В экономике любого государства время от времени случаются «волнующие моменты», и Украина в этом аспекте не является исключением. Если мы говорим о курсе доллара, то дальнейшая его история зависит от нескольких компонентов, главный из которых заключается в том, что на него на 80% влияет политика выпуска в оборот денег, которых нет в экономике.
Спикер парламента уже подписал закон о внесении изменений в бюджет относительно финансирования Евро-2012. Таким образом, это будет фактически одновременный выброс порядка 10 миллиардов эмиссии, то есть, отсутствующих, незаработанных экономикой денег. Они, конечно, теоретически могут быть заработаны, но в экономику будут запущены сейчас. И если бы речь шла только об этой сумме, то катастрофы не было бы, но, учитывая, что по разным оценкам порядка 50-60 миллиардов уже были так же запущены, эта «десятка» просто добавляется, составляя, таким образом, достаточно критическую массу.
Я хочу обратить внимание, что у нас весь государственный бюджет составляет порядка 240-260 миллиарда. И если 70-80 миллиардов по разным оценкам – это эмиссия нынешнего года, тогда, как говорится – почувствуйте пропорцию.
Мягко говоря, треть бюджета мы формируем из несуществующих денег и, естественно, это отражается и на инфляции, и на девальвации. Так что сейчас наиболее уязвимая часть нашей экономики – курс гривни. Происходит девальвация, внимание привлечено к финансовой сфере, и в экономике сейчас не происходит большой инфляции, потому что в нее не поступает денег – вся эмиссионная масса зависает в финансовых институтах. И поэтому, в основном, давит на курс гривни.
А инфляция, на самом деле, у нас большая, двузначная, но, к счастью, еще не катастрофическая. А вот девальвация как раз может быть катастрофической. И иллюзия о том, что эти 10 миллиардов сразу попадут в реальную экономику, развевается уже хотя бы тем, что определенные финансовые институты давно сидели и с «раскатанными губами» ожидали: подпишет – не подпишет.
Мы просто своими глазами увидим скачки курса, как только станет известно, в какую сторону пошел процесс. Но, подчеркиваю, эти деньги в реальную экономику попадут не скоро. Они застрянут в финансовых институциях в районе валютных спекуляций.
Сегодня вся проблема нашей реальной экономики в том, что власть добавила ей рисков. Кроме того, что в период кризиса и изменений мировой и внутренней конъюнктуры рынка, недостаточного понимания, что там происходит, к этому всему в довесок правительство добавляет не возврат НДС, анонсированные налоги и непонятную налоговую политику. Естественно, все это и создает дополнительные серьезные риски.
В результате финансовые институты, получая эти деньги, стараются оставить их на уровне валютной спекуляции, что дает им, условно говоря, гарантированную прибыль и не подвергает рискам нашей реальной экономики, а от этого страдает гривня.
Все больше украинцев начинают сигнализировать о том, что сегодня появляется много новых купюр в тех же банкоматах. Люди обращают внимание на то, что СТОЛЬКО новых купюр никогда не было и, по понятным причинам, у них складывается впечатление, что все это не к добру. То, что люди чувствуют интуитивно, экономисты просчитывают.
Однако есть еще и другие влиятельные факторы: например, даст ли денег МВФ. От этого так же зависит и реакция Мирового банка. Если все остановится, это тоже существенно надавит на курс гривни, поскольку, в таком случае, будет валютный дефицит. Но я оцениваю этот риск процентов на двадцать влияния, поскольку именно такую цифру составляет влияние Международных институтов.
Даже если гривня «обвалится» до 12 за доллар, это все равно будет наша национальная валюта. Подобную проблему пережил рубль, но остался, несмотря на то, что уже совершенно по-другому оценивается.
Поэтому я не думаю, что нужно бояться «смерти» гривни. Просто будет другая линейка цен и оценок, другая покупательная способность будет диктовать новые требования к бюджетной политике.
Ведь зарплата и пенсия останется в гривнах, просто покупательная способность существенно изменится. Это и будет диктовать новые вызовы. Однако если будет продолжена такая политика, как сейчас, тогда можно смело прогнозировать коллапс. Но не столько гривны, сколько экономики в целом. Я лично надеюсь, что с выборами эта политика закончится.








