Когда я слышу в свой адрес реплики типа «Общественность утверждает, что Вы «паркетный политтехнолог Тимошенко», я честно признаюсь, что с меня еще с советского времени очень интересует, а кто скрывается за этим таинственным словом «общественность»? Кто пишет гневные письма, требует расследовать деятельность подрывателей, шовинистов, правых уклонистов и тому подобное? Мне бы, например, очень хотелось посмотреть в глаза этой «общественности».

Я никогда не был политологом. У меня для этого нет профильного образования. Моя специальность – практикующий политический консультант. А насчет «паркетности»… Я чувствую себя комфортно на любой поверхности – хоть на паркете, хоть на диване.

Что касается моего сотрудничества с Юлией Владимировной – я его никогда не скрывал. Это было взаимополезное и, надеюсь, взаимоприятное сотрудничество, которое закончилось избирательной кампанией.

Тем не менее, я готов ответить на несколько вопросов, которые сейчас очень будоражат пресловутую «общественность».

Итак, вопрос первый: действительно ли сегодня Тимошенко может угрожать физическая опасность или это просто очередное привлечение внимания к своей персоне?

На самом деле, политическое убийство в Украине – это крайний способ решения диалога с оппонентами и к счастью, к нему прибегают не слишком часто. Насколько мне известно, подтвержденная опасность физического устранения Тимошенко была один единственный раз – во время парламентской кампании 2007 года.

А нужно ли сегодня кому-то физически устранять Тимошенко? Наверное, нет. В Украине, как в итальянской мафии действует принцип: если об убийстве политика не напишут в газетах, и об этом не будут говорить на улицах – его можно убивать. Если же исчезновение политика способно вызвать переполох в мире – такого деятеля убивать нет смысла.

Вопрос второй: почему Тимошенко отдалила от себя многих соратников?

Тут все просто. Окружение Тимошенко меняется постоянно. Сейчас мало кто помнит депутата Александра Ильяшкевича, а ведь он в свое время был к Тимошенко ближе, чем Турчинов. И это только один из примеров, указывающих на то, какое количество людей было рядом с ней на протяжении ее политической карьеры рядом.

Не секрет, что Тимошенко сама по себе человек властный и авторитарный. И поэтому не окружение выбирает ее, а она выбирает себе окружение.

В отличие от Ющенко и Януковича она действует не по принципу комфортности, а выбирает тех, кто наиболее профессионально отвечает тем или иным должностям. Тимошенко подбирает команду так же, как кошка выбирает хозяина. И как только, по ее мнению, человек исчерпал свои возможности и ничем полезным для нее более не может быть, он очень быстро выпадает из ее окружения.

По моим наблюдениям у нее существует как минимум три круга «приближенности». Первый, самый близкий – это старые соратники вроде Турчинова и Трегубова, которые с ней достаточно давно. Таких приблизительно двадцать человек. Кстати, она даже здоровается и общается с людьми совершенно по-разному.

Следующий круг шире, его составляют люди, с которыми она позволяет себе общаться на «ты». Таких у нее где-то человек пятьдесят.

И третий круг – это политические партнеры, те же «самбисты», ПРПисты, которых Тимошенко рассматривает на достаточно отдаленной от себя орбите, хотя эмоционально и может подавать им сигналы о том, что они уже попали во второй, а может быть, даже в первый круг. Но на самом деле, я думаю, это неправда.

Почему она сейчас отдалила от себя часть людей? Очевидно, посчитала, что они максимально реализовались в последней президентской кампании, тем более, что результатом она осталась недовольна.

Сценарий «большой чистки» для нее вполне реален. И если она начнет «рубить головы» - это, в самом деле, будет болезненный процесс, во время которого из своих кресел «полетят» многие люди. А если это будет касаться местных советов, где легче применить императивный мандат, то некоторые могут лишиться и своего депутатства.

Следующий вопрос, волнующий «общественность» - раскол в БЮТ.

В украинской политике крупные структуры могут существовать только за счет более мелких, и пока есть такие пожиратели, которым находиться, что пожирать, они будут существовать. Чтобы стало более понятно, объясню иначе: есть вид простейших организмов, которые существуют только за счет поглощения более мелких. Но как только для них заканчивается питательная среда, их неизбежно ждет разложение.

Собственно, именно это и произошло с «Нашей Украиной», когда она мелкими партиями так набралась под завязку, что в результате стало совершенно непонятно, кто там у них реальный руководитель. Если БЮТ и, кстати, ПР тоже, будут двигаться в этом направлении, то рано или поздно «вождишки», которые сейчас влились, всю систему-соплю изнутри, конечно, разрушат.

Правда, Партия регионов, независимо от результатов выборов все равно будет постепенно разваливаться. Она будет расползаться на другие, более мелкие проекты поскольку, когда достигнута главная цель – получена власть, и больше нет стимула и смысла бороться с внешними врагами, тогда начинается внутреннее противостояние, борьба с внутренней оппозицией.

Такие люди, как Ахметов, Колесников и Клюев просто обречены на то, чтобы создавать собственные политические проекты, потому, что если им сейчас не удастся получить руководство партией, их постепенно будут маргинализировать такие люди, как Азаров и Фирташ.

У БЮТ ситуация тоже достаточно тяжелая – выдержать пять лет в оппозиции могут очень немногие. И здесь дело не только в идеологической убежденности, а в том, что нужно иметь достаточную финансовую подпитку.

Мы сейчас видим, как Партия регионов пытается выцепить всех основных спонсоров Блока и если КСУ, как все ожидают, легитимизирует новую коалицию, понятно, что все «денежные мешки» с Юлией Тимошенко не задержатся.

И тут, естественно, возникнет вопрос, а за счет чего будет существовать БЮТ? Ну, не на счет же членских взносов, в самом деле. Тимошенко может спасти только полная реорганизация партии, фактически чуть ли не перерегистрация всех низовых ячеек – только тогда, может быть, появится шанс выжить.

Пусть их будет меньше, как в свое время у большевиков. В конце концов, Ленин совершил переворот, имея за спиной всего лишь три тысячи партийцев против ста двадцати миллионной империи. Сейчас у Тимошенко в «Батькiвщине» около четырехсот тысяч человек. Зачем столько, тем более, когда непонятно, как ими управлять?

А что касается Портнова… Ни у кого не было особенных иллюзий относительно него. Все знали, что Портнов никогда не был идеологическим партийцем. Пока вектор его политических интересов совпадал с интересами Тимошенко, пока он считал, что это полезно, он был с ней.

И тут нельзя сказать, что такой расчет это что-то плохое. Это абсолютно нормальная мотивация любого политика. Группа Портнова действительно очень профессиональная и, мне кажется, главная причина того, что сегодня Портнов не с Тимошенко, а с Януковичем – реальная оценка собственных шансов.

Он понимает, что президентство Януковича надолго, а для человека, основным ресурсом которого является влияние на суды, пять лет в оппозиции не его будущее.

Тем более, что даже в случае победы Тимошенко, Портнов отлично понимал, что у него нет никаких гарантий для долгосрочной политической перспективы рядом с Тимошенко. Внутренняя конкуренция и его конфликт с группой Онопенко привели бы к тому, что рано или поздно вычистили бы сначала одну группу. А следом за ней и другую…

И последний, наиболее часто задаваемый вопрос: Сможет ли Тимошенко в нынешнем положении составить достойное противостояние власти?

На самом деле, все зависит от того, сможет ли она идти с опережением. Сейчас у нее очень мало времени на раскачивание. Она должна лично встретиться с потенциальными перебежчиками и задав вопросы в лоб, рассказать им свою четкую перспективу. В действительности, сейчас многие депутаты просто не понимают, что им делать. Это касается даже самых пламенных идейных бютовцев… А ведь самое главное в ситуации проигрыша – дать людям что-то в руки.

Провисание по времени приводит к потере ориентира. Пусть действия будут глупыми и бессистемными, но они должны быть. Без действия БЮТ начнет просто расползаться. Тут нужно действовать хирургически, вплоть до того, чтобы самой исключать людей, не ожидая пока они сами отойдут. А тем, кто может остаться дать понять, Тимошенко должна четко объяснить, что она может и будет делать в дальнейшем.

Тарас Березовец

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

8283