Идею нынешних размышлений я почерпнул из политических баталий на тему НАТО, которых сегодня в Украине в избытке. Должен заметить, что Россия на своей территории – в частности, на Тоцком полигоне, проводит совместные учения с Альянсом уже много-много лет. И это не вызывает никакого политического накала.
И вхождение в НАТО для России не проблема. Потому, что никто вроде бы нас туда не зовет, а мы туда не сильно стремимся. Представителем России в Брюсселе, вообще, сидит ярко выраженный патриот – Дмитрий Рогозин, который в принципе никакой особой нежности к Североатлантическим структурам не испытывает.
Это, кстати, своего рода мессидж: мол, вот мы вам Рогозина – он очень компетентный дипломат, образованный и умный человек, но, извините, любви у нас с вами никакой не будет.
Тем не менее, если к вопросу об учениях НАТО подходить технократично, то ничего «особливого» в них нет. Согласование действий подразделений Альянса и украинской или российской армий по ряду вопросов – это, по большому счету, вещь необходимая. Но подчеркиваю: если подход чисто технократический.
И вот вам примеры.
На Черном море много лет с участием всех стран Черноморского бассейна, в том числе и Украины, каждый год идут учения «Си Бриз», где отрабатываются механизмы всякой разной чепухи вроде спасения на водах. И ввиду того, что в открытое море выйти на митинг довольно затруднительно, эти мероприятия, так или иначе, проходят.
Сейчас международная совместная операция проводится в территориальных водах Сомали. Там периодически отстреливают каких-то пиратов – правда, не очень красиво. Мутные какие-то истории. Но, тем не менее, такие операции есть и, видимо, это необходимо.
Другое дело, что у вас существует довольно серьезная политическая проблема с участием войск НАТО на украинской территории, поскольку существует конституционная норма, которая, в принципе не дает права иностранным войскам находиться на территории Украины. Кроме того, большая часть украинцев и украинского политикума «против» сближения с НАТО, но вашу страну «подтягивают» туда явно в пику России.
Известно, что существует идея – создать из Украины форпост НАТО на Востоке. При этом совершенно необязательно, как полагают многие политически активные граждане Украины, что вслед за этим, ее тут же примут в Европейский Союз, и она сразу заживет как какая-нибудь Голландия.
Турция, между прочим, является членом НАТО уже давно. Она вступила туда через год после образования организации и много десятилетий участвует во всех натовских операциях. Однако до сих пор так и не стала членом Евросоюза. Более того, в прошлом году по этому поводу разразился жуткий скандал.
Турки просились в ЕС двадцать лет. И когда, в конце концов, выполнили все требования и разве что на брюхе перед ним не повалялись, им прямо в лоб из Германии и Франции – основных членов Евросоюза, был дан четкий ответ: нет, товарищи турки, вы нам не нужны!
Ну, казалось бы, что Евросоюзу не так? А не так, что Турция – это достаточно сильное государство с населением в 75 миллионов человек. Кроме того, это память об Османской империи, угрожавшей Европе в течение нескольких столетий и скрытое византийство, поскольку Османская империя – исторический наследник Византии, может быть, даже в большей степени, чем все остальные.
Поэтому Западная Европа и будет инстинктивно отторгать Турцию, так же, как в средние века отторгала Византию, которая в то время была на порядок выше, чем все европейские королевства, где короли спали на соломе. Это исторический тренд.
Собственно говоря, сегодняшнее сближение Турции и России – следствие той пощечины ЕС. После нее, Путин на следующий день уже был в Анкаре, где и подписал с Демирелем контракт по трубопроводу.
Поэтому я и не понимаю, на что рассчитывает Украина, в которой самые низкие в Европе зарплаты и которая уже отстала по этому показателю даже от Румынии; самая высокая в Европе смертность, в том числе детская; эпидемии туберкулеза, ВИЧ-инфекции и масса других проблем.
И с этим вот приданным Украина думает вступить в Евросоюз в XXI веке?? Извините, но ничего подобного не случится.
На самом деле, в отношении Украины речь идет о создании некоего санитарного кордона. А жить в таком месте – я вас уверяю – плохо! Потому что санитарный кордон создается не для жизни. Это как чумной барак! И зачем Украине сознательно брать на себя ЭТО? Тем более что с точки зрения национальной обороны вступление в НАТО для Украины – совершено бессмысленно.
Украина – замечательная страна. Кроме Румынии, имеющей территориальные претензии и до сих пор рисующей на своих картах Восточную Буковину как собственную территорию, ей никто больше и не угрожает. Кстати – и на минуточку, Румыния член НАТО и Евросоюза. А так – больше геополитических противников у Украины нет.
Претензии России являются блефом. Это совершенно неосуществимые вещи. У нас сегодня заботы не о приобретении новых территорий, а о сохранении имеющихся. И наше военное сотрудничество не прекращалось даже в самые анекдотические периоды правления президента Ющенко.
Не забывайте, что вооруженные силы Украины – это три округа: Киевский – самый мощный и сильный из всех военных округов бывшего Советского Союза. Черноморский флот, Дунайская и Днепровская флотилии. Вот что такое украинская армия – по сути своей, то же самое, что и советская, поскольку, за двадцать лет различий больших не накопилось.
Не секрет, что современная армия в условиях войны представляет собой неразрывный военно-промышленный комплекс. Начиная со Второй мировой, для полководцев главным составляющим было количество боеприпасов, качество военной техники, ремонтопригодность. Советский Союз и победил-то потому, что его военно-промышленный комплекс на тот момент оказался на порядок сильнее, чем аналогичный не только Германии, а и всей объединенной Европы: Гитлер воевал чешскими танками, французскими орудиями и броневиками, захваченными немецкой армией на Сестрорецком заводе.
Поэтому сейчас, говоря о военном потенциале Украины, надо, прежде всего, понимать, что собой представляет ее военно-промышленный комплекс. И вот тут мы как раз видим, что это достаточно резко и искусственно вырезанный очень большой кусок из советского военно-промышленного комплекса. И если украинские округа еще можно поделить, то промышленную кооперацию без России точно не получится «резануть по живому».
Ни ракетостроение, ни авиационная промышленность Украины без России никак не существуют, а для современной войны ракетостроение и авиация – это главные «фишки».
Сейчас идет разговор о реинтеграции ядерного комплекса. Причина этого тоже понятна: пятый по величине в мире ядерный комплекс, принадлежащий Украине, без интеграции с Россией – вещь малоценная и неэффективная. Это же касается и российского ядерного комплекса, в котором существуют дыры, которые надо чем-то латать.
Таким образом, военно-промышленное сотрудничество Украины и России – это единый комплекс. Особенно, если убрать авантюрную и явно антиукраинскую политику некоторых деятелей.
Поверьте, не стоит позволять сиюминутным и весьма сомнительным гешефтам уничтожать базис экономики, на котором стоит вся государственность. Как российская, так и украинская.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом