Аналітика

«Пукач – это не великий комбинатор»

«Пукач – это не великий комбинатор»

«Газета...» пообщалась со следователями и родственниками сожительницы Пукача Лидии Загорулько

Много шума из Пукача

Поимка милицейского генерала Пукача, после шести лет поисков и слухов то о его бегстве в Израиль, то просто о его смерти, заслуженно остается новостью номер один в украинском информационном пространстве. По поводу того, случайно ли его задержали или «под выборы», каких разоблачений теперь стоит ожидать и сколько несовпадений присутствует в рассказах о задержании генерала, не высказался разве что ленивый.

Появились даже совершенно удивительные версии: Тарас Чорновил потребовал допросить задержанного милиционера в деле о гибели своего отца, а Николай Мельниченко вдруг приписал заслуги в поимке беглеца Валерию Хорошковскому и… вице-президенту США Байдену.

Но шум, поднявшийся вокруг задержания бывшего высокопоставленного милиционера, совершенно не должен никого вводить в заблуждение, что теперь-то уж точно беглый генерал будет судим и понесет заслуженное наказание. Не надо обольщаться: в современных украинских реалиях наличие широкого общественного резонанса совершенно не означает того, что нашумевшее дело будет доведено до конца.

В этом плане стоит вспомнить еще один громкий процесс, связанный с бегством обвиняемого, с международным розыском и его внезапной поимкой – руководителя мошеннической конторы «Элита-центр» Александра Волконского. Шумиха сопутствовала поискам беглого предпринимателя, с теми же вопросами: жив ли он? Хотят ли по-серьезному ловить беглеца? Сдаст ли он тех, кто помогал ему проворачивать аферы?

Кульминацией стало его задержание в Швейцарии, депортация в Украину, на которой кто только не пиарился и… все. И весь пафос сдулся. И никто больше не вспоминает, как там Волконский, лишь время от времени мы слышим, что начало судебного процесса очередной раз переносится, да и о том, что никаких надежд на хоть какую-то компенсацию у потерпевших уже практически нет.

Несмотря на весь общественный резонанс, несмотря на полное единодушие в оценке действий аферистов. Точно так же, как и в сегодняшнем случае с Пукачем. С той только разницей, что от «Элиты-центра» официально пострадали сотни человек, а пострадавшие от убийства Гонгадзе – практически все население Украины.

Последняя любовь генерала доит коров под присмотром СБУ

Во вчерашнем номере «Газета...» рассказывала о поимке бывшего начальника департамента внешнего наблюдения МВД – подозреваемого №1 в организации похищения журналиста.

Напомним, пока следы Пукача искали в Израиле и России, он все время был в Украине. Кочевал из Луганской области в Донецкую, бывал в Киеве, а потом осел в Чудновском районе в небольшом селе Молочки под видом капитана дальнего плавания Петра Загорулько (человек с таким именем умер в 2007-м).

Там жил продуктами натурального хозяйства – держал три коровы, свиней, птицу и кроликов. Самолично доил и выпасал буренок, ловил в пруду рыбу, поучал молодежь вести здоровый образ жизни и избегал разговоров о политике.

В селе беглому генералу скрашивала трудовые будни сожительница – Лидия Загорулько. После поимки Пукача ее допросили, но задерживать не стали. Лидия до сих пор в своем сельском доме, однако посетителей избегает и никого не пускает за порог. Перед переездом на Житомирщину она жила в селе Ковпакове Антрацитовского района.

– Лида продала свой хороший дом после смерти мужа в 2007 году, – рассказала «Газете по-киевски» сотрудница сельсовета Красной Поляны. – Братья, осевшие на Житомирщине, давно ее звали к себе. Вот вдова и решилась на переезд. Сейчас в Ковпаковом живет бывшая свекровь Загорулько, а вот Пукача мы не видели никогда – в нашем селе он не появлялся.

Брат Лидии Загорулько Станислав Чикотун живет и работает в соседнем с Молочками селе Стеткивцы.

– А я не верю, что это Пукач. К Лиде прибился в приймаки какой-то мужчина, и его звали Петром, а не Алексеем, – убеждал брат сожительницы Пукача «Газету...». – Они нормально жили, обзавелись хозяйством, и не похоже, что Петр был генералом – он так работал вилами и разбрасывал гной, что так прикрываться невозможно.

На вопрос, где сейчас его сестра Лидия, Чикотун ответил, что она дома. Эту информацию подтвердил и глава сельсовета Молочек Петр Кривицкий.

– Вчера приезжали из райотдела – хотели выставить свою охрану, но из машины вышел сотрудник СБУ и сказал, что сам будет ее охранять, мол, в случае опасности по первому звонку приедет группа захвата. Лиду из дома выпускают только покормить живность, и подоить корову выходит.

Официальные органы представили захват генерала как венец триумфальной спецоперации. Но задержание вызывает вопросы даже у дилетантов, не знающих азов оперативно-розыскной работы. Самый главный: как мог генерал, почти шесть лет скрывающийся от правосудия, не заметить «наружку», если незнакомых людей на машинах видели даже крестьянские дети?

Наверняка он все понял, но виду не подал. «Газета...» опросила людей, которые в разное время были причастны к делу Гонгадзе. Многие считают, что Пукача разыграют, как козырную карту, перед выборами и наказания заказчиков не будет. Уж больно высоко они сидят...

 
 
 
Любимые женщины беглого генерала – Татьяна Стельмах (сверху) и Лидия Загорулько

Открытым текстом

«На заказчиков давно можно было выйти и без Пукача!»

Виктор ШОКИН, экс-заместитель генерального прокурора, бывший руководитель следственной группы, занимавшейся делом Гонгадзе:

– 12 июля 2002 года я сформировал следственную группу по делу Гонгадзе, в которую вошли Роман Шубин, Юрий Столярчук, Юрий Грищенко и Валерий Силин. Мы собирались каждый божий день, без выходных и был результат – задержаны исполнители убийства журналиста: Костенко, Протасов и Попович. Взяли тогда и генерала Пукача. По решению суда мы получили доступ к документам под грифом «секретно», которые собирала группа Пукача.

И хотя генерал распорядился часть бумаг уничтожить, уцелевших сведений было вполне достаточно, чтобы предъявить Пукачу обвинение. Однако благодаря преступным приказам кое-кого из высокопоставленных лиц организовали его незаконное освобождение. Я неоднократно заявлял: если бы в 2005 году по указанию тогдашнего генпрокурора Пискуна нашу группу не отлучили от дела, мы бы докопались до заказчиков этого преступления. Даже если бы генерал не был найден.

Что касается Пукача, то я хорошо знал его психологический портрет. Он человек, который хорошо умел выполнять приказы и не задавал вопросов. Пукач не был «великим комбинатором», поэтому ничего удивительного, что прятался в глухом селе. А нашли его только сейчас из-за того, видимо, что так искали. Кое-кто в свое время кричал, будто я «слил» информацию журналистам, и сорвался арест Пукача в Израиле.

А, оказалось, его там и в помине не было. Сейчас у Пукача, по-моему, два пути: либо он будет сдавать всех, будет указывать на Кучму и других, но в конечном итоге причастность названных лиц не смогут доказать. Либо он не будет говорить ничего. Чтобы успешно расследовать это дело, нужно вернуть прежних следователей, только они смогут довести его до конца.

«На деле Гонгадзе выросло немало политиков и еще вырастет»

Николай ДЖИГА, бывший замминистра МВД, курировавший розыск журналиста на первых порах:

– После поимки Пукача меня очень удивило, что представители СБУ выступают с комментариями, мол, генерал уже назвал фамилии заказчиков, все рассказал. При чем здесь СБУ? Дело расследует Генпрокуратура, и никто из спецслужбы не имеет права заглядывать в материалы дела и давать комментарии. Только представители ГПУ. Раз комментируют ход следствия все кому не лень, значит, началась большая игра.

На деле Гонгадзе выросло немало политиков, и перед выборами после появления Пукача его снова начнут эксплуатировать по полной программе. Документальных улик осталось очень мало – ведь Гонгадзе убили в сентябре 2000-го, а Пукач был при должности до самого 2003 года, принимал участие в оперативных совещаниях, имел доступ к документам.

Осужденные по делу Гонгадзе – Протасов, Костенко и Попович – утверждали на суде, что умысла убивать журналиста у них не было. И указывали, что задушил Гонгадзе именно генерал Пукач. Однако еще нужно доказать, что кто-то ему заказывал именно убить, а не побить и припугнуть таким способом. Если даже Пукач укажет на Кучму как на заказчика, то невозможно будет доказать вину экс-президента. Ведь самолично он такое распоряжение отдать генералу не мог. Пленки Мельниченко не могут быть доказательством по делу, потому что они добыты незаконным путем.

Тем временем

Адвокат генерала: Пукач никаких показаний не дает

Сергей Осыка, защитник Пукача утверждает, что все те разговоры, которые велись с генералом – исключительно бытовые разговоры, а первые следственные действия должны были начаты вчера.
Вчера Печерский районный суд Киева 23 июля избрал мерой пресечения для Пукача содержание под стражей сроком на два месяца.

– Мой подзащитный был арестован сегодня Киевским Печерским районным судом... Он не возражал, чтобы его задержали, – сказал Осыка.

Кроме того адвокат подчеркнул, что его подзащитный не давал обещаний называть чьих-либо фамилий и не обещал показать, где спрятана голова убитого журналиста.

Официально

«Стельмах в розыске, Загорулько пока свидетельница»

Николай ГОЛОМША, заместитель генпрокурора, курирующий расследование дела Гонгадзе:

– Пукач действительно дает сейчас показания, расследование движется по плану, однако спрогнозировать, когда будет поставлена финальная точка, нельзя. Ведь мы не можем допрашивать человека с утра до ночи. Относительно женщины, которая жила вместе с Пукачем в селе (Лидии Загорулько. – Авт.) – она пока проходит по делу исключительно как свидетель. Мы выясняем, какова была ее роль. Где прежняя сожительница генерала (Татьяна Стельмах. – Авт.), неизвестно, и с розыска ее никто не снимал.