Из их стальных дверей выплескивается на покупателя великое множество недорогих предметов одежды, обуви, детских игрушек, кухонной утвари, бытовой техники, компьютерных программ, косметики, спортивных товаров и различных метизов - короче, практически все в этой части планеты, которая не так давно умудрялась жить, не имея практически ничего.
Джинсы за 9 долл. США. Турецкие костюмы, которые едва ли можно назвать стильными, за 60 долл. Продукцию таких марок, как "Dior", "Chanel" и "Armani", можно купить по дешевке, если только не интересоваться ее подлинностью. Если говорить о комплексах, в грузовых контейнерах нет примерочных, но мужчины и женщины, нисколько не стесняясь, раздеваются, когда ищут себе подходящий размер одежды.
"Соки! Воды! Пиво! Осторожно!", - громко выкрикивала женщина, толкая разбитую тележку через этот какофонический, вызывающий головокружение лабиринт розничной торговли и предлагая утолить жажду, а также предупреждая, чтобы не случилось неприятных столкновений с ее мобильным предприятием. Что и объясняет, как этот рынок получил свое неформальное прозвище "толчок". В русском языке, который по-прежнему является господствующим языком в этой части Украины, это слово является производным от глагола "толкать".
Однако единственный способ разойтись с этой женщиной - отступить в предпринимательские объятия другого контейнера и рисковать нарваться там на кого-нибудь, что-то примеряющего на себя.
Когда я сюда приехал, здесь выращивали пшеницу, - говорит Александр Седов, который в прошлом программировал компьютеры для советской космической программы, а ныне продает главным образом подтяжки и женские блузки. - Сейчас это место зовется 'полем чудес'".
Здесь также была свалка для мусора и место для сжигания отбросов (которые потом, соответственно, заасфальтировали и перепахали), когда последние советские отцы города Одессы выдворили пионеров уличной торговли за пределы города, на прежде неизвестный свободный рынок, выделив им 4 га земли на 7-м километре (отсюда и название рынка). Это было в 1989 году, когда происходил распад Советского Союза, а здесь появился самый необычный в Европе и, как говорят некоторые, крупнейший рынок.
Сегодня рынок занимает территорию 70 га. Для сравнения, крупнейший в США торговый центр, "The Mall of America" в городе Блумингтон, штат Миннесота, занимает 40 га, хотя на этом все сравнения кончаются.
Рынок "Седьмой километр" является частично базаром "третьего мира", частично постсоветским "вол-мартом" (Wal-Mart - магазин крупнейшей в США сети розничной торговли - прим. пер.), местом неподдельного и в основном нерегулируемого капитализма, где определенные вопросы - о зарплате, ренте, налогах или фамилии - встречают с подозрением. Так было с одним долговязом иностранным фотографом, при появлении которого на рынке пронесся шепот "Таможня".
Открытый ежедневно, кроме пятницы, этот рынок сегодня насчитывает примерно 16000 торговцев плюс персонал рынка численностью 1200 человек, в основном охранники и дворники, что делает его крупнейшим работодателем в регионе. Ежедневно рынок посещают оценочно 150000 покупателей, приезжающих сюда в сотнях автобусов даже из России в поисках сделок, которые делает возможными очевидное уклонение от таможни и налогов.
"За более чем 15 лет своей работы этот рынок называли по-разному, - написала в 2004 году украинская еженедельная газета "Зеркало Недели", - но фактически это государство в государстве, со своими законами и правилами. Рынок стал синекурой для богатых и торговым раем для бедных".
На горизонте видны перемены. Президент Виктор Ющенко, избранный в декабре 2004 года, обещал вывести экономику Украины из тени, где, как очевидно, и продавец, и покупатель хотели бы, чтобы она оставалась. Во время президентской кампании он обещал не закрывать этот рынок, но, очевидно, на уме у него было что-то другое: налоговые инспекторы. Когда Ющенко посетил этот рынок в декабре прошлого года, он распорядился создать комиссию для изучения соблюдения налогового кодекса на рынке, где ежедневный объем продаж, по свидетельству газеты "Зеркало Недели", достигает, согласно оценкам, 20 млн. долл.
Никто в действительности не знает объема продаж, даже Анатолий Берладин, заместитель директора рынка, который принадлежит занимающемуся землей и сельским хозяйством местному бизнесмену Виктору Добрянскому и трем другим лицам.
Берладин сказал, что сами владельцы ежегодно платят налоги в размере приблизительно 11 млн. долл., но, поскольку контейнеры сдаются в поднаем, рынка не касаются налоги на товары и на доходы, а также таможенные пошлины.
"Мы никогда не пытались контролировать эти вещи, - сказал он. - Мы - не налоговые власти".
Инженер-компьютерщик Седов сказал, что платит 2300 долл. в месяц за аренду своего контейнера; другие, в зависимости от местоположения, разумеется, платят за аренду от 6000 долл. и более. Он, как и множество других людей, оставшихся без средств к существованию после краха советской системы, занялся "челночной" торговлей, привозя все, что мог, из Польши или из других стран бывшего советского блока.
Некоторые, например, Добрянский, сделали себе миллионные состояния, но большинство вроде Седова едва зарабатывали на жизнь ежедневным 12-часовым трудом.
Одна женщина из соседней Молдавии приезжает сюда по субботам и воскресеньям, привозя тапочки с фабрики, на которой она прежде работала. "Тапочками выдают зарплату работникам, - сказала она о своем товаре, выпускаемом компанией "Florare" в Приднестровской Республике, непризнанном мятежном регионе Молдавии.
У этого рынка сегодня есть собственный веб-сайт (www.7km.net), и владельцы начали строить на его территории навесы и здания. Тут есть три здравпункта, бесплатно оказывающих срочную медицинскую помощь, сказал Бердалин, пожарное депо и, наконец-то, современные туалеты. "В наших туалетах пахнет розами", - сказал он.
Рынки вроде этого, пусть даже и не такие большие, имеются повсюду на Украине и в России, а также и в остальных республиках бывшего Советского Союза, где свыше семи десятков лет назад был полностью ликвидирован класс предпринимателей, почти не оставив фундамента, на котором можно было его восстановить после того, как остановилась командная экономика. Однако постепенно в этих странах возникают новые роскошные моллы, в частности, крупные придорожные центры розничной торговли вроде тех, что входят в сеть магазинов "Метро", рассчитанных на перспективного покупателя, который, если и не относится к среднему классу, все-таки может себе позволить нечто более хорошее, чем самые дешевые товары из Китая, Турции и других стран, поставляющих низкосортные товары.
"Судьба нашего рынка зависит от экономики Украины, - сказал Бердалин. - Как только экономика Украины начнет развиваться нормально, необходимость в нашем рынке отомрет".
И что тогда станет с этим необычным местом?
"Мы займемся оптовой торговлей", - сказал он.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом