Суспiльство

Газовая война: продолжение следует?

Газовая война: продолжение следует?

«Зависнув» на субботних газовых переговорах почти на 10 часов Украина и Россия, похоже, смогли найти компромисс, в результате которого начали вырисовываться решения двух «камней преткновения» – транзита «голубого топлива» в Европу и цены поставки его на Украину.

По словам премьера РФ Владимира Путина, была «достигнута договоренность, что в 2009 году украинской стороне будет предоставлена 20-процентная скидка на российский природный газ при условии сохранения льготной ставки транзита по Украине по цене 2008 года».

Является ли это концом «газовой войны», нам еще предстоит узнать. Этого же мнения придерживаются и большинство украинских политиков и экспертов.

Так, например, Сергей Гриневецкий, народный депутат из фракции Блок Литвина «склонен дождаться официального протокола», поскольку уверен, что «комментировать это можно будет только после того, как будет заполнен газопровод технологическим газом, когда пройдут все испытательные моменты, когда Европа получит газ в полном объеме и когда припортовый завод начнет работать. И тогда, в зависимости от цены, от которой будет 20-ти процентная скидка, я вам смогу сказать есть ли победа».

Андрей Парубий, народный депутат Украины, фракция НУ-НС считает, что «общую оценку ситуации можно будет делать после того, как НАК «Нафтогаз» и «Газпром» назовут нам не общую концепцию, а конкретную цену на газ, которую Украина должна будет платить в этом году».

Юрий Гнаткевич, народный депутат из фракции БЮТ полагает, что «никто в этой войне не хотел быть проигравшим и никто собственно не желал доводить ее до победного конца потому, что это невозможно». Тем не менее, Юрий Васильевич отмечает, что «в конце концов, все придут к какому-нибудь соглашению: Юля Владимировна и Владимир Владимирович сядут и на основе того меморандума, который они подписали еще в октябре месяце, составят соглашение. И тем приблизительно закончится эта война».

В свою очередь, коммунист Александр Голуб называет результаты субботней встречи «заморозкой конфликта».

«Это передышка в том состоянии, которое есть. Передышку и локализацию горячей фазы войны стала позиция стран ЕС, которые зависят от российского газа и оказались на грани замерзания. Я думаю, что именно их давление как на Россию, так и на Украину содействовало принятию этих решений. Поэтому я не думаю, что это нужно относить к заслугам Юлии Тимошенко, как серьезного переговорщика или большого дипломата», - считает политик.

Василий Киселев, народный депутат Украины, фракция Партии регионов утверждает, что все «те кто думает, что «газовая война» закончилась, очень сильно ошибаются. К сожалению, она не закончилась. Учитывая, что сегодня не назвали цену на газ, очень поспешно говорить, что кто-то выиграл, а кто-то проиграл».

«Хотя я считаю, что в целом Украина однозначно проиграла», - резюмирует парламентарий.

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии также говорит, что «войне еще не конец».

«До тех пор пока не будут подписаны все документы, и даже это еще не будет концом. Концом будет, когда газ пойдет в Европу и поскольку у нас непонятно кому подчиняется Дубина. Хотя нет, скажем иначе, скорее понятно, чем непонятно. Похоже, он лоббирует интересы «РосУкрЭнерго», чем интересы Украины. По крайней мере, на 75% интересы первого и на 25% интересы государства. Поэтому как он будет выполнять соглашения и что будет потом – это еще очень большой вопрос. Так что надо подождать, чтобы сказать, что кризис уже позади», - отмечает эксперт.

Этого же мнения придерживается и его коллега Владимир Фесенко, политолог, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента».

«Об окончании «газовой войны», во всяком случае, в ее нынешних формах, можно будет говорить только тогда, когда мы увидим официально подписанный документ. На примере соглашений о транзите российского газа в Европу, которые подписывались в рождественские праздники, мы уже увидели, что, к сожалению, не всегда выполняются даже подписанные документы. Поэтому нужно подождать подписания газового соглашения, а потом посмотреть, как оно будет выполняться», - уверен политолог.