4 апреля 2010 православные и католики всего мира вместе отметят один из главнейших христианских праздников - Пасху Воскресения Господнего.

Однако, Великому воскресенью предшествуют очень важные дни. В понедельник, 29 марта, началась Страстная седмица - последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.

Страстная Седмица - это уже не Великий пост: он закончился в пятницу шестой недели, но пост в эти дни соблюдается особенно строгий и духовная жизнь православного человека наиболее интенсивна и глубока.

Богослужения Страстной седмицы особо величественны и торжественны, песнопения особенно красивы и умилительны, службы Страстной не только самые печальные, но и самые красивые службы всего церковного года.

В Страстную седмицу все дни называются Великими: по причине великих воспоминаний, совершаемых Церковью.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

В Великий понедельник Церковь вспоминала ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного. Иосифа, любимого сына патриарха Иакова и Рахили, завистливые братья продали за двадцать сребреников в Египет, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. В Египте его купил царедворец Потифар, жена которого искушала Иосифа, но он сохранил целомудрие (событие изображено на иконе). Благодаря данной ему Богом мудрости Иосиф вскоре возвысился при дворе фараона, сумел предотвратить голод в этой стране, так что однажды его братья пришли к нему купить хлеба. Они не узнали проданного ими брата, он же принял их, был щедр, ни словом не упрекнул их за давнее зло. Иосиф, проданный за двадцать сребреников, стал прообразом Христа, оцененного предателем в тридцать сребреников. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают черты Лика Христова. Наконец, история его мнимой смерти и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя.

В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице, возглавляет чин мироварения предстоятель Церкви. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

Миро - особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего - 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания: крещении, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

В Великий вторник Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма, первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В эти дни, напоминает пастве Патриарх Алексий Второй, «мы должны помнить уроки Великого поста. Главный из них - нравственная чистота, смиренномудрие, когда мы не превозносимся, но в сердце сохраняем смирение пред Богом». Одним из главных грехов Патриарх называет уныние. «Как часто нам кажется, что жизненные испытания для нас непосильны, и впадаем в уныние, но Господь не посылает креста выше сил», « нужно стараться преодолеть грехи, к которым привыкли, видеть свои недостатки и не осуждать ближних». «Только тогда, - говорит Святейший, - придет особая пасхальная радость».

Православные стараются приложить все усилия к тому, чтобы побывать на всех службах, совершаемых в храме, начиная с вечера Великой Среды, верующие знают, что без Страстной седмицы невозможно полноценно ощутить радость Воскресения Христова.

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души и наступают дни иного плача - плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия.

На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все православные исповедуются.

В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Как учит Церковь, христианин, принимая Святое Причастие - Тело и Кровь Господни, таинственно соединяется со Христом: в каждой частице Причастия содержится весь Христос. В Великий Четверг Святых Христовых Таин причащаются все православные.

В Великий Четверг начинаются приготовления к Пасхе.

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становятся к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей - 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.

Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает - из благоговения к Голгофской жертве, принесенной в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы не вкушается пища) и великой скорби.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой - иконы с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В конце Литургии Великой Субботы поется пасхальный тропарь.

Начинается праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения!

Интересно, что о происхождении привычной для украинского названия праздника «Пасха» существует несколько версий. По одной из них название «Пасха» появилась еще в конце первого тысячелетия с приходом на украинскую землю христианство. Легенда говорит, что в то время, когда Христос родился, сильно светило солнце и стояли такие длинные дни, что «настоящих надо семь сложить, чтобы был один тогдашний». А как распяли Христа - дни уменьшились.

Согласно другой версии, праздник Пасхи родилось семь тысяч лет назад и было связано с языческими культами, в частности с «Великим Днем земледельца».

Что касается второй названия праздника «Пасха», то это слово происходит от названия ветхозаветного праздника песах, отмечавшегося иудеями в память об освобождении от египетского плена. Пасхальный агнец у евреев стал прообразом Христа, поэтому Христос именуется еще Агнцем Божиим, Агнцем Пасхальным, Пасхой.

Интересно, что и в других европейских языках название этого праздника происходит от староиудейского «песах». Например, на латыни - это Pascha, голландском - Pasen, эсперанто - Pasko, испанском - Pascua, итальянском - Pasqua, русском - Пасха. В западно-славянских языках название Пасхи переводится как «Великанич», в частности чешской это «Velikonoce», а польской - «Wielkanoc. В вот болгарском языке праздник называется похоже на наш - «Пасха».

Но все православные и католики со всего мира в Пасху Воскресения Господня празднуют победу света над тьмой и начало новой жизни.

По библейскому сюжету Иисус Христос воскрес рано утром в воскресенье. На рассвете женщины-мироносицы Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Соломонию пришли ко гробу с благовониями, чтобы намазать благовониями тело Иисусово, но увидели, что камень отвален, а гроб пустой. Тогда взволнованным женщинам появился Ангел и возвестил о Воскресении Господа. С тех пор люди и празднуют этот день.

В ночь Воскресения Христа в храмах проводится праздничное богослужение - Пасхальная Служба Божья. В этот день святятся яйца, куличи и другие блюда. Таким образом Церковь благословляет верующих вновь принимать непостные блюда после длительного поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и символом вечери Господней.

Служба Божья длится всю ночь на воскресенье. Ее торжественный момент наступает полночь, когда священник говорит «Христос воскрес», а все присутствующие отвечают «Воистину воскрес».

После службы процессия трижды обходит вокруг церкви, а потом начинает освящение корзин, полных яиц (символ обновленной жизни), куличей (символ изобилия), а также колбас, ветчины, хрена, масла и других яств.

После этого все берут свои украшенные барвинком и накрытые вышитыми рушниками корзины, и идут домой «разговляться». По традиции трапезу начинают освященным яйцом.


Также в Пасху принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга, а также дарить писанки, крашенки, Галунко ...

В католических храмах на Пасху также проходят торжественные богослужения. В этот день тысячи верующих католиков едут в Ватикан, чтобы принять участие в святой мессе, которую отправляет Папа Римский, услышать его поздравление, получить благословение. По многолетней традиции место пасхальной службы в Ватикане является площадь Святого Петра, которая в этот день обильно украшена цветами.

Пасхальные обычаи католиков очень похожи на обычаи православных. Во многих странах мира, кроме традиционной пасхи, хрена, яиц, ветчины, колбасы и сыра в пасхальную корзину кладут шоколадных зайцев.

Поляки, кроме пасок, пекут на Пасху пасхальные бабы и «мазурки. Это тесто, переложенное вареньем, смазанное белками и посыпанное цветным люкром. У них также есть традиция: прежде чем заносить освященную корзину в дом, нужно трижды обойти ее по часовой стрелке, чтобы нечисть обходила дом. Также, прежде чем садиться за праздничный стол, польскин малышы ищут пасхального зайчика.

Но самое главное блюдо на Пасху у поляков, которые являются римо-католиками, как и у всех православных и греко-католиков, вареное яйцо...

Интересно, что еще в глубокой древности в разных уголках Земли яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца, как натуральные, так и выполненные из различных материалов, например из мрамора или глины.

При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источник возникновения всего, что существует в этом мире.

Например, еще древние египтяне каждую весну во время разлива Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. В египетской мифологии яйцо представляло собой потенциальную возможность жизни и бессмертия - зерно бытия и его тайну. Яйцо - общечеловеческий символ сотворения мира. В Индии все птицы, несущие яйца, называются «дважды рожденные.

На Востоке считалось что было время, когда повсюду царил хаос, а находился этот хаос в огромном яйце. В нем были скрыты все формы жизни. Скорлупу согревал огонь, давая яйцу тепла созидание. Благодаря этому божественному огню и появилось из яйца мифическое существо - Пану. Все невесомое стало небом, а твердое - землей. Благодаря Пану Солнце согрело землю, зажглась Луна, родились планеты и звезды.

В древности яйцо также служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, освобождение от оков мороза и снега, - иными словами, переход от небытия в бытие. Б ыло принято подносить яйцо как простой малый дар язычный богам, дарить яйца в первый день Нового года и в рождение.

В дохристианские времена наши предки считали яйцо символом жизни, поскольку они верили, что нем хранился зародыш солнечной птицы - Петуха, который будил утро.

Говорят, что христианская символика пасхального яйца ведет начало из древних традиций многих народов мира, и поэтому жители разных стран уважают его в Пасху.

И в христианстве яйцо - это символ телесного воссоздания во Христе, радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью. Исследователи утверждают, что обычай христиан дарить пасхальные яйца в Пасху возник также еще в первом веке. О рождении этой традиции существует несколько легенд.

Одна из легенд связывает этот обычай с именем Марии Магдалины, отданной последовательницы Христа, которая приехав после Вознесения Господа проповедовать в Рим, встретилась с императором Тиберием и со словами «Хритос Воскресе» подарила ему белое яйцо, которое еще с дохристианских времен символизировало возрождение жизни. Император скептически заметил, что не может воскреснуть умерший человек, как не может белое яйцо стать красным. И тут же подаренное Тиберию яйцо стало красным.

Поэтому с религиозной точки зрения красное пасхальное яйцо означает возрождение человека кровью Спасителя. Но поскольку дарение красных яиц на Пасху было не каноническим обрядом, а традицией, люди начали фантазировать, раскрашивая яйца во все цвета радуги.

Также есть еще одна легенда: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд была жареная курица и вареные яйца. Во время пиршества один из гостей сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На что хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет» И тут же яйца изменили свой цвет, а курица ожила.

Польская легенда приписывает обычай красить яйца деве Марии. Дева Мария, забавляя малыша Иисуса, покрасила вареные яйца в разные цвета: красный, желтый, зеленый. Поэтому в Польше пасхальные яйца красят не только в красный цвет.

В Австрии пасхальные яйца часто красят в зеленый цвет - цвет весны и надежды. А христиане Стамбула предпочитают желтый цвет: вероятно, он ассоциируется с золотом.

Пока же мир готовится к великому празднику. Чтобы в воскресенье верующие воскликнули «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

10873