
Финансовый кризис повлек за собой не только обострение политической борьбы, но и обострение на фронтах передела собственности между украинскими олигархами. Константин Жеваго и представители группы Приват столкнулись в битве за активы… г-на Жеваго. Последним ходом в этой борьбе стала покупка 10% акций Ferrexpo г-ном Коломойским, вероятнее всего, в надежде со временем получить контроль над этой компанией. Интернет и СМИ в последние дни захлестнула волна похожих статей, о неспокойной ситуации вокруг компании.
Близкие к группе «Приват» миноритарии Ferrexpo обратились к акционерам компании с просьбой не голосовать за Положение 13 на ежегодном собрании 19 мая. Этот пункт запрашивает возобновление полномочий компании по покупке акций, предоставленного Совету директоров на прошлогоднем собрании акционеров, то есть подтверждает право компании провести обратный выкуп своих акций с рынка. При этом СЕО этой компании пытаются упрекнуть в том, что право на обратный выкуп акций, которым пользуются многие публичные компании мира, – это «право, ущемляющее права миноритарных акционеров компании».
Прямо скажем, Украина не славится хорошо отлаженной системой защиты прав миноритарных акционеров и именно этот имидж страны умело используется в корпоративных войнах рейдерами. Тема незащищенности миноритариев вызывает скупую слезу у иностранных инвесторов и может умело использоваться рейдерами для маскировки своих действий по недружественному поглощению компании. Однако, Ferrexpo – британская компания и ее менеджмент соблюдает британские законы. Что же стоит за правом обратного выкупа акций в данном случае?
Buyback: скупают все.
Давайте для начала разберемся в том, что же такое этот buy-back он же «обратный выкуп акций». При этом стоит помнить, что право обратного выкупа акций вовсе не означает фактические операции по выкупу акций. Право это лишь возможность совершить подобную операцию.
Сама процедура обратного выкупа акций – одно из обыденных явлений в западном корпоративном мире. При обратном выкупе акций менеджмент компании принимает решение вывести из оборота часть акций компании, выкупив их на рынке. В частности, этот метод может использоваться для возврата ценности акционерам сродни выплате дивидендов. Акции, которые находятся на рынке скупаются самой компанией, а поскольку акций в обороте становится меньше, то их ценность автоматически растет, как растет и удельный вес в капитале каждой оставшейся на руках акционеров акции. Объявление об обратном выкупе акций обычно ненадолго повышает стоимость этих акций, но в долгосрочном периоде стоимость акций повышается только, если был проведен фактический выкуп.
К обратному выкупу акций прибегали такие гиганты корпоративного мира как Kellogs, Coca-Cola, Philip Morris и другие не менее известные корпорации. К примеру, корпорация Phillip Morris имеет постоянную политику обратного выкупа акций на рынке. Так в январе 2008 года компания приняла решение выкупить свои акции на $13 млрд. До этого действовали не менее амбициозные программы по выкупу акций: в 1994 году компания приняла решение о выкупе на $6 млрд, в 2001 году началась программа buy-back на $10 млрд. Целью таких действий стало увеличение благосостояния акционеров компании с помощью повышения цены акций. Цена акций Philip Morris, в том числе и благодаря политике обратного выкупа акций, возросла с $9.13 до $43.17 за акцию в период с мая 1990 года по май 2009 года.
Обратный выкуп акций может быть мотивирован различными причинами. В данном примере обратный выкуп акций по сути использовался для выплаты денег акционерам. В других случаях это же решение может мотивироваться уверенностью менеджмента в том, что в данный момент компания стоит дороже, чем полагает рынок.
Когда менеджмент уверен в том, что акции компании недооценены в результате временных явлений, может быть принято решение об обратном выкупе. Этот шаг даст возможность компании противостоять попыткам недружественного поглощения со стороны инвесторов, любящих скупать активы, переживающие временные трудности. По сути, в данной ситуации возможность осуществления обратного выкупа акций компанией является не чем иным как хорошим защитным механизмом на случай попытки рейдерской атаки. Это право предоставляется всем британским акционерным обществам без исключения и является общепринятой практикой для публичных компаний.
10%больше чем 90%?
Чем же недовольны миноритарные акционеры в случае с Ferrexpo? Тем, что их пакеты акций станут более дорогими или тем, что возможен рост их дивидендов? Скорее всего, аргументация «защиты прав миноритарных акционеров» используется лишь как маскировка для блокирования одного из возможных механизмов защиты компании от недружественного поглощения. Безусловно, попытка владельцев 10%-ного пакета убедить держателей 90% акций убрать механизмы выгодные самим же инвесторам, по меньшей мере вызывает недоумение у многих аналитиков.
Артур Маккалан, консультант по вопросам инвестиций с 10-летним опытом на рынке капиталов стран бывшего СССР оценивает эту ситуацию как непонимание сути термина и процедуры «buyback»: «Нередко случаются недоразумения в Украине из-за коммерческих терминов на английском языке. Если быть предельно ясным, то на развитых рынках США или Великобритании, buyback нормальная, регулярная и прозрачная практика. Для миноритарных акционеров, должным образом осуществленный обратный выкуп, в основном, приносит пользу стоимости их инвестиций. Учитывая историческое падение стоимости акций практически всех торгующих компаний за последнее шесть месяцев, buyback указывает на то, что менеджмент компании признает ошибку в оценке и настороен оптимистично по поводу собственного потенциала роста в будущем».
Сможет ли подтвердить свое законное право на обратный выкуп акций компания Ferrexpo мы узнаем после собрания акционеров этой компании. В любом случае, когда речь идет о эмитенте Лондонской фондовой бирже, любой акционер может быстро продать акции компании, с менеджментом которой он не согласен, или выкупить акции и нарастить свою долю до размеров 25% +1 акция, позволяющих существенно влиять на решения компании. Остается только пожелать аналогичной ликвидности и прозрачности украинскому фондовому рынку.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом