите. Но правительство заверило руководство Международного валютного фонда в том, что бюджет будет вскоре пересмотрен, и дефицит удастся снизить. Возможно, МФВ и не поверил бы подобным заверениям, если бы Президент Виктор Ющенко не подписал принятый наспех Верховной Радой проект госбюджета. Таким образом, глава государства стал «соучастником», разделив с Юлией Тимошенко вину за несовершенный бюджет. Но если руководство МВФ могло и не принимать к сведению то, что заложенный в проекте главного финансового документа страны дефицит – политического происхождения (не секрет, что в гигантской сумме недостачи учтены расходы главы правительства на ведение президентской кампании за государственный счет), то уж Президент наверняка осознавал нереальность создания бездефицитного бюджета. Тем не менее, логически объяснить то, что гарант поставил-таки подпись под нещадно критикуемым им самим документом, невозможно. Наверняка Ющенко понимал, что если МВФ, разуверившись в способности украинских властей сбалансировать бюджет и оздоровить экономику при помощи выделенных Фондом средств, прекратит кредитование и потребует в кратчайшие сроки вернуть заем с процентами, то «перевести стрелки» на Тимошенко ему не удастся. И все же он визировал документ, тем самым обрекая государство на исполнение роли ненадежного заемщика.
Когда час «Х» все же наступил, и Международный валютный фонд, накануне выдачи второго транша, потребовал выполнить главное условие – ликвидировать дефицит бюджета, правительство Украины не нашло ничего лучшего, чем проигнорировать требование кредитора. Естественно, реакция со стороны МВФ последовала незамедлительно: Фонд отказал Украине в выдаче второго транша, и национальная валюта снова, как и осенью 2008 года, начала стремительно обесцениваться. И вот тут-то Президенту и премьер-министру и надо было переосмысливать свою политику, пересматривать бюджет, искать источники сокращения его дефицита. Но – нет. Юлия Тимошенко предпочла всю вину в девальвации гривны спихнуть на Нацбанк. При этом, руководительница Кабмина заявила, что не считает нужным пересматривать бюджет в первом полугодии, и, тем более, корректировать макроэкономические показатели. Пристало говорить о недальновидности поведения Тимошенко. Ведь, без кредита от МВФ, финансовой помощи от Всемирного банка и Европейского банка реконструкции развития Украине вряд ли удастся выкарабкаться из экономической прорвы. Однако, глава правительства проявляет неадекватное упорство, чем, фактически нивелирует возможности страны кредитоваться в перечисленных финансовых организациях.
С чем связана такая близорукость премьера? Причин может быть несколько. Первая: согласившись на корректировку макропоказетелей и пересмотр бюджета в феврале-марте 2009 года, Юлия Тимошенко поставила бы под сомнение компетентность свою и экономического блока своего Кабмина. В принципе, сомнений в неадекватности экономической политике нынешнего правительства практически не осталось – и недавняя отставка министра финансов Виктора Пинзеника, на которого премьер удосужилась повесить всех собак, яркое тому подтверждение. Причина вторая: социально ориентированный, пусть и дефицитный, бюджет – серьезное оружие для премьера как кандидата в президенты, которое Юлия Владимировна сможет использовать в противоборстве с другими претендентами на пост главы государства. И ради сохранения этого варианта главного финансового документа, руководительница Кабмина готова идти на что угодно – даже, как показала практика, на фактический разрыв отношений с одним из кредиторов украинского государства – МВФ. Не получив в феврале 1,9 миллиарда долларов кредита, Украина не смогла не только приступить к процессу сокращения бюджетного дефицита, но и оказалась на грани очередного финансово-экономического спада.
Заведомо политические мотивы подобного управления экономикой со стороны Юлии Тимошенко, к сожалению, не заставили Виктора Ющенко вовремя вмешаться и погасить конфликт между Кабмином и МВФ. Заняв выжидательную позицию, и дождавшись провала правительства, Президент набросился на премьер-министра с требованием немедленно пересмотреть бюджет, который он сам скоропалительно подписал. А попытка Тимошенко исправить ситуацию, направив в Международный валютный фонд совместное обращение, о котором шла речь в начале этого материала, вообще была высмеяна Секретариатом Президента. Глава СП Виктор Балога выступил с резкой критикой проекта обращения, назвав документ «набором лозунгов». При этом, Банковая не предложила ничего взамен. Вместо этого, Виктор Ющенко собирает сегодня совещание с участием премьер-министр Юлии Тимошенко, председателя Верховной Рады Владимира Литвина, главы Нацбанка Владимира Стельмаха и лидера фракции Партии регионов Виктора Януковича, на котором Президент «планирует обсудить координацию действий всех органов государственной власти и политических сил в кризисных условиях развития экономики».
Откровенно запоздалое решение, не правда ли? Почти полгода президент не призывал к консолидации, не подавал в Верховную Раду предложений по стабилизации экономики и преодолению кризиса, словом, занимал позицию стороннего наблюдателя. И тут на тебе – решил всех объединить, призвать к прекращению политических споров и «сосредоточиться на создании общего пакета плана действий для борьбы с экономическим кризисом». Впрочем, если следовать принципу «лучше поздно, чем никогда», то эту инициативу главы государства можно было бы приветствовать. Если бы не одно обстоятельство. На вчерашней встрече с послами G-7 Виктор Ющенко заявил, что постарается убедить Юлию Тимошенко пересмотреть бюджет уже в марте. Как Виктор Андреевич умеет убеждать, мы уже видели – на скандальном заседании СНБО, которое было посвящено вопросам поставок российского газа. Похоже, что сегодняшнее заседание может пройти по схожему сценарию, что и так усугубит удручающую ситуацию в стране.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом