Суспiльство

Небоженко: Торговля газом всегда была интимна

Российско-украинский газовый конфликт – это начало подобных конфликтов по всему миру. Такое мнение в интервью корреспонденту ForUm’a выразил Виктор Небоженко, политолог, президент социологической службы «Украинский барометр».

«Это первый сырьевой конфликт в 21 веке – не за рынки распределения, а именно за сырьевые ресурсы», - подчеркнул он.

Кроме того, по словам политолога, с началом мониторинга ЕС Украина и Россия проиграют газовую войну, поскольку «вынесение на публику таких интимных вещей, как торговля оружием и газом» ударит, прежде всего, по интересам политических элит обоих государств, а также сделает труднодоступными оффшорные зоны и разного рода посредничество между Украиной и Россией.

«Как только зайдет первая крупная группа наблюдателей из Евросоюза, можно считать, что конфликт полностью проиграют две стороны – Киев и Москва, поскольку появится третья, которая будет играть большую роль, чем они вместе взятые», - считает он.

Кроме того, Небоженко считает, что «с появлением наблюдателей из ЕС, России будет сложно навязывать свою точку зрения» и Россия «поймет, что значит потерять монополию» в информационной войне.

Не слишком ясное поведение украинской власти в сложившейся ситуации политолог называет «недооценкой серьезности конфликта».

«Они (власть имущие – ред.) думали, что это мелкий конфликт, который традиционно делит публичную и не публичную часть прибыли – и все. А оно вышло за пределы. Это раз. Второе: все-таки Россия большая и страх украинской элиты перед Россией достаточно силен. Сделать что-то, а потом спрятаться – это так по-украински», - отметил он.

Отвечая на вопрос о предполагаемых сроках завершения «газовой войны», Небоженко предположил, что «будет еще два этапа».

«Сейчас мы находимся на «горячей стадии». Когда начнут прокачку газа по территории Украины, что, кстати, и явится первым результатом в этой войне, начнется «мирная стадия». Месяца через полтора окончательно отрегулируются политические и экономические конфликты. И тогда, когда все три стороны – Россия, ЕС и Украина начнут договариваться между собой, мы получим «холодную» стадию», - сказал он.

Полный текст интервью читайте ЗДЕСЬ