В канун Нового года украинские парни допризывного возраста получили подарок от самого министра обороны: Павел Лебедев, поздравляя военнослужащих и работников ВС Украины, ветеранов Вооруженных сил и членов их семей с Новогодними и Рождественскими праздниками, заявил, что в 2013 году будет приостановлен призыв на срочную военную службу с одновременным переходом на комплектование армии исключительно по контракту. Планировалось, что в 2014-м уйдет на дембель последний украинский срочник. Потом, правда, планы Минобороны были откорректированы и назван другой год – 2017-й. Но и до него осталось всего ничего. Насколько реально перевести украинскую армию на контрактную форму комплектования в сжатые сроки, и как обеспечить ей профессионализм, разбирался ForUm.

Ноу-хау или привычное дело

Контрактная армия, она же – профессиональная. То есть формируется она на профессиональной основе, а военная служба по контракту для всего личного состава является профессией и родом деятельности. Но это, понятно, не ноу-хау. Профессиональные армии были даже в Древней Греции и в Древнем Риме.

Что касается более близких времен, то, к примеру, вооруженные силы Великобритании отказались от призыва в 1961 году. Переход на контрактную службу был поэтапным и скрупулезно спланированным. К тому же только на информирование населения о преимуществах контрактной армии посредством СМИ было израсходовано около 9 млн фунтов стерлингов в год.

Сегодня в Объединенном Королевстве одна из самых современных и технологичных армий в мире. На вооруженные силы численностью около 180 тысяч человек расходуются немалые средства – Великобритания занимает пятое место в мире по финансированию армии, уступая только США, ЕС, Китаю и России.

Минимальный срок контракта в британской армии составляет три года, максимальный – двадцать два. Расторгнуть его можно не раньше чем через 2 года со дня подписания, но при этом необходимо компенсировать государственныерасходы на питание, обмундирование и т.д. Опять же, отбор контрактников в Великобритании очень серьезный: из 500 желающих служить 410 получают отказ.

Престижна служба по контракту и в Польше, где отказались от призыва в 2010 году. До этого Войско польское серьезно реформировалось и сокращалось. Так, численность армии сократилась на 50 тысяч в течение трех лет: со 150 тыс. в 2007 году до 100 тыс. в 2010-м. Но поляки не просто сокращали армию. Они одновременно создавали четкую систему мобилизационного резерва. И сегодня, в случае необходимости, оперативно можно мобилизовать около 240 тысяч граждан. Кроме того, Польша выделяет немалые средства для своей армии, причем расходы не сократились даже из-за мирового финансового кризиса: 1,95% ВВП страны, а в 2012-м номинальное ВВП Польши составило 531,758 млрд долл. США.

Украинская армия в цифрах

В Украине о контракте говорят давно. И, несмотря на перманентно-недостаточный уровень финансирования Вооруженных сил, у нас уже имеетсяопределенный опыт формирования подразделений и частей по этому принципу. Так, в 2000 году в Вооруженных силах нашей страны насчитывалось 28,8 тысячи контрактников. В 2004-м – уже 40,7 тыс. человек. По последним данным – их около 40 тыс.

Так сколько же человек сегодня несут срочную службу, а сколько – по контракту? В Министерстве обороны Украины ForUm’у сообщили, что по состоянию на 1 февраля 2013 года укомплектованность должностей рядового, сержантского (старшинского) состава Вооруженных сил Украины составляет: военнослужащими срочной военной службы – 33%, военнослужащими воинской службы по контракту – 54%.

«Как такового дефицита контрактников не наблюдается. Однако руководство Министерства обороны Украины и Генерального штаба ВСУ уделяет значительноевнимание повышению мотивации к прохождению воинскойслужбы. Одним из ее основных рычагов является повышение денежного содержания», – сообщил временно исполняющий обязанности директора Департамента прессы и информации Министерства обороны Украины подполковник Максим Праута, уточняя, что в течение 2012 года вдвое увеличивалось денежное содержание всем категориям военнослужащих Военно-Морских Сил (с 01.08.12), высокомобильных десантных войск, воинских частей специального назначения и определенных частей Воздушных сил Вооруженных сил Украины и Сухопутных войск Вооруженных сил Украины (с 25.10 .12).

Праута подчеркнул, что переход на контрактную службу позволяет избежать не свойственных армии задач, таких как охрана, уборка, приготовление пищи: «Все силы контрактного военнослужащего будут отдаваться боевой подготовке, совершенствованию боевых навыков и профессиональному обучению. Кроме того, планируется участие контрактников в миротворческих миссиях и приобретение опыта в реальных современных конфликтах. Таким образом, повышается престижность профессии военного на рынке труда и создаются предпосылки для увеличения численности военнослужащих по контракту».

Кто родине дороже: контрактник или срочник?

Согласно ориентировочным расчетам, информирует Минобороны, в среднем на содержание одного военнослужащего срочной службы в год выделяется 28 765,7 грн. Расходы же на одного контрактника составляют 36 845,7 грн.

«Учитывая питание, ежемесячные выплаты, банно-прачечное обслуживание, проживание в казарме и т.д., на одного военнослужащего срочной службы в месяц расходуется примерно около 2 000 грн. В то же время почти столько, даже меньше – 1 600 грн. расходуется на военнослужащего военной службы по контракту.

И все же на чем контрактная служба позволяет экономить? Согласно статистическим расчетам, качественное обслуживание техники профессионально обученным человеком уменьшит расходы на ремонт и содержание на 30%», – пояснил Праута. По его словам, это же касается ежегодных расходов на обучение «с нуля» призывников. Так вот, эти расходы сокращаются на 25% за счет стабильности контрактных кадров. А высвобожденные ресурсы можно перенаправить на увеличение выплат и соцзащиту.

А вот сколько же контрактников нужно, чтобы полностью укомплектовать армию на профессиональной основе? В Минобороны обещают, что ответ на этот вопрос даст Государственная программа реформирования и развития, которую обещают утвердить уже в ближайшее время. Планируется, что до 2017 года контрактников будет не менее65 тыс. человек. Со временем их общая численность (не только солдат, но и офицеров) будет доведена до 110 тыс. военнослужащих.

Кто профинансирует переход на контракт?

Конечно, ForUm задался вопросом, а будут ли у армии деньги для реформы? В Минобороны на это отвечают: финансирование мероприятий для перехода к комплектованию на контрактной основе предусматривается проектом Госпрограммы реформирования и развития ВСУ на период до 2017 года:

• обеспечение мер по принятию на воинскую службу по контракту – 1 млн. 17 тыс. грн;

• рекламирование и пропаганда воинской службы по контракту – около 418 тыс. грн;

• совершенствование материально-технической базы учебных центров – 800 тыс. грн;

• обеспечение переподготовки военнослужащих воинской службы по контракту по квалифицированным военно-учетным специальностям, которые не готовятся в воинских частях, – 3 млн 735 тыс. грн;

• обеспечение подготовки лиц, планируемых на замещение должностей сержантов (старшин), – 6 млн 210 тыс. грн;

• обеспечение вещевым имуществом военнослужащих по контракту – 190 млн 950 тыс. грн;

• продовольственное содержание и питание военнослужащих ВСУ – 965 млн 510 тыс. грн;

• организация охраны военных объектов – 133 млн грн;

• строительство (приобретение) жилья для военнослужащих ВСУ – 1 млрд 690 млн грн;

• переоборудование зданий (казарм) под служебное жилье для военнослужащих по контракту – 97 млн 836 тыс. грн.

Что же касается источников дополнительного финансирования, то это – реализация избыточного имущества, находящегося на балансе Министерства обороны. А сегодня это, в частности, 411 освобожденных военных городков, на территории которых расположены 6 918 зданий и сооружений. Ныне же ведется работа по законодательному урегулированию механизма реализации недвижимого военного имущества вместе с земельными участками, на которых оно располагается. Планируется проводить прозрачные и открытые публичные аукционы с привлечением представителей общественности. Это даст возможность, по оценкам Минобороны, в течение 2-3 лет получить дополнительные поступления в Госбюджет до 6 млрд гривен, ускорив тем самым переход к современнойпрофессиональной армии.

Реальна ли поставленная задача?

От призыва в Украине можно отказаться, не дожидаясь 2017 года. Как рассказал ForUm’у эксперт по военным вопросам, аналитик центра «Борисфен Интел» Олег Махно, это можно сделать и в нынешнем году: «Мы уже в том состоянии, когда любое действие полезно. Вредно бездействие, сокрытие реального положения дел под предлогом «военной тайны». Но все шаги по реформированию ВС, исходя из вопросов безопасности государства, должны быть просчитаны. Нужно также, учитывая состояние бюджета, обязательно контролировать эффективность использования выделенных для армии средств. И если нынешний разговор о Вооруженных силах в обществе не «для галочки», то последуют, в частности, определенные действия по обеспечению военных жильем. Это станет своеобразной лакмусовой бумажкой в проверке подходов нашего руководства к вопросам обороны страны, к тому, насколько важен для Украины человек в погонах».

В то же время, по словам Махно, предлагаемые механизмы реформирования ВСУ вызывают ряд вопросов, и будет ли от реорганизации позитив, зависит от того, найдутся ли честные ответы на эти вопросы. «Свои плюсы есть у армий с солдатами-срочниками, и у армий, где служат по контракту, – все зависит от военных доктрин, государственных задач. Когда начали обсуждать контрактную армию, говорили только о плюсах. И очень робко – о минусах. Кроме бытовых и финансовых вопросов, есть более важные вопросы перехода на контрактную службу. Если сегодня еще кое-как можно подготовить мотострелка, танкиста, пулеметчика, то кто и как готовит военнослужащих к войнам будущего? Нужны высококлассные электронщики, компьютерщики, специалисты по электронному сбору информации, программисты. Сколько стоит такой контрактник и его подготовка? Как его использовать? Справятся ли, к примеру, упомянутые 18 тысяч контрактников с задачами, которые раньше выполнялись 30 тысячами срочников?»

Есть у аналитика замечания и к финансированию: бюджет Минобороны на текущий год составляет 15 млрд грн, а денежное содержание – 9 млрд. грн. «Утешает лишь то, что пытаются думать о прожиточном минимуме военнослужащего. Но ведь армия – это расходы. Постоянные. На технику, на ее обновление, на обучение специалистов. По большому счету, профессионализм военного измеряется не его денежным содержанием, а подготовкой, на которую нужны средства. Вот небольшой пример: финансирование подготовки ВСУ: в 2006 году –53,5%, в 2011 году – 82,7%. Приоритетным было финансирование в\ч ОСБР – Объединенных сил быстрого реагирования, которые получили средств в 7,2 раза больше, чем ОСО – Основные силы обороны (данные из Белой книги 2011 г.). Часто приводят в пример боеготовность армии Швейцарии, состоящую из ополчения, хранящего личное оружие в домашних условиях и прибывающего в часть приписки по сигналу. Это возможно лишь в мононациональном, хорошо организованном государстве, с устоявшимися традициями, приличной экономикой и т.д. Меня уже волнует другой вопрос – не сколько выделено средств в бюджете для армии, а что будет, если эти средства вдруг появятся в достаточном количестве, а их некому будет эффективно освоить».

У нардепа от фракции ВО «Батькивщина», заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Романа Забзалюка есть свой рецепт качественного реформирования армии. Как отметил парламентарий в интервью ForUm’у, сегодня приоритетное место в мире занимают мобильные военные формирования, способные выполнять достаточно сложные задачи, несмотря на малочисленность. Но в современных условиях профессиональная контрактная армия в Украине невозможна.

«Украинская армия нуждается в принятии целого комплекса мер. Это техническая модернизация, перевооружение на новые системы, начиная с элементарных стрелковых и заканчивая системами противоракетной обороны, воздушной обороны и т.п. В первую очередь нужно формировать воинский резерв (речь идет о гражданских лицах, которые в случае необходимости могут быть мобилизованы, должны быть готовы к выполнению своих военных обязанностей). Сейчас же администрация, то есть военкоматы, не в состоянии провести даже военные учения для резервного состава. А система формирования резерва окончательно ломается, военные кафедры, учебные заведения закрываются. Нужно сначала модернизировать армию, и постепенно, параллельно с формированием института подготовки мощного резерва из гражданских лиц, внедрять контрактную систему. А предлагаемая сегодня концепция может «забить гвоздь» в потенциал возрождения обороноспособных ВСУ», – подчеркнул Забзалюк.

Нардеп также утверждает, что сегодня боевой состав Вооруженных сил Украины фактически насчитывает не более 60 тысяч, в то время как МВД, вместе с Внутренними войсками и инфраструктурой, – уже 380 тысяч: «И если кто-то говорит, что в случае необходимости Внутренние войска могут ответить на вызовы – это абсурд. Такие подразделения как «Беркут» не способны выполнять боевые задачи в случае необходимости обороны государства. У них тактика обучения совершенно другая, их нужно переучивать для защиты территории».

В свою очередь, глава Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Владимир Литвин заявил ForUm’у, что не поддерживает идею полного перехода на контракт: «Украина – внеблоковое государство. Мы должны иметь мощную, вооруженную военную организацию, у которой были бы все возможности отвечать на возможные внешние вызовы. Не могу я вспомнить, чтобы наемники защитили Отчизну. Они могут выполнять внутренние функции, но это не назначение Минобороны. Они хорошо могут выполнять функции за пределами своей страны. И наконец, финансирование. Опыт свидетельствует, что для содержания стотысячной армии необходимо около 8 млрд долларов. Сегодня у нас армия почти в два раза больше, а финансирование – менее 2 млрд долларов. То есть на проблему нужно смотреть целостно. И воздерживаться от невыполнимых лозунгов. Такова позиция Комитета».

Не согласен с коллегой по парламенту и по Комитету экс-министр обороны, нардеп от ПР Александр Кузьмук: «Переход на контрактную армию – это вполне реально. Необходимость в военнослужащих по контракту небольшая. Для простой отмены призыва дополнительные средства из Госбюджета выделять не нужно».

«Но я хочу предупредить: контрактная армия – это не панацея. Панацея – это профессиональная армия, и именно над этим нам нужно работать. Если ставить вопрос только о контрактной армии, то это не требует дополнительных затрат, кроме как повышения денежного довольствия. Но, как профессиональная, армия не состоится без увеличения финансирования, поскольку нужно, чтобы военные занимались своим делом и им были созданы достойные условия для службы. И нужно поднимать престиж воинской службы в целом», – резюмировал экс-министр обороны.

И напоследок

Сложно поспорить, что украинская армия нуждается в реформе, и возможно, действительно, лучше меньше количественно, да лучше качественно: только контрактники, современное вооружение, качественная подготовка, мобильность и соцпакет. Искренне хочется надеяться, что действия, направленные на оптимизацию ВСУ, не сведутся только к очередному сокращению. А носить форму снова станет престижно.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

6221