Не знаю как кому, а мне лично стыдно за то, что в настоящее время происходит в Украине. Нет, я не о метаниях «Нашей Украины» между парламентской коалицией и оппозицией говорю: эта история гнусная, и настолько навязшая в зубах у мирового сообщества, что даже живо интересующаяся всеми нашими внутренними проблемами Америка махнула рукой – дескать, делайте, что хотите, черт вас поймет, чего вы там не поделите.

Речь – о бюрократической войне, которая, к счастью, пока не гремит, а только шуршит всеми своими указами, постановлениями и их многочисленными копиями. Войну эту развязал еще в первой половине сентября Секретариат Президента, который поспешил опубликовать в прессе 7 указов главы государства, не прошедших процедуру контрассигнации в Кабмине. Казалось бы, дело не стоит бумаг, из-за которых начался шум и гам – извинились бы чиновники из Секретариата Президента перед Секретариатом правительства за процедурное нарушение, направили указы для скрепления их премьер-министром и ответственным за их исполнение министром, а потом передали в «Урядовий кур’єр» для опубликования. Все, конфликт исчерпан. Но, похоже, кому-то в Секретариате Президента этот конфликт был на руку, раз его пламя с таким неистовством начали раздувать все причастные и непричастные к нему персоны.

Вкратце напомним, из-за чего весь сыр-бор разгорелся.

21 сентября - 7 указов Президента Украины, изданных в августе-сентябре 2006 года, возвращены из Секретариата правительства в Секретариат главы государства без скрепления подписью премьер-министра. Как объяснил первый замминистра Кабмина Александр Лавринович, указы возвращены в президентскую канцелярию из-за нарушения конституционной процедуры их обнародования. Лавринович сослался на часть четвертую ст.106 Конституции Украины, в которой черным по белому означено: официальному обнародованию актов главы государства должна была предшествовать процедура их контрассигнации. То есть, скрепление актов главы государства подписями премьер-министра, а также министра, ответственного за указ и его выполнение, которое предшествует официальному обнародованию документа. Этого сделано не было. В тот же день представитель Президента в парламенте Юрий Ключковский назвал случившееся предвестником государственного переворота.

26 сентября - Глава Секретариата Президента Украины Виктор Балога по поручению Президента Украины повторно направил изданные в августе-сентябре 2006 года указы Ющенко для скрепления подписями премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его выполнение. Только не 7, которые «завернул» Лавринович, а 8. При этом Виктор Ющенко подчеркнул, что его указы вступают в силу после их подписания президентом и обнародования их. В тот же день спикер ВР Александр Мороз назвал разгоревшийся конфликт «непристойным», сказав, что такие скандалы выгодны людям, которые хотят повернуть политическую реформу назад. И предложил поскорее принять закон о Кабмине, после чего, по его мнению, таким неурядицам не будет места.

28 сентября – Кабмин отказался принимать к исполнению 8 повторно направленных в правительство указов гаранта. Александр Лавринович заявил, что Кабмин не намерен нарушать Конституцию и принимать указы к исполнению, и отметил, что правительство предложило Секретариату выйти из создавшейся ситуации, отменив эти 8 указов с тем, чтобы Президент их повторно подписал и они затем, до опубликования, прошли положенную процедуру контрассигнации. Но в стане Президента требование Кабмина проигнорировали.

29 сентября - Кабинет Министров Украины сделал представление в Конституционный Суд Украины, в котором попросил дать официальное толкование частей третьей и четвертой статьи 106 Конституции Украины, которые регулируют скрепление подписями премьер-министра указов Президента Украины. Александр Лавринович, подавший представление в КС, сослался на европейскую практику института контрассигнации, которая упрочилась как необходимый элемент верховенства права и является важной составляющей государственно-правовой практики стран с парламентской и смешанной республиканской формой правления.

4 октября - Секретариат Президента внедряет мониторинг всех проектов и постановлений Кабмина. Цель сиих действий огласил зам главы СП Виктор Бондарь: «Мы не будем допускать принятия решений, которые потом будут обжалованы и остановлены в действии». Одновременно советник президента Игорь Колиушко пригрозил, что в СП готовится свое «видение этого вопроса», которое впоследствии будет изложено Конституционному суду, и он, дескать, даст свое определение.

Давайте разберемся. По сути, прав-то Кабмин. Александр Лавринович в конституционном процессе – зверь стрелянный, букву закона знает как «Отче наш». И претензии его вполне обоснованы. Другое дело, что сейчас на Банковой заседает по большей мере племя молодое, в делах бюрократических не искушенное, и, как показывает жизнь, в действующих законах не сведущее. Помните первый приход в Секретариат Александра Зинченко и его заявления о наборе в штат президентской канцелярии людей с гарвардским образованием? Видимо, дипломы у пополнивших Секретариат чиновников такого же образца, как и у небезызвестного министра юстиции Романа Зварыча. Может, этот «молодняк» и владеет иностранными языками, как второй глава СП Олег Рыбачук, но дела своего, бюрократического, чиновничьего, как оказалось, не знает. Возможно, и раньше такие казусы случались, но в правительстве Тимошенко и Еханурова не считали нужным такие глупости выпячивать, либо попросту их не замечали.

Сейчас дело другое. В Кабмин пришли профи, а не майданные горлодранцы, и тут, хочешь не хочешь, нужно жить по закону. Соблюдать его до последней буквы и запятой. Но Президент со товарищи, похоже, жить по закону не желает. Оттого и выдумывает его новое окружение всяческие мониторинги, крича на весь мир о соломинке в глазу конкурента, не замечая у себя бревно. сути, прав-то кабмин.инцип.

ть, что она сваляла дурака.ся другс способ "аст свое определение. государственного перворота,

Вот такое, мягко говоря, кино. Не удивлюсь, если у «контрассигнационного» сериала будет продолжение. Например, завтра тот же Лавринович придумает внедрить свой мониторинг указов президента. А Секретариат главы государства, вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, возьмется выдумывать какой-нибудь хитроумный способ, чтобы «тяпнуть» Кабмин. И так может продолжаться до бесконечности. Одно странно: ни у Президента, ни у премьера не хватает смелости встретиться с глазу на глаз, и обстоятельно, по-мужски, поговорить. Разобраться, кто прав, кто виноват, наказать виновных. И забыть эту нелепицу – ну чего не бывает в полной бумажной волокиты деятельности двух институтов исполнительной власти? Но это, похоже, самый легкий выход из конфликта. А конфликтующие стороны, вернее, одна из них, не желает признавать, что она сваляла дурака. А вторая просто пошла на принцип. И конфликт не гаснет.

Плохо то, что пример этот может быть заразительным. Глядишь, завтра такая вот бумажная война грянет на областном, районном, городском уровнях. Чиновники, вместо того, чтобы служить народу, начнут друг друга по судам таскать, подавать-возвращать постановления и распоряжения, и так увлекутся бумажными «перестрелками», что и о жизни реальной забудут. А на носу зима. И нерешенных проблем, с ней связанной, у секретариата президента и Кабмина куча. Пора бы чиновникам об этом задуматься. И прекратить бюрократическую волокиту. Пока не поздно.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2401