Какие ощущения могли возникнуть у «пересічного українця», когда 28 марта лидеры партии «Вече» Инна Богословская и Вадим Карасев провели пресс-конференцию, на которой заявили о создании системы перераспределения голосов избирателей при подведении итогов выборов? Честно говоря, такие громкие заявления могли вызвать шок. Как же так? Буквально все, включая международных наблюдателей, уже успели к тому времени заявить о проведении невиданно честных и прозрачных выборов.

Да и сам «пересічний» видел, что никто не препятствовал его волеизъявлению, на участках были наблюдатели от самых разных, часто политически враждующих партий, напряженно следившие друг за другом. Никаких тебе «каруселей», пачек заготовленных «правильных» протоколов и прочих непременных атрибутов грязных технологий. И потому с полным основанием гражданин мог заявить: о чем вы, все же было как на ладони! И такой гражданин был бы совершенно прав в своем возмущении. Собственно, организаторы «шоковой» пресс-конференции в самом ее начале подчеркнули, что к процедуре организации выборов претензий быть не может. Все действительно проходило честно - ровно до момента начала подсчета голосов. Здесь неизбежно возникает вопрос: а что же позволило лидерам «Вече» сказать не просто об ошибках в подсчете (когда их не бывает, согласитесь), а о том, что голоса избирателей намеренно перераспределялись в пользу трех крупных политических сил - Партии регионов, «Нашей Украины» и БЮТ? Почему инициатор общественного объединения «Вече Украины» Игорь Дидковский так убежден, что «выборы-2006 ничего общего с выбором украинского народа не имеют»? Почему Инна Богословская настаивала, что партия инициирует всеукраинский пересчет голосов, поскольку «сегодня при подсчете голосов используется знаменитый сталинский принцип: «Не важно, как голосуют - важно, как считают»? Отчего все происходящее «Вече» оценило как «умышленный сценарий сговора крупных партий, направленный на то, чтобы не допустить новые политические силы, в том числе силы среднего бизнеса, в новый парламент», о возможности реализации которого партия заявляла в самом начале избирательной кампании? Одна из причин была названа - по словам Инны Богословской, активисты «Вече» составили уже сотни тысяч актов, свидетельствующих о нарушениях. Кроме того, уже тогда было известно, что избирательный штаб одного из участников процесса - Юрия Кармазина - добившись пересчета голосов только в одной из окружных комиссий в Запорожье, получил разницу в 1400 бюллетеней «за»! Но акты, пусть и имеющиеся в больших количествах, изменение результатов по отдельным участкам и т.д. - дело такое… У грамотного человека мог бы возникнуть естественный вопрос: а насколько эти нарушения повлияли на общую картину? Нет, не на прохождение тех или иных сил в парламент (это частная проблема тех или иных партий, согласитесь), а на картину соответствия результатов голосования реальному волеизъявлению. Тому самому, о котором так печется действующая власть.

И вот здесь начинается самое интересное. Забегая вперед, скажем, что чем дальше рассуждать на эту тему, тем картинка становится все более интересной. Так вот, вся штука в том, что данные экзит-полов, проведенных в день выборов, с точностью чуть ли не до сотых процента совпадают с результатами подсчета, обозначенными на сайте Центризбиркома (с учетом, конечно, неокончательности результатов). Одна тонкость – все это верно для крупных партий – лидеров гонки. А вот данные для малых партий (притом всех, что характерно) никак с экзит-полами не коррелируют. Что так? Но и это не все. В предвыборный период проводились многочисленные социологические исследования, которые тоже давали прогнозы, существенно отличающиеся от имеющихся результатов. Потому, собственно, г-н Дидковский и заявил, что если бы подсчет голосов велся честно, то в парламент прошло 7-9 партий и блоков. В таком раскладе не сомневались все социологи – без исключения. Что ж, придется тогда признавать, что социология – не наука, а, как принято было некогда говорить, «продажная девка империализма». Думается, социологи будут против такого определения их профессии.

На проведение пресс-конференции «Вече» власть не посчитала нужным среагировать: ну что там, одна из партий заявляет о фальсификациях. Остальные-то молчат. А вот и нет! Вечером того же дня представитель блока «Не ТАК!» в ЦИК Вадим Мисюра сказал, что 7 политических сил заявили о необходимости проведения повторного подсчета голосов на местных выборах в Киеве. А дальше все стало расти, как снежный ком. Только-только «Вече України» объявило о создании коммуникационной площадки для всех партий, прошедших и не прошедших в парламент и поддерживающих идею пересчета голосов, как буквально на следующий день, 29 марта, уже 4 украинские партии потребовали пересчета. К «Вече» присоединились «Пора-ПРП», блок «Мы» и Народно-демократическая партия. «Мы не ставим под сомнение сам процесс голосования, он был демократичным. Однако мы сомневаемся в процессе подсчета голосов», - заявил один из лидеров «Пора-ПРП» Владислав Каськив. «Мы требуем провести открытый перерасчет в суде, ЦИК не имеет права публиковать окончательные результаты», - считает глава НДП Людмила Супрун. Партии подписали совместное заявление, в котором сказали об исключительной важности доверия к результатам выборов в украинском обществе и о том, что решение о пересчете «будет отвечать высоким стандартам демократии и мировой практике».

Тут уж ЦИК не мог как-то не отреагировать. Но его глава Ярослав Давидович расценил заявления партий как «политические декларации»: «Сегодня - уже третий день подсчета голосов, но ни одного протокола с конкретными фактами фальсификаций никто не принес». Что интересно, слова г-на Давидовича были произнесены уже после того, как представитель блока «Мы» Игорь Еремеев заявил, что 4 политические силы направили 225 жалоб в ЦИК и районные суды, а также создали объединенный штаб, который будет координировать действия наблюдателей от партий и вести дела в судах. И тут глава ЦИК проговорился: «законом не определена процедура перерасчета голосов». О! На это-то и весь расчет, судя по всему. Попадание в крайне неприятную ситуацию вынудило Ярослава Давидовича даже прибегнуть к тому аргументу, что он «признает право политических сил на подобные заявления, но, с другой стороны, если проигрывать, то надо проигрывать достойно». Да, то той поры звучали голоса партий, которые, возможно, и с пересчетом не имели шанса пройти в парламент. Но 29 марта политсовет Соцпартии (железно проходящей в ВР!) обнародовал заявление, в котором говорится о многочисленных случаях нарушений законодательства о выборах. В заявлении социалистов говорится, прежде всего, о нарушениях при подсчете голосов. Как сообщает пресс-служба СПУ, выявлены оригиналы сфальсифицированных протоколов по выборам народных депутатов Украины. В тот же день (не правда ли, плотный график?) практически все партии-конкуренты и даже антагонисты объединили усилия, добиваясь отмены результатов крымских выборов. Об этом на совместной пресс-конференции в Симферополе объявили представители блоков «Не ТАК!», Сергея Куницына и «Наш Крым». По их мнению, выборы в крымский парламент и в органы местного самоуправления полуострова подверглись масштабнейшей фальсификации. «В Симферополе мы подали около 80 исков по тем случаям, которые успели запротоколировать, а это половина участков, расположенных в городе», - сказал экс-премьер автономии Сергей Куницын. Его поддержал лидер крымской организации СДПУ(о) и блока «Не ТАК!» Ефим Фикс: «Мы уже сдали документы с требованием пересчета голосов в Ялте, Алуште, Нижнегорском, Ленинском и Кировском районах. Некоторые зарвавшиеся руководители комиссий забыли, что есть статьи в УК, касающиеся фальсификаторов. Но мы им напомним». И что очень важно, крымские подписанты заявили: «Здесь сидят люди, исповедующие разные идеи, но всех нас объединяет одно – уверенность, что выборы были нечестными». Участники выборов уже ведут консультации об организации массовых акций протеста с требованием отменить результаты выборов в крымский парламент. Причем, эту идею поддерживают практически все местные партии и блоки.

Вот эта соединенность несоединимого – самое важное в процессе. Люди сражаются не за голоса избирателей (конкуренцию партий никто не отменял), а за их право на волеизъявление. Как бы пафосно это ни звучало.

Собственно, речь идет о восстановлении политической репутации страны. Судя по всему, власть пока не осознает этой простой истины. 28 марта Ярослав Давидович заявил о необходимости поднять проходной барьер в парламент с 3% до 7%! А еще нужен, оказывается, «более структурный подход к партиям, которые будут допускаться к участию в выборах». Имеется в виду «количество членов, наличие региональных отделений и прочие атрибуты»! Да ни в коем случае нельзя этого делать. Через 3-4 каденции, то есть 15-20 лет образуется 5-6 нормальных партий с вменяемой и ясной идеологией. Они сами, без помощи ЦИК, должны будут доказать свою состоятельность. Власть начинает играть в весьма опасные игры. И эти игры надо пресекать в зародыше. Для начала надо пересчитать голоса, раз уж власть такая честная и открытая. Чего ей бояться? К тому же, пересчет не потребует много усилий и средств. Совершенно права Инна Богословская: «Мы считаем, что ни одна власть на обмане не имеет право приходить к власти. Она не должна играть в те игры, против которых восстал весь народ на выборах Президента в 2004 году. Мы должны показать людям, исповедующим настоящую демократию, что они имеют шанс в этой стране».

Мы сейчас, если кто еще не понял, проходим точку бифуркации. Речь идет о сохранении демократических ценностей. Власть должна сама потребовать пересчета голосов избирателей, поскольку нечестный подсчет голосов ставит под сомнение ее легитимность. Трудно не согласиться с политологом Вадимом Карасевым, заявившим: «В свое время легитимность власти на Руси была уничтожена с появлением Лжедмитрия. Это привело к появлению новой династии». Власть хочет этого?

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4147