Прошло больше месяца с момента трагедии, произошедшей в Доме профсоюзов в Одессе. Однако, по сей день остаются неизвестными виновные в ней.  Расследование начато, создана даже специальная временная следственная комиссия Верховной рады по данной ситуации, тем  не менее, в плане результатов, воз и ныне там. В  этом твердо убеждена инициативная группа жителей Одессы, недовольных ходом следственных действий. Люди уверены, что расследования намеренно затягиваются.

Отчаявшись дождаться решительных действий от властей, активисты решили перейти от слов к действиям, и уже подали первые иски, от четырех пострадавших в результате трагедии, в  Окружной административный суд г.Киева. Среди них, как люди, которые непосредственно были 2 мая в сгоревшем Доме профсоюзов, так и родственники погибших. Ответчиками выступают премьер-министр Арсений Яценюк, спикер парламента Александр Турчинов, а также министр внутренних дел Арсен Аваков.  

Одесситы пригласили прессу осветить процесс подачи исков, и ForUm’у  удалось пообщаться с активистами напрямую. Среди пришедших были и небезразличные к произошедшему в Одессе, киевляне. Для того, чтобы выразить свою поддержку, они принесли с собой плакаты: «Киев – Одесса: одна трагедия, одна страна», «Власть покрывает преступников»  и т.д.

«Мы прибыли сегодня в Киев, чтобы подать в Окружной административный суд иск с требованиями признать противоправными действия власти по отношению к событиям второго мая в Одессе. Вот уже полтора месяца, как нас кормят обещаниями о том, что будет проведено расследование.  Но никаких результатов мы не видим.  Хочется задать вопрос: для чего нам нужны правоохранительные органы, которые ничего не делают? Для чего нам нужны такие чиновники, как Аваков, Наливайченко, Махницкий, которые не могут заставить своих подчиненных работать?», - задается вопросом одессит Артур Татаринов.

 

Мужчина говорит об  ощущении, что расследование затягивается не просто так и власть, на самом деле, не собирается наказывать виновных в произошедшем. По его мнению, непонятно, на что надеется новое руководство. Предполагает, что «на короткую память людей». При этом напоминает о том, как «волна народного негодования смела их предшественников».

«Мы сейчас требуем немедленного обнародования результатов расследования, немедленного наказания виновных. Иначе новая власть дождется новой волны народного бунта», - подытоживает Татаринов.

Пострадавший же в Доме профсоюзов в Одессе, а  сегодня и один из истцов, Александр Маевский в дополнение заявляет: «Я хочу, чтобы выяснили, кто же из высокопоставленных чинов нашей страны в этой ситуации виновен. А также (считаю, что необходимо – Ред.) привлечь к ответственности тех, кто виновен в смерти одесситов, их сожжении заживо. Ситуация на данный момент  такова, что одесситов, находившихся 2 мая в здании Дома профсоюзов,  задержали и они сидят в тюрьме.  Получилось, что те, кого убивали, те и сели», - говорит мужчина.

По его словам, в день трагедии «милиция ничего не делала для обеспечения безопасности одесситов».

«Я горел в Доме профсоюзов заживо… Когда толпа боевиков подошла к Куликовому полю, где были женщины, дети, старики (которые – Ред.) перепугались и зашли в Дом профсоюзов, одесситы пытались защитить себя, свою жизнь. Оборонялись всем, чем только могли: горшками от цветов, бросали из окон мебель. В ответ в них летели пули. Милиция стояла и ничего не делала», - рассказывает мужчина. Он предполагает, что такое поведение правоохранителей было вызвано соответствующей «командой не вмешиваться».

Также Маевский утверждает, что в активистов, которые находились у окон, стреляли снайперы.  Позже, по его словам, в здание полетели бутылки с зажигательной смесью и люди начали гореть заживо. «Люди выпрыгивали из окон, горели живьем, их добивали бейсбольными битами внизу», - вспоминает пострадавший. Свое же спасение объясняет простым везением.

«Я побывал в Хатыни ХХI века. Когда спасатели  начали гасить пожар, из живых осталось только нас двое: я и мой друг Олег Музыка. Я ходил по коридорам. Через каждый метр лежали трупы людей», - вспоминает он. И говорит, что после того, как удалось выбраться из здания, боялся обратиться даже в милицию или скорую помощь.

«На моих глазах  с другой стороны здания почти убитых одесситов за шкурку тянули, как котят и закидывали в «автозаки». Я просто понял, что если обращусь в милицию, то меня посадят», - утверждает Маевский.

На волонтерских началах готов поддержать одесситов и адвокатский круг. В том числе Татьяна Монтян, которая хоть и не очень оптимистично оценивает процесс принятия и рассмотрения исков от пострадавших и родственников погибших, но советует им пройти все судебные инстанции в Украине, и затем обратиться в Европейский суд по правам человека.

«Я предполагаю, что иски под какими-то предлогами свернут. И будет интересно почитать, что это будут за предлоги. Но в любом случае эти люди должны пройти все судебные инстанции  в нашей стране, прежде чем они обратятся в ЕСПЧ уже к государству Украина, которое не сберегло жизни их родственникам и не проводит честное расследование.  У нас оно не проводится, как относительно гибели Небесной сотни, о чем также возмущенно говорят родственники жертв, так и гибели людей в Доме профсоюзов в Одессе», - отметила адвокат.

По ее мнению, суд должен удовлетворить исковые требования, а  компетентные  органы  обязаны провести честное и объективное расследование событий, произошедших в Одессе, а также наказать виновных.

«Нужно хоть как-то привлечь внимание к тому беспределу, который творится в стране. У власти даже в мыслях нет (намерения – Ред.) что-то делать. Такое впечатление, что  произошедшее – это норма жизни.  И это (подача исков – Ред.) - хотя бы шанс привлечь внимание общественности, журналистов к тому, что происходит, что дело не расследуется и расследованием занимаются местные аматоры. То есть люди, которые из соображений того, что погибли их друзья, родственники, собирают какие-то доказательства, с надеждой, что хоть когда-то в нашей стране будет действительно честная власть, заинтересованная в непредвзятом расследовании произошедшего», - отмечает Монтян.

Находится у нее и объяснение тому, почему может затягиваться расследование с массовой гибелью людей в Одессе.

«Его результаты могут быть очень плачевными для высшего руководства страны, поскольку оно непосредственно замешано в  том, что произошло. Мы помним выступление бывшего губернатора Немировского (Владимир Немировский – экс-глава Одесской ОГА – Ред.), который прямо обвинил в произошедшем, как он сказал «смотрящего от «Батькивщины» и Тимошенко»,  Дубового. Сейчас местные собирают все необходимые доказательства и, если будут найдены неопровержимые доказательства, конечно, будет дичайший скандал. Кто же будет расследовать свои собственные преступления? Это пчелы против меда. Но это не значит, что не нужно обращаться в суды и не требовать этих расследований», - резюмировала адвокат.

Активисты отмечают, что это первые иски в суд, однако не последние. Будет ли соответствующая реакция со стороны ответчиков – со временем станет видно. 

Татьяна Мацур, ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом