Спор, возникший недавно между Москвой и Киевом о ценах на российский природный газ, стал испытанием для нашей политической зрелости. Корпоративные игроки угрожали нашему суверенитету, экономической независимости и свободе.
Мы могли бы способствовать усилению создавшегося напряжения, если бы взялись отстаивать свои прописанные в контракте права в суде. По условиям существующего соглашения, подписанного между газовыми компаниями наших стран в 2004 году, цены были установлены до 2009 года.
Однако нас обеспокоил тот факт, что одностороннее решение "Газпрома" приостановить поставки газа Украине привело к сокращению давления газа в нашем трубопроводе, доставляющем его в другие страны Европы. Поэтому вместо того, чтобы заниматься эскалацией конфликта, мы решили уладить разногласия с Москвой и успокоить тревоги жителей Украины и Европы.
К счастью, по обе стороны верх одержали трезвые головы. Важность этого решения была совершенно очевидна для украинцев, которым в последние две недели пришлось переносить двузначную минусовую температуру.
Вместе с президентом России Владимиром Путиным мы смогли найти работающую формулу для транспортировки российского природного газа европейским потребителям. В соответствии с нашей первоначальной стратегией, сделка была основана на взаимном уважении к национальным интересам и рыночной цене.
Для Украины этот компромисс имеет несколько преимуществ. Во-первых, в отличие от соседних с нами стран – в которых "Газпром" получил контроль над национальными трубопроводами – наши стратегические газопроводы остаются собственностью Украины.
Во-вторых, вероятно, самым важным последствием этого договора является то, что наконец-то в нашей международной газовой торговле появились наличные деньги, положив конец темным российско-украинским бартерным операциям в сфере энергоносителей.
В прошлом Украина по условиям контракта отбирала до 25 млрд кубометров российского газа, направлявшегося в Европу по ее трубопроводам, в обмен на промышленные активы и право использовать наш трубопровод для поставки газа на континент. Теперь Украина платит деньгами за потребляемый ею российский газ, а Россия платит деньгами за транзит своего газа по трубопроводам Украины. Все прозрачно и зафиксировано в контрактах.
Однако действовавшие на протяжении 14 лет бартерные соглашения стоили Украине сотен стратегических активов, таких как фабрики, транспортные суда и другие предприятия, которые использовались в качестве оплаты за поставки российского (и туркменского) газа. Практика предоставления стратегических активов способствовала распространению коррупции и кумовства, обогатив нескольких олигархов за счет всего народа. Теперь с этой непозволительной практикой покончено.
Действительно, Украина теперь платит за российский природный газ более высокую цену. Однако мы все же платим за кубометр меньше, чем Москва взимает с наших ближайших соседей, за исключением Белоруссии. Дело в том, что теперь мы получаем более дешевый газ из Туркмении и Казахстана.
Приближение к рыночным механизмам в области ценообразования поможет отечественной промышленности более эффективно использовать и сберегать энергию. В то же время развитие газодобычи внутри страны стало одним из наших приоритетов, оно должно помочь Украине достичь большей энергетической независимости.
Во время обсуждения с президентом Путиным мы договорились также создать в ближайшее время совместное предприятия для более прозрачной международной транспортировки газа в целях выполнения условий соглашений, достигнутых нашими национальными газовыми компаниями. Непрозрачная структура распределения собственности нынешней газотранспортной компании вызывает обеспокоенность в стране и за рубежом.
Выиграют от этого соглашения и европейские компании и потребители. Поставки российского газа на Украину теперь по контракту отделены от поставок остальной Европе. Выполнение этих, теперь раздельных соглашений, заключенных на пять лет, обеспечит потребителям в Европе и на Украине предсказуемость и стабильность. Тем временем мы намерены сотрудничать со всеми газодобывающими странами к востоку от нас в области развития и диверсификации поставок природного газа в Европу, чтобы в будущем предоставить потребителям возможность выбора. Идея заключается в том, чтобы транспортировать природный газ из Туркмении, Казахстана и других среднеазиатских республик по новым трубопроводам, которые могут быть подсоединены к существующей системе, поставляющей газ в Европу.
Однако газовый компромисс застал многих врасплох. Олигархи выступают против него, потому что он положил конец одной из крупнейших и самых коррумпированных бартерных схем в Европе. Доходы от этой схемы шли в казну многим представителям "пятой колонны" в ущерб национальной безопасности Украины. Влияние этих олигархов так велико, что затрагивает даже украинский парламент. В прошлом месяце законодатели нарушили конституционную процедуру и отправили в отставку кабинет премьер-министра Юрия Еханурова – всего за несколько недель до выборов нового законодательного органа.
Нечто похожее происходило на Украине всего пять лет назад. В 2000 году, будучи премьер-министром, я поставил задачу положить конец бартерным платежам за поставки энергоносителей внутри страны. Достижение этой цели стоило мне политического поста, так как олигархи использовали свое политическое влияние для того, чтобы настроить парламент против правительства.
Тем не менее с коррумпированными схемами бартера между отечественными предприятиями было покончено, и в экономике появилось конкурентоспособное ценообразование, благодаря чему на Украине в течение шести лет наблюдался последовательный экономический рост. После избавления от сомнительных посредников, которые сидели на поставках природного газа на Украину, наши газовые долги перед Россией стали более прозрачными и управляемыми. Это принесло пользу как украинским, так и европейским потребителям, потому что позволило газотранспортной системе более пяти лет функционировать стабильно. Недовольны были только украинские олигархи, ибо захлопнулись лазейки "серого" рынка для сверхдоходов и бартерных схем.
Компромисс, достигнутый в этом месяце в отношении поставок российского газа на Украину и его транзита в Европу, свидетельствует о развитии прагматических отношений между нашими странами. Украина не на словах, а на деле продемонстрировала свою заинтересованность в региональной стабильности и способность строить взаимовыгодные экономические отношения. Вновь был подтвержден курс моей страны на европейскую интеграцию и приверженность рыночным принципам.
В долгосрочной перспективе рыночные цены на энергоносители в стране только повысят конкурентоспособность Украины в мировой экономике. Я убежден, что украинские предприниматели достойно ответят на этот вызов. Вместе мы добьемся энергетической диверсификации, увеличим запасы газа в стране и приступим к осуществлению давно назревшей национальной программы энергосбережения. Для облегчения достижения этой цели и развития ключевых отраслей экономики Украина открыта для стратегических иностранных инвестиций.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом