С апреля по сентябрь в специальный фонд госбюджета поступило 4,539 млрд грн от сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при покупке валюты, однако он же и повлиял на сокращение объема сделок на межбанке, пишет «Капитал».
В частности, Верховная Рада ввела сбор в 0,5 % в конце марта, приняв с подачи правительства закон о предотвращении финансовой катастрофы, при этом поступления от валютного сбора — один из источников покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда.
При этом в текущем году разница между доходами и расходами Фонда может составить порядка 18 млрд грн. Доходы Пенсионного фонда на текущий год запланированы на уровне 233 млрд грн. В бюджет Фонда из всех источников финансирования уже поступило 183,1 млрд грн. Даже с учетом валютного налога это все равно на 1,7 млрд грн меньше, чем в прошлом году. Причина падения доходов — сокращение платежей из Крыма и отдельных территорий в Донецкой и Луганской областей, уточнили в пресс-службе Пенсионного фонда.
Чтобы выполнить годовой план по собственным доходам и уменьшить задолженность плательщиков, Фонд намерен «активизировать работу с Государственной фискальной службой и местными властями». «Это особенно важно ввиду того, что по итогам девяти месяцев наблюдается сокращение как количества плательщиков, которые отчитывались за застрахованных лиц, так и количества работающих», — говорят в Фонде. В связи с этим значение валютного сбора для бюджета сложно переоценить. «Отмена сбора от операций по покупке иностранной валюты потребует поиска других источников для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда», — подчеркнули в пресс-службе ведомства, не уточнив при этом, какие это могут быть источники.
В то же время, перекрывая дефицит, сбор с покупки валюты повлиял на сокращение объема сделок на межбанке. Если в конце марта, накануне введения сбора, общий объем сделок достигал $1 млрд в день, то последние несколько месяцев он едва ли составляет $200 млн. Сделки перебрались на теневой рынок, который, по разным оценкам, уже в пять раз превышает официальный.
«Из-за сбора финучреждения не заинтересованы активно работать на межбанке. Соответственно, это привело к тому, что рынок очень «тонкий». И даже небольшими сделками — менее $1 млн — можно очень серьезно изменить курс», — отмечает аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. После введения сбора с рынка ушла спекулятивная составляющая, которая давала ему глубину и некий маневр, ранее признавала глава Национального банка Валерия Гонтарева. В связи с этим в НБУ рассматривали возможность создания института маркет-мейкеров для поддержки стабильных объемов межбанка. Но позже отказались от этой инициативы, поскольку для запуска такой системы на рынке должен быть не только спрос, но и предложение валюты. Сегодня все банки нацелены только на покупку валюты у НБУ, объяснила Гонтарева.
Нацбанк намерен убедить правительство отменить сбор для банков, оставив его только для конечных покупателей — импортеров. «Это промежуточный вариант. Возможно, есть смысл оставить сбор для операций с физлицами, то есть исключительно для наличного обмена валюты, но убрать его с межбанка», — считает Жолудь.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом