Наиболее обсуждаемой новостью в политической жизни Украины на нынешней неделе стала презентация проекта программы деятельности Кабинета министров. По сути, это – второй по значимости документ после государственного бюджета на 2008 год, который правительство Юлии Тимошенко презентовало общественности за почти месяц своего существования. Равно как и главный финансовый документ страны, проект программы деятельности правительства сразу же оказался погребен под волной критики. Причем, особое усердие в этом деле проявили не только политики: пожалуй, впервые в истории независимой Украины сей программный документ вынесли на суд общественности до, а не после его утверждения Верховной Радой. С одной стороны, такая инициатива Кабмина может свидетельствовать об открытости исполнительной власти. С другой – Юлия Тимошенко, предоставив для обсуждения явно недоработанный документ, который, фактически, является расширенной версией коалиционного соглашения, намеренно подставляет себя под волну критики. Ведь если утверждение программы, или, в дальнейшем, ее выполнение, окажется неудачным, она может снять с себя ответственность за это, и вплотную заняться подготовкой к выборам Президента.

В правительственной программе больше «багов», чем «фич»

Самый главный минус, на который обратили внимание политические и экономические эксперты при анализе презентованной во вторник, 15 января, программы деятельности Кабмина «Украинский прорыв: для людей, а не для политиков» – ее очевидная декларативность и практически полное отсутствие конкретики.

Не секрет, что данный документ является своеобразной стратегией деятельности правительства, которая, как и всякий долгосрочный план, должен быть подкреплен практическими расчетами, выкладками, с определенными сроками выполнения тех или иных обязательств. По такому принципу действуют правительства во всех развитых странах. В Украине же некоторые правительства вообще обходились без утвержденной парламентом программы (как пример – ушедший в декабре 2007 года в отставку Кабмин Виктора Януковича). Естественно, что отсутствие программного документа, в котором бы расписывались сроки выполнения тех или иных задач, практически снимает ответственность с правительственных мужей за отступление или невыполнение обещаний. Запросить отчет о деятельности министерства или ведомства, не говоря уже о самом Кабмине, нельзя – раз нет утвержденной программы действий, то, получается, не за что и отчитываться. То есть, всякая политическая ответственность за действия Кабмина с его членов автоматически снималась.

Юлия Тимошенко не отличилась оригинальностью – расписанная ее подчиненными программа не соответствует стратегическому документу и фактически не является алгоритмом, по которому правительство будет жить и действовать на протяжении всего срока, отведенного ему Конституцией.

Пользуясь компьютерной терминологией можно сказать, что алгоритм деятельности Кабмина Тимошенко, прописанный правительственными «программистами», вряд ли будет успешно работать из-за большого количества неполадок, именуемых «багами». А вот «фич», что с компьютерного сленга – полезные функции, в данном алгоритме существенно меньше.

По мнению аналитиков Международного центра перспективных исследований, весьма серьезным просчетом авторов проекта стало несоответствие основных положений программы правительства нормам, заложенным Кабмином в государственном бюджете на 2008 год. В первую очередь, это касается десятка реформ, задекларированных в программном документе, но не отображенных в госбюджете. Эксперты отметили, что Юлия Тимошенко и ее министры так и не разработали нормативные механизмы, связывающие программу с госбюджетом или ставящие их в зависимость друг от друга. Это упущение, по сути, ставит под угрозу реализацию задуманных преобразований, так как средств на их воплощение в госбюджете на нынешний год не заложено.

Не проработан, по мнению экспертов, вопрос возмещения долгов за коммунальные услуги за счет компенсации вкладов Сбербанка. Специалисты уверены, что такая инициатива может спровоцировать рост неплатежей со стороны населения, что поставит под угрозу планы Кабмина реформировать жилищно-коммунальную сферу и стимулировать введение рыночных отношений в данной отрасли.

Да и сама процедура погашения вкладов Сбербанка, на которой сейчас активно пиарится Кабмин, детально не прописана в программе. Не учтены экономические риски, не предложен механизм борьбы с инфляцией, которая наверняка захлестнет страну, как только компенсационные средства попадут в руки украинцев.

Еще один спорный момент, на который обратили внимание аналитики, - согласование намерений правительства по снижению налогового пресса и увеличению социальных выплат. Известно, что у правительства есть два основных источника финансирования масштабных социальных программ, отображенных в главном финдокументе страны. Это – налоги и средства, полученные от приватизации госимущества. Оставив в стороне приватизацию (так как планы правительства в этой сфере четко не артикулированы), обратимся к налогам. Воплощение в жизнь социальных программ Кабмина, например, увеличение выплат при рождении ребенка, предполагает увеличение налоговой нагрузки на бизнес. В то же время, правительство декларирует снижение налогового пресса, при этом, не указав в своей программе как сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы – целы.

Подколки с Банковой

Интересно, что первым, кто отреагировал на несоответствие программы деятельности Кабмина целям и задачам, отведенным правительству Тимошенко, стал Секретариат Президента.

Так, глава СП Виктор Балога, комментируя поправки, которые Виктор Ющенко попросил Юлию Тимошенко учесть при доработке данного документа, заявил, что «Президент настаивает на необходимости приведения отдельных пунктов предложенного документа к требованиям действующего законодательства, конкретизации положений, указания окончательных сроков выполнения взятых Кабмином обязательств». По словам Балоги, гарант обеспокоен тем, что правительственная программа может превратиться в очередной формальный документ, в котором не будет ни слова о политической ответственности министров за невыполнение обещаний. «Ющенко предлагает формулировать пункты программы не в выражениях типа «правительство будет принимать меры» или «правительство будет опекаться» а с однозначным утверждением «правительство обеспечит», - объяснил требования Президента Балога. Естественно, что основная критика главы государства пришлась на социальные аспекты программы Кабмина. Так, по заверениям главы СП, гарант обратил внимание правительства, что в разработанном проекте совсем не отображен вопрос ликвидации задолженности по зарплате и предотвращения новых долгов на предприятиях всех форм собственности, тщательно не обработаны мероприятия по улучшению охраны и безопасности труда на производстве. Ющенко, как утверждает Балога, рекомендует ввести механизм экономической заинтересованности собственника предприятия в создании безопасных условий работы, в том числе через возмещение им всех средств, которые государство тратит на ликвидацию последствий техногенных аварий. Еще одна шпилька от гаранта – введение практики внеочередного предоставления социального жилья семьям и одиноким родителям, которые воспитывают пятерых и больше детей, а также при рождении одновременно трех и больше детей.

«Правительство также должно гарантировать льготные условия поступления и освобождение от платы за обучение в государственных учебных заведениях всех уровней детей из семей, которые имеют пять и больше детей. Важным социальным пунктом, который президент предлагает закрепить в программе деятельности Кабмина, является выполнение требований указа о мероприятиях по строительству доступного жилья», - подытожил массив президентских поправок Балога.

Оперативность, с которой СП направил в Кабмин рекомендации Главы государства по усовершенствованию и доработке некоторых ключевых положений программы деятельности правительства, поясняется намерением Банковой создать у общественности мнение о крайне низкой профессиональной компетентности, прежде всего, Тимошенко. Указав Юлии Владимировне на ее очевидные просчеты в составлении проекта программы, Виктор Ющенко тем самым подчеркнул, что он более сведущ в том, каким образом должны работать механизмы реализации правительственных программ. К тому же, желание Президента заставить ЮВТ взять на себя политическую ответственность за провал программы, наверняка было продиктовано заявлением главы Кабмина о том, что она считает открытым вопрос своего участия в выборах Президента. Подчеркнем: в понедельник в Днепропетровске Тимошенко впервые публично сообщила о своих президентских амбициях, уточнив, что ввяжется в предвыборную гонку, если ее Кабмину будут мешать проводить реформы. Что в такой ситуации должен был делать Ющенко? Правильно, заранее сообщить украинцам, что реформы, предложенные ЮВТ, не подкреплены конкретными расчетами, выкладками, прогнозами, и поэтому данные преобразования могут быть обречены на провал. Что он и сделал, поручив Балоге передать поправки к программе в секретариат Кабмина, попутно взяв с Юлии Владимировны слово, что та учтет в документе тезисы послания Президента к Верховной Раде.

Все бы хорошо, да усилия гаранта, похоже, тщетны. Как бы ни были обоснованы его претензии к программе деятельности правительства, они были сформулированы уже после того, как Тимошенко обнародовала список реформ. Стало быть, ничто не сможет помешать Юлии Владимировне утверждать, что все ее благие намерения загубили по причине острой политической неприязни. Сейчас ЮВТ в таком положении, что любая критика ее действий, положительная или отрицательная, будет работать на ее имидж – и перипетии вокруг программы Кабмина яркий тому пример. Это, несомненно, облегчит ей задачу подготовки к президентским выборам. И после всего этого вы еще сомневаетесь, что в списке кандидатов на высший государственный пост страны не будет фамилии Тимошенко?

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

6717