
Представители фракций БЮТ, "Наша Украина–Народная самооборона" (НУНС) и блока Литвина вчера подписали коалиционное соглашение, официально оформив парламентское большинство. Теперь, согласно Конституции, они должны определиться с кандидатурами премьер-министра и членов правительства. Впрочем, вновь подавать президенту кандидатуру Юлии Тимошенко на назначение ее главой правительства в коалиции не намерены, а планируют ограничиться перестановками в Кабинете министров.
Первый не значит лучший
Вчера утром депутаты от НУНС собрались на заседание фракции, чтобы попытаться решить вопрос создания коалиции. Напомним, в понедельник 36 членов фракции согласились подписать коалиционное соглашение – документ, юридически оформляющий большинство в составе фракций БЮТ, НУНС и блока Литвина. Они нашли два способа получить последний недостающий голос: либо добиться согласия одного из отсутствовавших на заседании депутатов, либо проголосовать за прекращение полномочий депутата Святослава Вакарчука, который еще в сентябре написал заявление о сложении депутатского мандата (см. вчерашний Ъ). Актуальность лишения господина Вакарчука полномочий объяснялась просто – ему на смену должен прийти Александр Бобылев, представитель "Народной самообороны", которая последовательно требовала коалиции с БЮТ и блоком Литвина. Вчера оба варианта были реализованы.
– Он долго говорил о любви к Украине, о роли своей партии в построении государственности, но я до последнего момента не мог понять его отношения к коалиции,– поделился с Ъ депутат Александр Бондарь.
– Так вы за или против? – спросили депутаты у господина Джоджика, после того как он закончил выступление.
– Мне очень непросто было принять это решение, но я поддерживаю создание коалиции,– сказал он, тем самым став 37-м членом фракции, согласившимся подписать коалиционное соглашение. Примечательно, что лидер УНП Юрий Костенко отказался поддержать документ.
– Центральный совет УНП принял решение поддержать коалицию в составе этих трех фракций,– объяснил Ъ свое решение господин Джоджик.– Думаю, руководитель партии не может иметь мнения, отличного от высшего руководящего органа партии.
– Тут нет ничего удивительного,– сказал Ъ господин Костенко.– Существует решение нашей партии о том, что мы можем войти лишь в коалицию НУНС, БЮТ и блока Литвина. Что касается голосования за коалиционное соглашение, то у нас есть расхождения относительно сути документа, но не принципа вступления в коалицию.
Уже после заседания фракции один из депутатов от "Самообороны", глядя на идущего по коридору парламента господина Джоджика, признался Ъ: "Знаешь, самое счастливое в этой ситуации – быть тридцать седьмым" – свою подпись он поставил гораздо раньше.
После того как большинство депутатов выразили согласие вступить в коалицию, Вячеслав Кириленко и Роман Зварыч объявили о сложении с себя полномочий председателя и заместителя председателя фракции соответственно (см. материал на этой же странице).
– Подозреваю,– сказал он.– Теперь очень внимательно следите за изменениями в руководстве парламента.
– Я могу вам ответить словами Романа Зварыча: "Следите за изменениями в Раде",– прокомментировал слова коллеги Юрий Костенко.
Коалиционное соглашение было подписано представителями трех фракций в 12.00. От блока Литвина подпись поставил назначенный несколькими часами ранее главой фракции Игорь Шаров, от БЮТ – лидер фракции Иван Кириленко, от НУНС – уполномоченный заместитель главы фракции Борис Тарасюк. Представители блока Литвина и НУНС заняли места за овальным столом. Кресло в центре, предназначенное для господина Кириленко, пустовало – его пришлось ждать около десяти минут.
– Есть предложение перед подписями троих написать "С богом!" – ответил депутат Юрий Кармазин (НУНС).
Не обращая внимания на эту реплику, господин Кириленко назвал три поправки к тексту соглашения, которые были внесены в самый последний момент.
– Относительно вступления в НАТО – только после всеукраинского референдума.
Члены коалиции попытались сделать процедуру подписания документа максимально пафосной.
– Начинаем торжественную процедуру подписания соглашения о создании коалиции парламентского большинства! – провозгласил Владимир Стретович (НУНС), позируя перед объективами телекамер. После этих слов не хватало только фанфар. Улыбаясь, представители трех фракций поочередно подписали три экземпляра коалиционного соглашения и пожали друг другу руки.
Неприкасаемая Юлия Тимошенко
Сформировав коалицию, члены БЮТ, НУНС и блока Литвина не могут похвастаться достаточным количеством голосов в Верховной раде. По данным на вчера, в состав коалиции вошли всего 212 народных депутатов: 155 – фракции БЮТ, 37 – НУНС и все 20 – блока Литвина, в то время как большинство парламента – 226 депутатов. Между тем коалиция существует и должна соблюдать возложенные на нее основным законом и регламентом Верховной рады обязательства, в частности при формировании правительства. Ст. 83 Конституции гласит: "Коалиция депутатских фракций в Верховной раде вносит предложение президенту относительно кандидатуры премьер-министра". По мнению министра юстиции Николая Онищука, эта норма предполагает обязательную процедуру подачи президенту кандидатуры на пост главы правительства (см. вчерашний Ъ). На смене членов правительства и премьера настаивают и в секретариате президента, объясняя это, правда, другой причиной – нынешнее правительство не контролирует экономическую ситуацию в стране. При этом отправлять в отставку Юлию Тимошенко участники коалиции не намерены.
– В Конституции говорится, что коалиция назначает премьера и правительство после того, как выборы состоялись, а в нынешних условиях делать это абсолютно не обязательно,– заявил вчера Ъ Олег Зарубинский (блок Литвина).
– Премьер останется на своем посту. Во время кризиса действует закон – "коней на переправе не меняют",– говорит Олег Билорус (БЮТ).– Но премьер-министр имеет право внести предложение и провести изменения, которые отражают новую расстановку в составе трех политических сил – БЮТ, НУНС и блока Литвина. Министры, не оправдавшие доверия, должны уйти. Такие есть. Я верю, что это произойдет до Нового года, параллельно с утверждением бюджета, программы социально-экономического развития и плана действий Кабмина.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом