Второй раунд украинско-российских переговоров пройдет в тени встреч глав «большой восьмерки». Требования России неизменны: больше денег и украинский газовый трубопровод. Какие же обстоятельства помогут Украине выиграть максимально выгодные условия, и какие факторы это сделать помешают?

Украине «повезло». Сегодня на просторах нашей станы опять творятся ключевые события всемирной истории. В мировой литературе детально описана история ведения «нефтяных войн» и применения «нефтяного оружия», которое было призвано подавить экономическую и промышленную мощь государства соперника. Но газовая война – это новый феномен, который впервые оформился именно на территории Украины. О том, что газовые войны - это явление эпохальное, а не эпизодическое, свидетельствует и медиа-резонанс первого раунда топливных переговоров между Россией и Украиной в сентябре-декабре 2005 года.

Между тем, уже не за горами раунд второй. В Кремле очень хорошо помнят, что Украина – единственная страна, где инициатива повысить цены на газ завязла в утомительных дискуссиях и горячих спорах. Четыре месяца назад напор москвичей был отсрочен на шесть месяцев, и сегодня отношения с Россией вновь приобрели тревожный запах газа.

Москва явно дает понять, что этим летом цену на газ для Украины снова пересмотрят. Не исключено, что изменение нынешней тарифной ставки в 95 долларов за 1000 кубометров будет происходить с учетом коэффициента подорожания газа на границах европейских стран. С момента подписания последнего газового соглашения между Россией и Украиной в Европе газ подорожал на 20-30 евро за 1000 кубометров.

Если говорить о неэкономическом факторе в позициях россиян, совершенно не удивительно, что Кремль избрал именно голубое топливо как ресурс политического давления на своих соседей. Географически так сложилось, что Украина оказалась тяжело зависимой от северо-восточного соседа в сфере поставок газа (российского и туркменского). Это уязвимое место на молодом теле независимости нашей страны дает возможность для реализации скрытых (и не очень) манипуляционных схем.

Политические мотивы россиян условно можно разделить на две основные позиции, в каждой из которых Москва имеет сильные рычаги влияния. Первая (геополитическая): вовлечение Украины в полномасштабное членство в ЕЭП, создание наднациональных органов и зоны свободной торговли, совместная таможенная, тарифная экономическая политика (а значит, и внешняя политика). Вторая (экономически стратегическая): получение в управление всей украинской газотранспортной системы или ее части (например, подземных газовых хранилищ на западе Украины).

Стоит отметить,что, жонглируя ценами на энергоносители, северо-восточный сосед находиться в весьма щепетильном положении и рискует ухудшить свой статус на международной арене. Сегодня Россия готовится выступить модератором встречи глав государств «большой восьмерки», где будет обсуждаться тема энергетической безопасности. И сильные аргументы в пользу того, что Россия ведет игру на повышение цен, пользуясь беспредельной монополией, могут стать фатальными для тех идей, которые Москва будет лоббировать на высоком вече.

Но в гораздо более сложном положении оказалась Национальная Акционерная Компания «Нафтогаз-Украины», которая вынуждена перекраивать свой бюджет под новые ценовые ставки партнеров. Не смотря на то, что «Нафтогаз» является наиболее крупным предприятием нашей страны, которому принадлежит 97 процентов общей добычи нефти и газа на территории Украины, сегодня НАК стоит на пороге финансового кризиса. Дело в том, что кроме сугубо коммерческой деятельности компания была вынуждена выполнять и социальные функции, обеспечивая население (бюджетные учреждения и коммунально-бытовых потребителей) природным газом по ценам, которые устанавливаются государством.

В ходе пятимесячной борьбы за введения новых схем продажи газа внутреннему потребителю, менеджменту НАКа наконец-то удалось добиться повышения тарифов. С первого мая вступило в действие решение Нацкомиссии по регулированию энергетики о повышении тарифов для населения, бюджетных организаций и предприятий теплокомунэннерго на 25 процентов. Этого повышения не достаточно, для того чтобы сделать продажи топлива внутри страны прибыльными на 100%, но такое решение НКРЭ явно улучшит финансовое состояние «Нафтогаза», а значит и позиции Украины на газовых переговорах. Положительным сдвигом в процессе формирования цен внутри страны можно назвать и решение Кабинета министров уполномочить НКРЭ до 2007 года привести стоимость газа для внутренних потребителей к экономически обоснованному уровню.

Напомним, до принятия этого решения, правительственные органы обязывали «Нафтогаз» продавать топливо внутри страны дешевле, чем компания закупает его у посредников. Это была очень удивительная схема, которая заставляла недоумевать многих западных отраслевых экспертов и бизнесменов – как и зачем нужно ликвидный товар продавать в убыток себе. Однако, если раньше, благодаря невысоким ценам за импортный газ, разницу от «удивительного бизнеса» можно было перекрывать, после повышения сделать это было невозможно.

Интересно, что решение НКРЭ повысить тарифы на газ внутри страны искусственно затягивалось. Невероятно, но основными апологетами российских денежных притязаний всегда выступали именно политики из украинского лагеря. До того, как Москва потребовала ставку в 230 долларов за тысячу кубометров, и диалог велся на уровне хозяйственных субъектов (НАК «Нафтогаз-Украины» и «Газпрома»), украинская переговорная группа постоянно подвергалась критике, пока, в конце концов, не была доукомплектована чиновниками Кабмина. Вместе с тем, на заре переговоров позиции России были компромиссными, а возможность найти паритетное решение казалась совсем реальной обеим сторонам диалога.

Историки газового конфликта помнят политический казус, который имел место в декабре 2005 года: после того, как Россия выдвинула абсолютно неприемлемую ставку в 230 долларов, украинское правительство пригласило главу «Нафтогаза» вновь стать модератором диалога с Кремлем. Этого урока оказалось достаточно для того, чтобы политики законотворческой и исполнительной власти, которые совсем недавно наперебой выдвигали разнообразные сценарии ведения переговоров, сегодня заняли выжидательные позиции.

Условия поставок газа значительно ухудшились сразу после вступления в диалог представителей правительства Украины. Вместе с тем, прошла пора огульной критики старого состава переговорной группы. Именно тогда условия россиян стали объяснять общественности как «обоснованные» и «экономически целесообразные». Перед третьим раундом газовых переговоров критики вновь дают «бесценные» советы относительно тактики и стратегии ведения диалога, «заботливо» указывают на допущенные ошибки и регулярно выступают с обвинениями в адрес переговорщиков. Что ж, некоторые не учатся не только на чужих ошибках, но и на своих…

Фактически, контекст газовых переговоров в украинском варианте оказался феноменом с экономической и геополитической точки зрения. Только в нашей стране политики публично выступают против позиции представителей собственной страны. Приведем сравнительную характеристику: на сегодняшний день, кроме Украины, газ подорожал для Азербайджана, Армении, Грузии (до $110 за 1 тыс. куб.), Молдовы (до $150 за 1 тыс. куб.), Польши (до $200 за 1 тыс. куб.), Латвии, Литвы и Эстонии (до $120 за 1 тыс. куб.). В 2007 году подорожания ожидает и Беларусь. Примечательно, что Украина имеет самую низкую ставку среди стран, которым Россия повысила цены на голубое топливо. Вместе с тем, стране удалось сохранить газотранспортную систему, контроль над которой Россия требовала в обмен на консервацию прежних цен. Однако ни одна переговорная группа из вышеперечисленных государств не подвергалась критике со стороны политиков этих стран.

Опыт газовых войн в странах постсоветского пространства вообще очень полезен для изучения украинским политическим деятелям. Все страны, где имели место ценовые претензии Кремля, выработали четкую стратегию ведения переговоров. В диалоге участвовали лишь уполномоченные представители исполнительной власти, комментировали – лишь эксперты. Интересно, если бы некомпетентные в вопросах газа украинские политики комментировали работу переговорщиков в Армении, где были приняты условия покупки газа по сверхвысокой для этой страны ставке в 110 долларов?! Что бы написали украинские журналисты, если бы в нашей стране переговорная группа пошла на такие условия, прельстившись обещанием Москвы поставлять недорогое оружие (как это было в Армении)? Если бы это случилось в Украине?! Между тем, никто из политической элиты страны не спешил критиковать работу переговорщиков – премьера Андраника Маргаряна и президента Роберта Кочаряна.

Если украинская политическая элита не поймет всей абсурдности своих псевдо-патриотичных позиций, то украинская власть в который раз станет родителем казуса мировых масштабов. Лишь в случае, если политические группы, спекулирующие на теме газовых войн, осознают ответственность за экономическую безопасность государства, украинская переговорная группа сможет консолидировано и продуктивно отстаивать национальные интересы страны.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4603