
Пышные пиры, нашествие цыган и горы искусственных цветов – приметы столичных кладбищ в поминальную неделю
Завтра, по церковному календарю, Радуница – первый день после Пасхи, когда разрешено поминать усопших. Но в Киеве, по традиции, поминальной считается вся неделя – чтоб избежать столпотворения, на разных кладбищах поминальные дни устраивают с воскресенья по среду. Работающие, конечно, стараются навестить могилы родных в субботу и воскресенье.
«У меня с перцем есть, хватит?..»
– Селедка у вас вкусная...
– Я себе аппаратуру всю купил, навороченный...
– Ой, как сильно могилка просела! Я ж говорила, что просядет...
– Света! Све-е-е-та-а-а!
– Валя, вези теперь ты тележку...
– Это не модельное, а рекламное агентство...
– Он вызвал меня и говорит: вноси в базу...
– А где воду брали?
– Два квартала туда или на центральной аллее...
– У меня с перцем есть, хватит...
– Я вчера такой пирог испекла! Значит, так, берете...
– Ой, не могу, дай сяду, минутку...
– Фу, что это летает? Кто это жжет костер? Додумались!
– Вчера этого Васю как увалил с ноги...
– Куда ты едешь! На людей же прямо едут!..
– О-о-о! Дай-ка обниму!...
– Слушай, а Саша как? Его эта звонила...
Это фразы, которые журналистский диктофон «подслушал» вчера на Городском кладбище, на Берковцах. Диктофон лежал на скамеечке, вкопанной у одной из нецентральных аллей. В этом наборе слов, как в зеркале, отразилось все, с чем и зачем мы идем к могилам родных: не только убрать на могилах, но и встретиться с родней (живой и здравствующей, но вечно занятой), поесть и выпить всей компанией – за упокой душ предков и здоровье присутствующих.
Поминки в дыму
Городское кладбище за прошедшую неделю действительно подготовили к поминальным дням: вывезли кучи мусора, копившиеся, всю зиму, включили воду. Правда, полностью ликвидировать кучи не успели, и вдоль боковых аллей вчера через каждые метров пятьдесят дымились костры. Воду включили, но работали далеко не все колонки, так что с отдаленных участков приходилось идти за водой несколько кварталов и отстаивать очередь человек в двадцать. Машины в этом году, в отличие от прошлого, пускали свободно. Причем на въезде с водителей не только не брали денег, но еще и одаривали рекламками от изготовителей памятников. В остальном же все было, как обычно: земляные работы, шумные застолья, радостные встречи друзей и знакомых...
Наверное, вполне объяснимо, что в наш сверхскоростной век кладбище в поминальные дни становится одним из немногих мест, где удается встретиться с родней. Но это место всеобщей скорби, а встречи живых проходят порой так громогласно, что хочется попросить компанию приглушить звук.
В разных районах
Не духовным единым сыт киевлянин
Вчера на Северное кладбище съехались не только родственники усопших, но и жаждущие поживиться на могилах.
Детей на Северное кладбище лучше не брать, советуют «бывалые поминальники». Во-первых, ехать далеко – за Бровары, а во-вторых – маршрутки с утра забиты цыганами и бродягами со всей Украины: у них в эти дни «сбор урожая». Также «поминки» привлекают батюшек из небогатых приходов со всей Украины – хотя при кладбищах есть свои «патронатные» храмы.
Корреспондент «Газеты...» побывала на Северном кладбище впервые. Опасения, что добраться из Киева будет проблематично, не оправдались: возле станции метро «Лесная» маршрутки и автобусы шли с интервалом в две-три минуты. Если и не было обещанных КГГА 79 автобусов, то полсотни «ЛАЗов» на маршруте насчиталось. Зато из-за двухкилометровой автомобильной пробки перед самим кладбищем пришлось срезать путь пешком по полю.
Центральный вход напоминает цветочную ярмарку – только с неживым товаром. По сторонам от центральной аллеи – урны, которых с утра не видно под грудой прошлогодних венков и букетов. В этих свалках роются цыгане, их соплеменники сидят на бровке и просят милостыню, шастают между плитами и собирают в огромные сумки пасхи и конфеты с могил. Все чаще киевляне отмахиваются от попрошаек: «Приходите позже». По традиции подавать милостыню за души усопших, трансформировавшейся в застолья, родственники собираются у могил, чтобы обсудить, «разговеться» с покойными. Одна веселая компания решила попить пива на свежей могиле и делится бутылочкой с поминаемым. Другие, не успевшие установить памятники со столиками, расстилают покрывала, усаживаются с едой на импровизированные пикники. По аллеям ходят патрули милиции и священники, последние зачастую остаются «не у дел» – отслужить литию к могилам их приглашают единицы.
Больше внимания получают бродяги – чтобы те не мешали кушать, им уделяют со стола немного еды. Собираясь по несколько человек, они садятся на траву и обедают, роясь в мешках со сдобой и сладостями. Отобедав и слегка навеселе, компании молодых людей вливаются в километровую очередь к автобусам. На них укоризненно смотрят старенькие бабушки с опухшими глазами. Им еще час смотреть на пирующих, которые «не умеют» пить, прежде чем сесть в автобус и забыть этот день. До следующего года.
Тем временем
Сколько живет память?
На давно закрытом Лукьяновском кладбище разрешили хоронить повторно. В Киеве мало старых кладбищ – могилы позже девятнадцатого века можно встретить только около монастырей. На мемориальном Лукьяновском кладбище, которое до недавнего времени считалось закрытым, вчера тоже было людно. Те же яркие искусственные цветы, застолья, что и на любом другом. Объясняется это просто: с 2005 года кладбище вновь открыли – для повторных захоронений, и сегодня с погребениями начала ХХ века соседствуют совсем свежие могилы. К ним и идут посетители.
Свежие цветы лежат и на послевоенных захоронениях. А вот на тех участках, где последние захоронения сделаны еще до войны, следы посетителей встречаются редко. Забвения не избежали даже известные личности. На большинстве могил, внесенных в перечень мемориальных, – лишь «казенные» искусственные цветы. Но сотрудники здешнего музея говорят, что хоть редко, но приходят родственники на могилы знаменитого кардиолога Николая Стражеско, хирурга Александра Лурье, и даже известного художника Николая Пимоненко, умершего еще в 1912 году. Правда, в воскресенье свежих цветов на их могилах мы не обнаружили. А вот к академику Александру Марзееву (1883–1856), чье имя носит Киевский институт гигиены, вчера приходили его потомки: женщины средних лет и совсем молодые люди долго и тщательно приводили в порядок могилу.
На Шулявском кладбище, которое тоже повторно открыли пять лет назад, народу поменьше, но и свежих могил не видно. Здесь, похоже, хоронили, как и на Лукьяновском мемориальном, примерно до 60-х годов прошлого века. Большинство могил уже покрылись мхом, ухоженных участков немного. О том, что народу сюда приходит не так уж и много, свидетельствует и отсутствие цветочных продавцов у входа. Кстати, и на Лукьяновском, и на Шулявском нет безобразных мусорных куч, неизбежных на крупных городских кладбищах.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом