В сентябре 2006 года благодаря усилиями своего премьер-министра Виктора Януковича Украина сделала очевидный «откат» от НАТО (ныне перспективы ее присоединения к Плану действий по членству в альянсе перенесены на неопределенный срок). После этого как будто что-то начало меняться во взаимоотношениях украинского и российского оборонно-промышленных комплексов. Скажем, еще весной президент ОАО «Мотор Сич» (Запорожье) Вячеслав Богуслаев весьма горячо негодовал по поводу того, что Москва собирается напрочь отказаться от покупок украинских комплектующих для военных вертолетов и активно развивает свое производство двигателей для винтокрылых машин. А 12 декабря он четко заявил, что «в авиационном плане мы обязательно будем вместе с Россией». И подчеркнуто обозначил: «Надо прямо признать, что на Западе Украина никому не нужна».
 
 

Тем самым Богуслаев чуть ли не слово в слово повторил слова российского вице-премьера – министра обороны Сергея Иванова, сказанные год назад. Напомним, тогда Иванов ясно дал понять, что вступление Украины в Североатлантический альянс скажется прежде всего на разрыве с ней кооперационных связей в сфере оборонно-промышленного комплекса. И заметил, что «продукция, которую дают предприятия украинского ОПК, кроме как в России никому не нужна».

НИ СЛОВА О РОССИИ

Из выступления Богуслаева следует, что сегодня как минимум 80% украинцев понимают, что оборонщикам двух стран надо снова «брататься». Видит, мол, это и руководство страны (вопрос – какое?): «В последнее время резко поменялся вектор, который еще вчера был доминирующим, нацеленным на Европу, НАТО. Сейчас все становится на свои места».

Президент «Мотор-Сич», однако, явно торопится с выводами. Ведь не только премьер Янукович, но и президент Виктор Ющенко определенно должен подать России соответствующий сигнал. Он же, проводя в конце ноября встречу с украинскими промышленниками и предпринимателями, о РФ даже не заикнулся. Мол, оборонно-промышленный потенциал страны достаточно высок, «мы имеем уникальные системы управления, уникальные разработки оперативно-технических комплексов, уникальные разработки, касающиеся вооружений и боеприпасов», а посему Украина, в первую очередь на своих военно-промышленных предприятиях, должна начать делать новую технику. «Первыми заказчиками этой темы должны стать мы, государство», – продекларировал украинский президент. Это что-то из лексики советско-партийных времен: «должны», «повысим», «углубим», «расширим»…

Так что в Москве, похоже, еще наблюдают, чем закончится «драчка двух Викторов» – Ющенко и Януковича – и за главенствующую роль в определении внешней политики страны в целом, и по отношению к вступлению в НАТО в частности. Исходя из этого, в руководстве РФ будут определять, насколько крепкими должны быть объятия при возобновлении «братания» в военно-техническом сотрудничестве (ВТС). Пока же Россия не корректировала своих планов, отказав Украине в начале 2006 года в совместном производстве в этой стране вертолетного оборудования.

КАК ОН БУДЕТ УМИРАТЬ

Что такое российско-украинское ВТС, как-то популярно объяснил председатель Совета Федерации Сергей Миронов: «Это десятки, сотни, тысячи рабочих мест, это технологии, торговля, экспорт». Спикер СФ также заявлял, что Россия не приветствует вступление Украины в НАТО и в случае, если это произойдет, прекратит с ней оборонную кооперацию.

Понимают это и в Киеве. Например, депутат Верховной Рады Иван Вернидубов говорит, что главным негативным последствием возможного вступления Украины в НАТО явятся «огромные затраты на переход к стандартам Североатлантического альянса, что повлечет за собой смерть военно-промышленного комплекса Украины», поскольку последует «неизбежное свертывание сотрудничества с Россией, которая пока еще остается нашим стратегическим партнером». Последствия этого, согласно прогнозу парламентария, окажутся весьма печальными: 200 тыс. человек, которые ныне работают в украинском ОПК, будут выброшены на улицу, и в стране неизбежно возникнет нестабильность.

Кстати, Сергей Иванов тоже считает, что «последствия вступления Украины в НАТО до конца еще никем не просчитаны». Что же касается неизбежного разрыва кооперационных связей в сфере оборонно-промышленного комплекса, то, по словам вице-премьера правительства РФ, «он будет достаточно болезненным и для Украины, и для России». При этом, убежден Сергей Иванов, украинские оборонные предприятия пострадают больше, они «рано или поздно просто загнутся, со всеми вытекающими отсюда последствиями».

В свою бытность председателем комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков указывал, что Россия уже осуществляет пересмотр ВТС с Украиной, что оно сокращается. Он также отмечал, что данный вопрос является серьезным как для России, так и для Украины: «Мы вынуждены будем свернуть производство в оборонно-промышленном комплексе, закрыть некоторые предприятия, мы потеряем высокие технологии, кадры, увеличим безработицу». Крючков и сегодня убежден, что Украине не удастся выйти на сотрудничество в военно-технической сфере с западными странами. В подтверждение этого он приводит следующий аргумент: Украина 10 лет является партнером НАТО и 7 лет стратегическим партнером альянса. «Мы за это время ничего не сделали для того, чтобы развернуть сотрудничество на Запад. Наши интересы больше развивались в сотрудничестве с Россией, и теперь мы эту возможность теряем». В происходящем Крючков видит «удар по национальным интересам Украины».

Любопытна точка зрения бывшего министра обороны Украины Александра Кузьмука (кстати, когда он стоял у

руля военного ведомства, оно требовало «уже сейчас» перестраивать национальную армию по натовским стандартам). Ныне генерал отмечает, что «мы во многом взаимозависимы с Россией». Причем так, что «если закрыть воздушные, морские границы с Россией, через месяц наши вооруженные силы станут совершенно небоеспособными».

В интервью одному из киевских изданий Кузьмук говорил: «Мы зависимы от ВПК России. В то время как от НАТО мы пока не получили ни одного сигнала о том, как будем решать эти вопросы. Мы вынуждены будем брать в лизинг, покупать вооружение в странах НАТО, чтобы перевооружиться». По словам экс-министра, существует аналогичная зависимость и России от Украины – 400 оборонных предприятий РФ работают в тесном контакте с украинскими.

Однако, признается Кузьмук, «Россия финансово более состоятельна и скорее решит свои проблемы».

ЗАПАД КАК ДЕНЕЖНАЯ КОРМУШКА?

Тем не менее звучат на Украине и «шапкозакидательские» мнения, которые нередко принадлежат людям, в определенной степени влияющим на принятие решений высшими государственными инстанциями. Первый заместитель министра обороны Украины Леонид Поляков считает, что «в случае вступления в альянс состояние дел в украинском оборонно-промышленном комплексе значительно улучшится». Это было сказано им в популярном в Киеве еженедельнике «Без цензуры». Поляков убежден, что членство в НАТО «расширит возможности в кооперации Украины с Европой и Северной Америкой». Признавая, что сегодня национальная финансовая система не дает возможности выделять необходимые средства на развитие ОПК, первый замминистра уверен, что вступление страны в НАТО даст Киеву доступ к мощной «денежной кормушке».

Нисколько не опасаясь обвинений в наивном ожидании от будущих возможных партнеров манны небесной, Поляков говорит: «Таким образом, для наших предприятий, в том числе и оборонно-промышленного комплекса, откроются дверь крепких западных банков. С нашим опытом и интеллектом мы многое сможем достичь». И привел ряд ярких, на его взгляд, примеров на сей счет – из областей судо-, авиа- и машиностроения. В частности, военно-транспортный самолет Ан-70 (от которого, как известно, бесповоротно отказалась Россия), судя по словам замминистра, – это чуть ли не чудо авиатехники, на которое вскоре перейдет вся Украина (зачем ей, дескать, какие-то доживающие свой век Ил-76), и на Западе эту машину ждут не дождутся.

В общем, по Полякову, после возможного вступления Украины в НАТО страна попадет чуть ли не в оборонно-промышленный рай. Слушая подобные речи, можно было бы просто пожать плечами, но дело в том, что первый замминистра – это не какой-то генерал-солдафон, мало что смыслящий в функционировании национальной оборонки и кооперации, которую она осуществляет. Полковник запаса Поляков на рубеже 2000 года работал директором военных программ авторитетного в стране Украинского центра экономических и политических исследований (УЦЭПИ) им. Разумкова, а потом консультировал по вопросам национальной безопасности и обороны Верховную Раду. Впрочем, если учесть тот факт, что в 1995 году он окончил Военный колледж сухопутных войск США (между прочим, сразу вслед за Военной академией им. Фрунзе в Москве), то можно предположить, откуда у него такие надежды.

Президент ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев – практик и видит совершенно другое. В декабре он рассказал, что в последние годы на Украину неоднократно приезжали представители многих ведущих западных двигателестроительных компаний, в том числе и довольно известных, с различными инвестиционными программами. Но ни одна из них так и не заработала. По наблюдениям Богуслаева, «все приезды представителей зарубежных фирм к нам и наши поездки к ним заканчивались разведкой с их стороны – они хотели посмотреть: умерли ли мы совсем или еще находимся в реанимационном состоянии».

Что касается «Мотор Сич», то сегодня, по словам Богуслаева, там уже думают «о выживании, о том, как протянуть до конца года»: «Мы зарабатываем деньги, собственные деньги. А если нам поможет государство, а лучше два государства, мы быстрее выполним все программы».

Запорожские авиадвигателестроители, вероятно, все-таки вышли из «реанимационного состояния». Но этого еще нельзя сказать о десятках других предприятий украинского ОПК. В прошлом году министр обороны Анатолий Гриценко тщетно пытался «завалить» страну военными заказами, буквально вымогая их в Турции, Белоруссии, Азербайджане и некоторых других странах ближнего и дальнего зарубежья. Но, судя и по официальным данным (см. справки), украинская оборонка доныне переживает далеко не безоблачные времена: в портфеле контрактов «резервы» весьма скромны, а национальные вооруженные силы занимаются главным образом модернизацией и ремонтом старых образцов вооружений. О российских заказах скромно умалчивается...

ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ ОПК УКРАИНЫ

По сообщению директора киевского Центра исследования армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Валентина Бадрака, объем экспорта Украиной вооружений и услуг специального и двойного назначения в 2005 году составил около 680 млн. долларов, что на 5% больше по сравнению с 2004 годом. Наиболее продаваемыми в 2005 году были авиатехника и бронетехника и их комплектующие, а также системы ПВО. Наиболее емким потребителем украинских вооружений традиционно являются регионы Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, стран СНГ. Портфель заказов для Украины свидетельствует о способности в течение года – двух лет удерживать годовой объем оружейного экспорта на уровне 600–700 млн. долларов за счет внедрения новых технологий, востребованности комплектующих к вооружениям и военной технике, предоставления услуг специального назначения. Однако, по словам Бадрака, есть и факторы, которые могут существенно повлиять на позиции Украины на мировом рынке вооружений. В числе их он называет снижение объемов ВТС с Россией, которое ныне в общем объеме ВТС Украины оценивается на уровне 30%.

УКРАИНСКАЯ ОБОРОНКА СЕГОДНЯ

В апреле 2006 года в Киеве департаментом разработок и закупок вооружения и военной техники Минобороны Украины была презентована Государственная программа развития вооружений и военной техники на период до 2009 года. В ее рамках планировалось в 2006 году провести госиспытания 23 и предварительные – 28 образцов ВВТ. Еще 19 работ находятся в различных стадиях подготовки. В соответствии с планом предполагается провести модернизацию танка Т-64БМ «Булат», БМП-1, БТР-70 и БРДМ-2 с установкой на них новых унифицированных модулей вооружения, систем пассивной и активной защиты брони. В интересах аэромобильных войск были разработаны и закуплены новейшие парашютно-десантные системы, для подразделений ракетных войск и артиллерии началась модернизация реактивных систем залпового огня. Параллельно осуществляется разработка новой самоходной гаубицы, новых высокоточных боеприпасов и подкалиберных боеприпасов для танков. Украинские военные специалисты завершили разработку новых танковых управляемых ракет и работают над новыми переносными противотанковыми ракетными комплексами. В интересах войск противовоздушной обороны сухопутных войск модернизируется зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Оса» и переносной ЗРК «Игла-1». Началась также модернизация боевых вертолетов Ми-24, самолетов МиГ-29 и Су-25 и открыт новый проект по созданию беспилотного летательного аппарата. Работы по МиГ-29 планировалось проводить совместно с российскими предприятиями.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1555