Украина сегодня празднует День вышиванки. Этот сравнительно молодой праздник (был основан в 2007 году студентами Черновицкого национального университета) в последнее время становится все популярнее, особенно учитывая события в стране. Основной движущей силой стала молодежь, которая начала интересоваться традициями своего народа и наряжаться в вышитые древними узорами сорочки. В преддверии праздника корреспонденты «Сегодня» посмотрели, чем отличается традиционная одежда разных регионов Украины, узнали, как расшифровывать цвета и выяснили, как вышивка крестиком приблизила наступление компьютерной эры.

Чтобы разобраться во всем, мы решили отправиться к настоящим специалистам — в Национальный центр народной культуры «Музей Ивана Гончара». Пройдя через длинные извилистые коридоры по скрипучему полу, попали в кабинет к заместителю директора по научно-фондовой работе Юрию Мельничуку, о котором нам заранее сказали: «Этот человек знает о вышивке все, и даже немного больше».

В Украине существует более 250 швов, которые базируются на 20 техниках.

И попали сразу на мастер-класс: Юрий Алексеевич как раз обучал ученицу делать правильные стежки.

— Мы нашиваем здесь пять стежков, а когда пятый, диагональный, дадим диагонально, получатся лепестки, — говорит он женщине, — и тут же, поискав в ящиках, выкладывает перед нами разные образцы вышивки.

— Можете пока посмотреть, поснимать. Это очень давние швы, самые давние — они имитируют ткачество. Все прошито, иголка с ниткой повторяют ход челнока на станке. Это «заволикання», «занызування» и «нызь».

Беру в руки ткань, на ней — узоры, красные и черные. Пока еще ничего не понимаю — да и о хозяине кабинета хочется узнать побольше. Пока он учит, расспрашиваю. Юрий Алексеевич и вправду настоящий эксперт. Окончил университет им. М. Драгоманова (учитель географии и биологии), десять лет проработал в институте географии НАН Украины, занимаясь рекреационным комплексом Карпат. В 1992 году создал молодежный коллектив «Цвет», в 1993-м стал признанным народным мастером по вышивке, с 1995 года начал работать в музее Ивана Гончара, из которых 13 лет был заведующим сектором «Ткани» и последние семь лет — заместителем директора. Но вышивка, с которой начинал, до сих пор остается главным увлечением, работой и жизнью одновременно. Именно поэтому сейчас Мельничук создал Центр украинской вышивки и костюма «Орияна» — чтобы искать, изучать и собирать образцы вышивки и воссоздавать их. Часть костюмов была представлена на недавней Украинской неделе моды.

София. Поистине мистическое полотно, которое символизирует пробуждение праматери.

— Украинская вышивка очень популярна в Европе. После Недели моды нас пригласили в Италию, Словакию и Грузию, — рассказывает Юрий Алексеевич.  — Но если мы повезем туда аутентичный костюм, нас не поймут: им место в музее, под стеклом, а не на подиуме.

— Сложно собирать образцы?

— Есть определенные трудности, — говорит Юрий Алексеевич. — Не все регионы хорошо представлены: довольно хорошо западные области, и намного хуже восточные.

— А много разновидностей костюма существует?

— Конечно. Это разнообразие по полу и возрасту (детский, юношеский и девичий костюмы, костюм для женатых мужчин и замужних женщин, костюм для пожилых людей). Играет роль климат с ярко выраженными четырьмя временами года. Несмотря на некие общие элементы, вы никогда не найдете двух одинаковых костюмов. Но искать и популяризировать вышивку — это очень важно. В связи с событиями в стране нам нужно опираться на традиции — родной язык, национальный по духу костюм, традиционное убранство жилья и национальная кухня — вот отличительные признаки любого этноса, это то, что продиктовано землей, на которой мы живем. Поэтому если язык будет суржиком, костюм — шароварный, еда — фастфуд, а в интерьере только евроремонт, то нетрудно догадаться, что может ожидать такой народ в будущем.

Виннитчина. Сорочки из Литинского и Могилев-Подольского районов со сваргами на рукавах.

Буковина. Образцы из села Кисилив Кицьманского района с белой вышивкой на белом полотне.

Полтавщина. Есть миф, что в этом регионе вышивали только белым, но мы видим и черный, и синий цвета.

Черкасчина. Некоторые нитки для вышивки замачивали в коре дуба для придания цвета.

УЗОРЫ И ЦВЕТА: ДЛЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТА СВОИ

В Украине существует более 250 вышивальных швов, которые базируются на 20 техниках. Например, «мережання» (т. е. вышивание по ткани с выдернутыми нитями) — это техника, на основе которой делается более тридцати отдельных швов — мережек. Орнаментальное богатство, которое наносилось на одежду, защищало человека, способствовало его комфортному энергетическому состоянию, служило сигнальной функцией (повествуя о семейном, социальном статусе), и только в последнюю очередь было декором. Каждый узор, каждый цвет в народной вышивке несет свой смысл. Женщины вышивали для самых близких: мамы — детям и мужу, девушки — любимым. Нитка и иголка — это инструменты, с помощью которых возможно запрограммировать ткань на добро. И начали это делать давным-давно, есть отпечатки тканей на сосудах Трипольской культуры.

Мужские сорочки. Гуцульский, буковинский и винницкий варианты свадебных и праздничных одежд.

— Сейчас многие обращаются и спрашивают: как вышивать обереги? — говорит Мельничук.

— Конечно, сорочка — это важно. Сорочка — это праздник. Как ее можно носить на войне? Мы советуем: шейте, как и раньше это делали женщины, платочки. Среди вышитых мотивов на них были деревца, звезды, крестообразные элементы. Главное — делать это с хорошим настроением, с молитвой. Есть множество историй со Второй мировой — хлопцы брали с собой рушники и платочки и возвращались живыми оттуда, где гибли их побратимы.

Во многих местностях на свадьбу парни раньше надевали две сорочки. Отсюда «своя рубашка ближе к телу» — ведь под той, что вышила любимая, была еще одна, вышитая мамой, родовая. Некоторые регионы использовали свадебную одежду трижды — на свадьбу, спустя неделю после свадьбы в церковь и на смертном одре, чтобы и на том свете эти души могли узнать друг друга.

Первая сорочка шилась ребенку на три года — из крыжмы (полотно, состоящее из множества крестиков). Само полотно уже было оберегом. На нем мать наносила простые символы — восьмиугольные звезды, символизирующие Бога, Солнце, зарю, восемь сторон света, восемь архангелов и... предков в четвертом колене — четырех прадедов и четырех прабабок (по лучу звезды на каждого предка). Дальше — девичья и юношеская одежда, более наполненная элементами, сложнее. Девушки нашивали ромбы (женское начало), поделенные косым крестом (символ Луны) на четыре части — получался символ плодородия, который изображен еще на трипольских ритуальных фигурках. А еще — цветы. Мужчинам шили в основном геометрические орнаменты — прямые кресты, солярные знаки, звезды и др. Замужние женщины не носили на сорочках цветы — это только для девушек, а нашивали себе плоды, ягоды — калины, рябины и так далее, которые означали детей. А вот листья дуба были универсальным символом для обоих полов и символизировали крепость духа.

Чем старше становился человек, тем скромнее была вышивка, все меньше красного (в пост красный тоже не приветствовался) — все больше синего, черного и белого. А некоторые женщины и вовсе надевали белые сорочки с черным орнаментом, символически изображая бытие и небытие, жизнь и смерть.

Основных цветов народной вышивки пять: белый, красный, черный, синий и желтый. Расшифровка в каждом регионе была своей. Полещуки не любили черный, считали его цветом смерти. А подоляне, напротив, шили черным по белому, что символизировало землю и богатство. Цвета имеют множество значений. Вот некоторые из них. Белый — символ Света, чистоты, символ Творца, цвет силы. Красный — любовь, кровь, энергия, огонь. Синий — вода, а желтый — Солнце.

А вот вышивка крестиком, которую специалисты называют «брокаровской», не имеет ничего общего с давней украинской традицией — она пришла к нам из Европы во второй половине XIX века. Розы на сорочках появились приблизительно в то же время, когда вышивка сохранилась лишь как традиция и стала скорее декоративной, чем сакральной — до этого она сурово табуировалась и никто не шил «чужие узоры».

— В музей приехала мастерица из Житомирщины, показывала розочки, «брокар», на синтетической панаме. И похвасталась, мол, рушник XVI века. Показывает — а там все те же розы, которые появились в XIX веке. У нее спросили: а откуда вы знаете, что он XVI века? Она отвечает: так это прабабки, смотрите, я родилась в ХХ веке, мама в XIX, баба в XVIII, а прабаба — в XVI... — смеется Мельничук, однако тут же объясняет, что вышивка крестиком появилась вовремя: — «Брокар» подготовил нас к появлению компьютеров. Крестик делит поле на квадратики, а цвет — на нолики и единички. Так что, по сути, это... компьютерный код. Который, к тому же, совпал с появлением первых примитивных вычислительных устройств.

Есть и поистине мистические истории. Юрий Алексеевич разворачивает большое и крайне сложное полотно, белое на белом. 

— Это Наталья Бабина, «София». Посвящено Софии Киевской как образу праматери. В 1970-е годы Наталья была на экскурсии в Софии и ощутила, что праматерь спит. А уже в 2000-х ей приснился сон: словно идет в соборе, а он просторный и белый, и экскурсию ведет ангел-хранитель. Вокруг, у стен, — каталоги. «Это судьбы?» — спросила она у ангела. «Да», — ответил тот. «Можно увидеть?» — «Нет, людям запрещено». — «А почувствовать?» — «Да». И она подняла голову и увидела светлое небо в белых и серебряных узорах. Проснулась — и решила вышить, чтобы помочь пробуждению Софии».

Дмитрий Бунецкий , Сегодня

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

6949