Мало кто мог бы представить, что всего через пятнадцать месяцев после того, как народное восстание, отторгнув результат грязных президентских выборов, вынесло к вершинам власти Виктора Ющенко, триумфатору тех дней придется бороться за политическое выживание, причем против одного из своих бывших соратников. Собственно, Ющенко как президенту ничего не грозит, однако, если ему не удастся перебросить мост через пропасть, возникшую между ним и другими 'оранжевыми' и в особенности непредсказуемой Юлией Тимошенко, некогда его союзницей и премьер-министром его правительства, президенту вскоре придется делить властные полномочия с силами, пользующимися поддержкой России - теми самыми, которые в свое время всячески пытались остановить его продвижение к власти.
Положение Ющенко усугубляется еще и тем, что его ухудшению немало поспособствовали как раз те реформы, проведения которых он так добивался. Право назначать премьер-министра, кормчего той утлой лодки, которую представляет собой украинская экономика, впервые получает парламент страны - но, если оппозиция сформирует в нем крупнейшую фракцию - что, судя по всему, уже практически реальность, - неизбежно возвращение в большую политику Виктора Януковича, который обманом пытался присвоить себе победу на выборах 2004 года и наверняка будет работать на прекращение 'западного уклона' оранжевой Украины. Принятый за прошедший год закон о свободе прессы дал средствам массовой информации гораздо больше возможностей комментировать и критиковать деятельность министров - но теперь любому украинскому правительству стало гораздо труднее скрывать от общественности свои провалы и внутренние склоки. И, наконец, был достигнут уровень политической прозрачности, благодаря которому можно заявить, что нынешние выборы прошли в действительно справедливой борьбе, без обмана - однако партий при этом расплодилось столько (на 450 мест в парламенте их претендовало 45), что тем самым был неминуемо ослаблен авторитет основных блоков.
'Оранжевой революции' удалось многое. После нее значительно сократился уровень клановости в государственном аппарате. После нее у Украины значительно улучшились отношения с Европейским Союзом, НАТО и Соединенными Штатами, а также произошли подвижки в переговорах с Всемирной торговой организацией. После нее результат продажи коррумпированными чиновниками крупнейшего в стране сталелитейного комбината по заниженной цене бизнесменам, пользовавшимся связями с режимом, был пересмотрен, и завод продали компании Mittal Steel за 4,8 миллиарда долларов. Однако на другую чашу весов давят затянувшиеся раздоры по ключевым политическим вопросам; разлад с Юлией Тимошенко; неспособность представить ясную долгосрочную экономическую стратегию; продолжение государственного вмешательства в определенных отраслях; отсутствие внятной политики приватизации; обвинения ближайших подручных президента в коррупции; и напряженность в отношениях с Россией.
Вообще-то, фактор отношений с Москвой теперь может загнать в тупик любое, даже самое эффективное, правительство. В нынешней ситуации либералам Ющенко придется выбирать из двух зол - либо вернуться на орбиту Москвы в коалиции с Януковичем, либо занять жесткую националистическую позицию в союзе с Тимошенко.
Возможно, в нынешней ситуации президенту придется пожертвовать прозападным министром иностранных дел. Однако, каким бы сильным ни было давление - из Москвы ли, или со стороны соперников - Ющенко должен отстаивать те демократические рубежи, на которые страна вышла после его победы.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом