Инициативы Кабмина по введению новых налогов не принесут в бюджет ожидаемые суммы в несколько десятков миллиардов. Зато легко могут обернуться катастрофой для всей страны, предупреждают эксперты.
Источники дополнительных средств в бюджет сегодня нужны украинскому правительству позарез — во что бы то ни стало надо получить одобрение МВФ и добиться от Фонда получения кредита. К концу года отечественную экономику может ждать коллапс, - считает эксперт Игорь Шевляков.
Сегодня уже мало кто догадывается, как страна прожила первых два месяца этого года, на которые пришлись едва ли не самые драматичные эпизоды в ее истории. Все запомнили заявление новой власти о том, что казна разворована, жить не на что.
Между тем, по официальным данным Госказначейства, опубликованным в самом конце февраля, еще в январе бюджет наполнялся в соответствии с планом, соответствующим бюджету на 2014 год. За первый месяц года в общий фонд пришло 22,5 млрд гривен, на 12,2% больше, чем в январе 2013 года. За январь сократился и дефицит госбюджета — на 1,8% до вполне умеренных 1,6 млрд гривен.
Остатки средств на едином казначейском счету на конец января составляли 4,7 млрд грн, что соответствует средним значениям за последние пять лет. Более того, и с учетом февраля ситуация с наполнением бюджета была вполне удовлетворительной: за два месяца в общий фонд поступили 46,2 млрд грн, что на 2,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Аналитики поясняют: результаты достигались по инерции, благодаря той «подушке безопасности», которая была создана еще предыдущим правительством. А разговоры про пустую казну велись с прицелом, чтобы можно было оправдать неуклюжие движения новой команды.
Сейчас «подушка схлопнулась». Уже сегодня экономика в критическом состоянии: показатели производства стремительно падают, инвесторы выводят средства и разбегаются, национальная валюта девальвирует на глазах, население беднеет. И это — на фоне фактически военного положения, утраты одного из регионов и значительной части ресурсов Вооруженных Сил.
«Пока что еще Россия не объявила нам торговую войну, — говорит эксперт. — А это будет очень серьезный удар для многих украинских предприятий».
Достаточно вспомнить, как болезненно отразилась подобная война на нашей экономике в прошлом году, когда оказались выброшенными на улицу десятки тысяч работников предприятий, ориентированных на экспорт в РФ.
- Впрочем, теперь угроза нависла не только над этими предприятиями. Бизнес, напуганный приходом новой власти и ожидающий новых правил игры, срочно переориентируется, - рассказывает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Немало компаний приостановили свою деятельность. Одни — от того, что боятся лишится бизнеса как такового, другие — например, импортеры — из-за невозможности работать. Постоянно растущий курс доллара лишает смысла закупки товаров за рубежом — они становятся в Украине «непродаваемыми» из-за очень высокой конечной цены. Итог — поступления в бюджет от деятельности сотен компаний прекратились.
Добавим к этому губительный эффект девальвации. С начала года она составила 35%. Это означает, что и обязательства бюджета и Нацбанка по выплате внешних займов выросли на столько же. В марте-декабре этого года Минфин собирался выплатить иностранным кредиторам около 45 млрд грн, но если рассчитывать по нынешнему курсу гривны, то размер этих платежей составит уже более 62 млрд. И за это тоже придется расплачиваться из своего кармана простому украинцу.
Чтобы возобновить поступления в бюджет, власти не нашли ничего лучше, как ужесточить фискальную политику.
«Пошли по самому простому — если не сказать — примитивному пути, — рассуждает Игорь Шевляков. — Повышение налоговой нагрузки на незащищенные слои населения, упразднение льгот. При этом никто не берется радикально усовершенствовать схему поступлений в бюджет».
«Если бы удалось устранить коррупцию, окончательно вывести экономику из «тени», бюджет мог бы пополниться 150-200 млрд гривен в год. Это колоссальная цифра — половина всей доходной части бюджета, подсчитал эксперт. И не нужно было бы поднимать акцизы на товары, заламывать руки малому и среднему бизнесу, лишать самых бедных украинцев господдержки. «Все эти налоги не принесут в казну больших денег, но очень больно отразятся на людях. Почему власть не берется за радикальные изменения, остается только гадать,— говорит Шевляков.— Она или не способна на такие реформы, или не хочет их проводить».
Складывается впечатление, что и впрямь не хочет. Не заинтересована власть в радикальных мерах, пытаясь всячески оградить крупный бизнес, олигархов от нагрузки, переложив ее на плечи куда менее обеспеченных сограждан. Усиление налогового давления немедленно вызовет ответную реакцию — рост коррупции. И — в конце концов — уход бизнеса в «тень».
«Стандартная схема наполнения бюджета путем повышения налогов дает очень красткосрочный эффект, — напоминает Александр Охрименко. — На 1-2 месяца, не больше. Дальше — предпринимателям придется подстраиваться под существующие реалии так, чтобы не платить налоги — иначе им не выжить. В Украине и так громадная налоговая нагрузка — до 44%, тогда как в странах Европы она едва достигает 30%. В результате вернемся в ситуацию 10-летней давности, когда «в тени» находилась львиная доля экономики».
Предприниматели уже бьют в набат и призывают власти отсрочить введение новых налогов. Европейская бизнес-ассоциация, которая объединяет более 900 крупных европейских и украинских предприятий, официально обратилась к Министерству финансов с просьбой отложить вступление в силу данных налоговых инициатив до 1 января 2015 г.
Предприниматели напоминают, что по действующему в Украине законодательству, налоги нельзя изменять посреди действующего бюджетного года. И напоминают о последствиях такого шага для отраслей экономики: легальные производства вынуждены будут свернуться, а рынок заполонят товары нелегального теневого рынка, контрабанда. Производители подакцизной продукции подсчитали, что очередной рост акцизных ставок поставит под угрозу деятельность десятков предприятий, на которых заняты больше 20 000 человек.
Разумеется, о росте поступлений в бюджет в таких условиях говорить не приходится. А значит — иссякнут и ресурсы на выполнение социальных программ.
«Увы, едва ли Кабмин отступит от своего решения по налогам, — резюмирует Александр Охрименко. — Надо показать МВФ, что у нас делается все для выполнения бюджета. Пусть хотя бы формально. Истинный результат мало кого интересует».
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом