Сегодня пожить за границей – это и модная тенденция, и стиль жизни, и просто то, о чем интересно рассказать друзьям и знакомым. Едут все кому не лень – любители новых ощущений, прогрессивная молодежь, фрилансеры…Особо популярной практикой в последнее время стало уезжать в глухие места в солнечных краях на деньги, заработанные от сдачи собственной квартиры. Кто-то едет, чтобы просветиться духовно, кто-то – чтобы спокойно поработать с ноутбуком на берегу моря. О том, почему жители столицы все чаще надолго бросают насиженные места ради неизведанных глубинок, и помогает ли им это стать счастливее, узнавал ForUm.

Дауншифтинг по-киевски

За окном автомобиля – осень, серость и грязь, далеко вперед простирается бесконечная пробка, а из радиоприемника хрипло звучит шансон. После приезда в офис тебя ждет огромный завал бумаг и неприятные клиенты, которым ты этого никогда не скажешь, потом десять минут на чизбургер из МакДональдса… И так каждый день, каждую неделю, каждый месяц. Может, один раз за год ты посмотришь на море, но потом снова вернешься в мегаполис, и все повторится. Пробки, серость и неприветливые люди. Уехать бы отсюда подальше…

Именно так обычно описывают свою прошлую жизнь в столице бывшие руководители фирм, менеджеры и другие «жертвы корпоративного бизнеса», сегодня беззаботно живущие в Индии, Малайзии, Таиланде и других солнечных странах. Явление отказа от успешной карьеры и благ цивилизации во имя свободы и творческой реализации получило свое название – дауншифтинг. Первым дауншифтером считают Будду, а на славянских просторах – дядю Федора из Простоквашино.

Наши отечественные дауншифтеры, как и герой известного мультфильма, уезжают жить в деревню, но только поживописнее – где-нибудь в Гоа или Индонезии, и живут там либо на деньги от сдаваемой квартиры, либо промышляют местными ремеслами вроде плетения корзин или лепки из глины. ForUm поговорил с некоторыми киевскими дауншифтерами.

Алексею 28 лет. Он нигде не работает и никогда подолгу не работал. Сейчас сдает свою киевскую квартиру и живет на Гоа. Возвращается только в июне – тогда в Индии начинается сезон дождей, который, по его словам, не привыкшие к местному климату люди переживают тяжело.

«Денег, которые я получаю за полгода, сдавая однокомнатную квартиру в Киеве, хватает на то, чтобы купить билет до Гоа, снять большой дом и жить, ни в чем не нуждаясь, до следующего возвращения в Украину. Я пишу музыку и медитирую, больше мне ничего от жизни не нужно», – рассказал он ForUm’y.

Анне 37 и она каждый октябрь уезжает в штат Карнатака, чтобы вернуться в Киев только поздней весной. Там она отдыхает и работает инструктором по йоге – организовывает группу из украинцев и русских и занимается с ними дыхательными и медитативными практиками, читает мантры на берегу Тихого океана.

«В Карнатаке не так много русских, как на Гоа, намного спокойнее и аутентичнее. Можно жить ни в чем себе не отказывая на $100 в месяц. Возвращаться в столицу мне не хочется. Унылость, серость, люди смотрят друг на друга, как собаки, а в Индии я счастлива».

У киевского музыканта Тимофея за последний год уехало в Индию четверо друзей (всем им не более 25 лет) и он уверен, что увидит друзей не скоро.

«Cейчас пошла новая мода – работать полгода в Киеве, а потом просто «висеть» за эти деньги где-то в другой стране. Наверное, я и сам так сделаю, когда достаточно заработаю».

На многих тематических сайтах считается признаком хорошего тона упрекнуть подобных людей в том, что их практика – не дауншифтинг, а жалкое подобие.

Настоящие дауншифтеры (по негласному правилу) это те, кто действительно отказался от чего-то серьезного – доходного бизнеса или высокого социального статуса в обществе, семьи и уехал просто для того, чтобы быть счастливым. К людям, которые уезжают из-за проблем, скуки и невозможности реализовать себя в данном месте и в данное время, очень быстро приходит понимание, что проблема не в месте жительства, а в них самих. Поэтому они возвращаются назад на родину.

Кто бежит, тот догоняет

Руководитель Центра социальной психологии и управления конфликтами при Киево-Могилянской академии Андрей Гирнык утверждает, что популярность дауншифтинга в Украине – проблема не только психологическая, но и социальная.

«С переездом в мегаполис у человека теряются те традиционные связи, которые насыщают жизнь человека в селе. В городе вы одиноки в толпе. Люди в больших городах очень быстро осознают, что все мегаполисы похожи и что от переезда из Киева в Нью-Йорк, например, ничего не изменится. Они начинают понимать, что намного больше отличий между жизнью в городе и деревне, после чего уезжают не всегда обязательно в Индию, иногда просто в какую-то глубинку в России или Украине. Это происходит от информационного перенасыщения, усталости от городской суеты и быстрого темпа жизни. Это явление всегда существовало, возьмем, к примеру, те же монастыри, которые удовлетворяли желания людей жить спокойно, не заботясь о карьере».

Негативным следствием такого побега Андрей Гирнык называет своеобразную добровольную «утечку мозгов».

«Я не осуждаю людей, которые уезжают. Мне кажется, что большинство делает это для того, чтобы приобрести определенный опыт и вернуться работать в свою страну. Конечно, то, что молодые умные люди укрепляют экономику других стран, а не свою собственную, либо вообще ничего не делают, грустно, но, с другой стороны, я уверен: если социальная ситуация в Украине изменится, очень многие вернутся назад».

По словам психолога, если человек уезжает из родной страны после 30 лет, на новом месте у него не происходит полной адаптации именно в культурной сфере. Он все равно продолжает скучать по родине и по ее обычаям. Поэтому такие беглецы думают уже не о себе, а о детях.

«Те же, кто уезжает от цивилизации, конечно, ориентируются больше на здоровье своих детей, а не на их развитие. Однако не думаю, что, учитывая Интернет, с этим могут возникнуть какие-то проблемы. К тому же многие люди, которые уезжают в Гоа и на Бали, имеют высшее образование и организовывают школы для наших переселенцев, где сами же и преподают».

Виктор Небоженко, директор Социологической службы «Украинский барометр» видит в дауншифтинге не только модную тенденцию, но и реакцию образованной молодежи на ситуацию в стране.

«Когда страна на подъеме и в ней все в порядке, дауншифтеры вызывают подозрение. Но сейчас, во время кризиса, это такой способ самоспасения, это даже не плохо. В первую очередь, это касается сильных и неглупых людей. Когда в 60-х Европа и Америка вышли из послевоенной разрухи и появился средний класс, дети активно становились и хиппи, и дауншифтерами, просто тогда такого термина не знали. То есть средний класс может себе это позволить. Дауншифтинг не касается олигархов, они точно не пойдут в монастырь. Такие случаи тоже бывают, но довольно редко. В основном дауншифтинг касается активных людей, которые резко остановились. Если в стране все хорошо, то почему бы и не работать? А вот если нет, то такой побег снижает социальное напряжение».

То, что молодые люди сдают свои квартиры в Киеве и шикарно живут на эти деньги в той же Индии, Виктор Небоженко называет проблемой их родителей, но в душе уехавшим… завидует. По словам эксперта, дауншифтеры кажутся нам удивительными только потому, что в советское время мы были оторваны от мира и не видели, как это происходило в других странах. К тому же, считает Небоженко, было бы намного лучше, если бы молодежь, которой нечем заняться, вместо того чтобы пить алкоголь и делать глупости, отдыхала на Бали.

«То, что они очищают чакры на берегу океана, это очень здорово. В Америке часть людей, которые так сделали, вернулись и сделали сумасшедшие карьеры, и у них все было в порядке. А те, кто вместо них вкалывали за очень маленькие деньги, к сорока годам превратились в стариков».

Небоженко уверен: бегство молодежи из столицы – не дауншифтинг, а формирование новой прослойки, которая может вернуться, а может начать свободно передвигаться по миру, зная языки и имея связи.

Питерского программиста и независимого консультанта по организационной мотивации Стаса Давыдова в интернет-среде называют ярым апшифтером (противником дауншифтинга). Мы решили узнать и его мнение.

«Я считаю, что многие, кто думает о дауншифтинге как о панацее от офисных будней, не осознают, чего на самом деле они хотят. Мотивация бегства работает до тех пор, пока ты не убежал. Если другой мотивации нет, ты оказываешься в подвешенном состоянии, когда обратно никак, а вперед тоже некуда. Сам я пять лет уже вне офиса и корпораций, много путешествую, но продолжаю работать. Мне не симпатичен дауншифитинг как движение в сторону ничегонеделания, жизни для себя в свое удовольствие, что-то вроде пенсии. А вот когда люди оставляют бессмысленную работу ради денег и благ и начинают, наконец, делать что-то, что имеет значение – это круто. Дауншифтинг ли это? Вряд ли. Апшифтинг, скорее», – поделился с нами Стас.

Работа на берегу моря

Однако отдыхать и медитировать в теплые края уезжают далеко не все. В наше время уже успела сформироваться целая каста предпринимателей и людей, работающих удаленно, через Интернет. Это геймеры, трейдеры, сеошники, дизайнеры, программисты и другие узкоспециализированные умельцы. Для того чтобы заработать на хлеб насущный, им необходимо только наличие Интернета и ноутбука под рукой. Такие люди не привязаны к месту жительства и часто уезжают далеко за пределы родины, чтобы отдохнуть, не прекращая работать.

Например, сегодня среди российских IT-компаний стало модным оффшорное программирование в Таиланде. Работодатели оплачивают своим программистам перелет, помогают обустроиться в новой стране… а дальше сиди на берегу моря с ноутбуком и работай, наслаждаясь приятным климатом и тайской кухней. Отличное качество жизни за те же деньги, которые тратишь в столице.

Как узнал ForUm, многие программисты уверены, что фирмы посылают к морю своих лучших сотрудников, для того чтобы их развлечь и подольше удержать у себя. Однако специалист в области HR Дмитрий Ковалев назвал нам еще одну причину – маленькие налоги.

«Работают все, как правило, удаленно и не на тайские компании, соответственно вопросов с налогообложением и рабочими визами не возникает. Почему именно Таиланд? Из-за климата, дешевой жизни и коммуникаций на достаточно высоком уровне. Раньше подобными странами IT-индустрии были Ирландия и Израиль, а сейчас это направление развивается в Беларуси – дешево, качественно и сердито. В Украине сейчас зарплаты выравнялись и особого регионального демпинга не получается. Поэтому можно предположить, что перемещение в более дешевые и комфортные для жизни страны является новой ступенью в развитии оффшорного программирования, особенно учитывая легкость перемещения в эти страны».

Украинский программист-фрилансер Сергей переехал жить в Чианг Май девять месяцев назад. Возвращаться домой не собирается.

«Киев мне быстро наскучил, и я решил попробовать пожить за границей. Из нескольких вариантов для начала выбрал Таиланд. Добраться оказалось легко, билет стоит около $400 а жилье от $150 в месяц. Еда на каждом шагу и на любой вкус, отличный климат и приятная атмосфера. Из минусов можно отметить только более низкую скорость Интернета и языковой барьер. (Тайцы плохо знают английский). Местное русскоговорящее комьюнити развивается очень активно, приезжают жить много IT-специалистов и просто удаленных работников, да и локально найти работу тоже можно, в том числе в иностранных компаниях и стартапах. Существует даже тенденция переезжать работать сюда целыми небольшими фирмами, но это скорее у россиян. Нам, украинцам, мешает как менталитет (75% никогда не выезжали из своей страны, а 54% даже из своей области), так и направленность наших IT-фирм на аутсорс. Также острее стоит визовый вопрос, ну и в целом официальный рабочий статус в Таиланде».
К людям, которые приезжают в Таиланд, чтобы ничем не заниматься, Сергей относится нейтрально.

«В Таиланде каждый сотый – монах. Они медитируют и живут на пожертвования, работая на личное «спасение». Мне так было бы скучно. Из самого буддизма мне интересна лишь практика медитации и базовые аспекты. Ну и ехать в деревню без благ цивилизации или становиться аскетом я бы ни за что не согласился. Мир слишком большой и интересный».

Директор Социологической службы «Украинский барометр» Небоженко видит в удаленной работе за границей позитивный момент и большие перспективы для Украины.

«Аутсорсинг – это просто отлично. Я несколько раз был в Индии. Там приезжие часто удивляются бедности местного населения и спрашивают, как им удается выживать. И обычно оказывается, что один из образованных членов семьи удаленно работает в серьезной зарубежной компании. Это очень важно и полезно. Такую работу может делать человек, не зависимый от властей и конъюнктуры. Аутсорсинг в два раза увеличивает рабочие места, это будущее Украины. У нас около 700000 человек закончили институты по всей стране за последние несколько лет и не имеют работы. Для них удаленная работа – реальный выход и способ вхождения в мир, как это сделала в свое время Индия. Там около полутора миллионов человек день и ночь производят мельчайшие операции по формированию программ для всего земного шара и хорошо зарабатывают. Это та тенденция, которая обязательно должна развиваться».

Желание убежать от реальности существует с незапамятных времен. Кому-то смена обстановки помогает разобраться в себе и вернуться домой другим человеком, а кого-то еще больше запутывает. Главное – вовремя разобраться, что вам нужно для того, чтобы быть счастливым. И возможно, окажется, что ваше счастье – на родной земле.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4560