Законодательство о выборах всегда правилось у нас под политическую конъюнктуру. Перед каждыми выборами Президент, парламентские партии, иностранные центры влияния сходились в игре и пытались подкорректировать закон о ближайших выборах в своих интересах. В течение прошедшего года новая власть пыталась декларировать желание создать универсальные правила игры и даже принять Избирательный Кодекс. Была создана рабочая группа по усовершенствованию избирательного законодательства при Президенте. Но постепенно исполнители перевели деятельность группы от написания Кодекса к подготовке нового закона о парламентских выборах. Есть надежда на принятие закона за год до дня выборов, что будет неслыханным подарком всем участникам этих самых выборов.
После двадцати лет практики проведения выборов, к сожалению, нужно признать, что законодательство, каким бы идеальным оно ни было, не помогает нашей кампании стать состязанием реальных избирательных программ, конкуренцией альтернативных ответов на вызовы современности. Точно так же красивый закон не решит проблему административного давления на политиков, подкупа избирателей или судей.
Вопросы политической культуры и политической коррупции зависли в воздухе, а Украина – в «серой зоне» демократии, вместе с большинством остальных стран незападного мира. Поэтому будем требовать от нового закона программу минимум: дать равные шансы всем гражданам и политикам баллотироваться и вести кампанию, а также обеспечить прозрачные механизмы контроля над голосованием и подсчетом.
Действующий закон о выборах народных депутатов в принципе неплох, и позволил провести почти образцовую кампанию в 2007 году. Но с тех пор случилось несколько событий, которые заставляют переделывать действующий закон, точнее, писать новый. Первый фактор – конституционная реформа изменяет полномочия депутата ВРУ, а сопровождающие решения Конституционного Суда меняют распорядок жизни парламента, вводят понятие «тушка», в парламенте изменяется либо игнорируется регламент. Изменяется подсудность дел в результате судебной реформы. В 2012 мы будем избирать совсем другой парламент с совсем иными полномочиями.
Важнейшим уроком новейшей политической истории стала избирательная кампания осени 2010 года. Опробованы основные новеллы законодательства: возврат «мажоритарки» и запрет блоков. Местные политики столкнулись с жесткими методами работы доминирующей партии, мажоритарные кандидаты прошли все круги избирательного ада от отказов в регистрации до обжалования результатов.
Президент и его министр юстиции объявили о политической воле вернуть смешанную систему выборов для парламента. Конечно, большинство экспертов склоняется к одному из вариантов открытых списков, хотя не все политики понимают, что это такое. Открытые списки – это не публичность списка кандидатов от партии. Это – возможность избирателя влиять на прохождение конкретного кандидата в парламент, а также прямая зависимость между волей избирателя и попаданием кандидата в Раду. Но, похоже, что нам не избежать закрытосписочно-мажоритарной системы, и даже одно это требует радикальной переработки закона.
В глобальных вопросах появляется определенная ясность со стороны рабочей группы. Планируется полная отмена избирательных блоков и поднятие проходного барьера до 5%. С одной стороны, конец эпохи блоков - реалии нашей политики. Даже специалисты не могут сейчас сказать, какие партии создали блоки, к примеру, Литвина, Кличко или Черновецкого, и как эти партии связаны с работой соответствующих фракций в советах. Поднятие барьера подтолкнет партии к объединениям, и это также позитив.
Но барьер 5% является слишком высоким для Украины. Ведь в таком случае при явке 25 миллионов избирателей даже партия набравшая 1200 тыс. голосов не получит мест, и в результате парламент будет представлять интересы менее половины граждан Украины. Если нынешний политический расклад сохранится до выборов, то при таком барьере его могли бы преодолеть разве что ПР, «Батькивщина» без условно осужденной Тимошенко да растущая «Свобода». При всем уважении к обозначенным партиям они не могут претендовать на полное отображение политических предпочтений украинцев.
Наибольшую опасность закон может нести для потенциальных мажоритарных кандидатов. Неоднократно доводилось слышать от достойных политиков: «Я буду работать год до выборов в округе, оставлю там кучу денег и здоровья, а за неделю до выборов меня тупо снимут? Нетушки, сами играйтесь в такие выборы». Из позитивных для мажоритарщиков наработок следует отметить предложение разрешить самовыдвижение, дабы не смешить людей появлением экзотических номинантов в бюллетенях.
Пока что рабочая группа готова либерализировать процесс снятия кандидатов с регистрации. Предлагается не повторять норму закона о местных выборах «два нарушения норм агитации – и регистрация отменяется». Трактование тонкостей ограничений в агитации и поиск виновных стал слишком уж субъективным осенью 2010. Рабочая группа предлагает снимать с регистрации только за нарушение квалификационных требований к регистрации кандидата, а там список исчерпывающий.
Огромной проблемой кампании 2010 года был перекос в составе и руководстве избирательных комиссий. Пока рабочая группа не дала четкого ответа, будет ли решен данный вопрос. Пока декларируется тот же принцип формирования – приоритет парламентским партиям, остальные по жеребьевке. В 2010 году он не помог.
Из процедурных новелл стоит приветствовать сокращение времени голосования до 8.00-20.00, что сэкономит силы и нервы всем участникам выборов. Отмена графы «против всех» конечно является требованием ОБСЕ/БДИПЧ, но позволю себе поддержать эту графу. В наших политических условиях она была индикатором протестных настроений, и многие избиратели осознанно шли на участок, чтобы выразить свое неприятие ВСЕХ партий и кандидатов. Законодатель же собирается лишить нас такого права.
28 апреля – очередное заседание рабочей группы. Обещают показать первые разделы проекта закона. Будем надеяться, что реакционные нормы удастся еще завалить, а прогрессивные предложения – отстоять.
Игорь Попов







