У каждого из нас за пять прошедших лет много чего изменилось – родились и пошли в детсады дети и внуки, кто-то встретил спутника жизни или с ним расстался, кто-то работу сменил, обзавелся квартирой, машиной, долгами... Вот только для Украины, как политического организма, пяти лет, выходит, как не бывало. От персонального состава нового правительства Украины за версту веет предопределенностью. Букет из давно примелькавшихся лиц, разбавленный парой-тройкой неофитов и расчетливым камикадзе Тигипко.
Впрочем, сомнений в том, что хорошо организованный отряд профессиональных бюрократов вытолкнет страну из кризиса, почти нет. И дело не столько в том, что они семи пядей во лбу, а в том, что Украина по инерции уже начала покидать опасную зону. Растут цены на руду, а там, глядишь, вырастут и на металл, реанимирована гривня, в «Борисполе» на паспортном контроле замечены инвесторы. Пока зачастили скауты-лазутчики, но за ними потянутся и серьезные кошельки.
Вопрос в другом – вытянув страну за уши из ямы, смогут ли регионалы, примкнувшие к ним литвиновцы и снова «пожертвовавшие» своими кадровыми квотами коммунисты сподобиться на то, чтобы поднять Украину из третьеразрядной лиги экономических аутсайдеров.
Скажем сразу – надежды столь иллюзорны, что любая подвижка в этом направлении будет квалифицироваться как успех.
Премьер Азаров:
Будете слушаться «дядюшку Скруджа»!
Недальновидны и неразборчивы в аргументах те, кто каждый раз собирает образ седовласового Яныча из заезженных штампов про «тульского маркшейдера», знаменитого междометия «дапашливы» и рассуждений о том, что для страны более важно, – кефир для пенсионеров или мосты через реку. Что Азарова беспокоит менее всего, так это его собственный имидж. Седовласый опорный столп Партии регионов знает себе цену, как и его подчиненные своему руководителю – жесткий менеджер, цепкий дядюшка Скрудж в кресле министра финансов и экономист-практик. Те, кто ищет в Азарове «макроэкономические дефекты», не выдержат, наверное, и трех минут дискуссии с премьером на экономическую тему.
Азаров также умудрен положительным опытом взаимоотношений с международными кредиторами. Для МВФ Азаров – старый знакомый, который если и преподносил неприятные сюрпризы (вроде обуявшей его одно время идеи ввести спецсчета для НДС), то этот недостаток всегда скрашивался обязательностью и присущим премьеру фискальным консерватизмом (если не считать «предвыборного» повышения пенсий в сентябре 2004 года за счет первой продажи «Криворожстали»).
Вот только, возобновив диалог с кредиторами, обуздав кризис и наведя порядок в публичных финансах, Николай Янович упрется лбом в стену непопулярных реформ. Само слово «реформа» отскакивает от Азарова, как теннисный мячик. Здесь и начинается роль самопровозглашенного камикадзе Тигипко.
Вице-премьер Тигипко: Надо понравиться и не испачкаться
У Сергея Леонидовича, в отличие от менее абмициозного и прагматичного шефа, куда более далекоидущие планы. В кабинет то ли Турчинова, то ли Немыри въезжает изголодавшийся по власти генератор первоочередных экономических преобразований, которые он как бы готов запускать уже со следующего заседания Кабмина. Он возвращается на свой шестой этаж, щемяще ему знакомый со времен его вице-премьерства в эпоху Кучмы, в броне Терминатора, готового крушить опостылевшие регулятивные баррикады, снижать налоговый пресс и трансформировать «Нафтогаз» из благотворительного общества по раздаче бесплатного газа сначала в самоокупаемое, а затем и прибыльное госпредприятие.
У Сергея Леонидовича, невзирая на его недавнее 50-летие, еще проявляются рецидивы ребячества вроде обещания заменить НДС на экзотический налог с оборота, но это только до первого диалога с миссией МВФ, которая уже, должно быть, пакует чемоданы для отлета в Киев.
Тигипко, можно предположить, будет активен и временами даже эффективен в своем консервативном окружении, ибо он знает – счетчик его ухода из этой власти включился уже в тот момент, когда Азаров зачитал его имя с парламентской трибуны. На него повесят всех собак, и его расхождение с Азаровым неминуемо. Он уйдет в тот момент, когда у него уже будет добротное резюме реформатора для презентации на следующих выборах, но его фамилия еще не успеет стать именем нарицательным вроде Пинзеника.
Министр экономики Цушко:
За что так невзлюбили Министерство экономики?
Министерство экономики уже давно превратилось в изгоя исполнительной власти – калейдоскопическая череда его руководителей в последние годы столь невыразительна, что уже надо поднапрячься, дабы вспомнить всех наших министров экономики. Этой традиции Кабинет не изменил и на сей раз. Если экс-социалисту, экс-губернатору Одесской области и экс-нашумевшему министру внутренних дел Василию Цушко удастся показать себя на этой должности толковым экономистом, умеющим различить базовую инфляцию и индекс потребительских цен, – это будет одним из приятных сюрпризов нынешнего Кабмина. Ибо в Минэконе есть соблазн заняться и другими сопутствующими заданиями – вроде «разруливания» конфликтных ситуаций в пресловутых тендерах на госзакупки. Денежное, говорят, дело.
Министр финансов Ярошенко: Азаров, Азаров и только Азаров
Федор Ярошенко оттеснил от кабинета на восьмом этаже Минфина своего соперника Вадима Копылова в последнюю пятиминутку перед подачей документов. Копылов и Ярошенко – кто более Азарову ценен? Казалось, ответ заведомо известен в пользу экс-главы «Нафтогаза» и экс-заместителя министра финансов Копылова, ибо Ярошенко считался «проштрафившимся». За некие якобы услуги шефине «оранжевого» правительства Ярошенко благополучно просидел последние годы в кресле малозаметного зампреда главы налоговой администрации и даже номинировался на вакантное после ухода Пинзеника кресло министра финансов. Но верный оруженосец Николая Яновича вновь доказал свое право на место вблизи патрона. Всегда в тени Азарова, до этого он страховал Николая Яновича и в налоговой, и в Минфине. Все знают, что он исполнитель и порученец Азарова (пусть даже Минфин будет формально подчинен Тигипко).
P.S. Пока наибольшая интрига коалиции – наблюдать за коммунистами. Скорее «Оскар» будет присужден фильму украинского производства, чем наши «комики» проголосуют за что-либо, даже отдаленно напоминающее здравый экономический смысл.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом