В пятницу состоялось очередное заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). Единственное решение, которое предполагалось обнародовать,– о признании работы правительства в сфере ликвидации последствий паводка, охватившего летом западные области, недостаточной. В Кабинете министров с этим заявлением оказались предсказуемо не согласны. Впрочем, по итогам СНБО было принято еще одно решение – государство берет под свой контроль выпуск бланков строгой отчетности.
 
Очередное заседание Совбеза, которое планировалось начать в 12.30 7 ноября, было отложено почти на час в связи с празднованием 91-й годовщины Октябрьской революции. Виновниками этого сбоя стали народные депутаты от Компартии, которые пришли в секретариат президента (СП) с резолюцией митинга, состоявшегося на майдане Незалежности (см. стр. 4). Появление коммунистов в здании СП не на шутку встревожило охрану главы государства. "Прошли третий этаж... идут на четвертый, к рамке (перед офисом президента.–Ъ)..." – услышал корреспондент Ъ от сотрудников охраны.
Однако вмешиваться им не пришлось – Виктор Ющенко согласился побеседовать с представителями Компартии и принять у них резолюцию. Правда, спустившись по окончании встречи в зал государственных мероприятий к ожидавшим его членам Совбеза, господин Ющенко решил не признаваться в состоявшемся разговоре с коммунистами.
 
– Я только что закончил совещание с представителями общества слепых,– заявил президент, вызвав улыбку на лицах тех, кто знал истинную причину его опоздания.– Мы говорили с ними о безбарьерном обществе.
В пятницу утром Виктор Ющенко действительно встречался с представителями общества слепых. Отчет об этой встрече на президентском сайте датирован 7 ноября, 11.14. И хотя эта тема не была заявлена к обсуждению на заседании Совбеза, глава государства уделил некоторое время проблемам инвалидов по зрению и лишь после этого перешел к теме финансового кризиса. Он объявил о стабилизации ситуации в банковской системе, выразив уверенность в том, что украинцы "снова поверили в гривну".
 
– Но в то время как в финансовом секторе Нацбанку удалось добиться стабилизации, в секторе реальной экономики действия правительства по преодолению кризиса недостаточны,– заявил господин Ющенко, пообещав рассмотреть вопрос борьбы с экономическим кризисом на заседании Совбеза 14 ноября.
Поводом для замечаний президента стали также действия правительства по ликвидации последствий августовского паводка в западных областях. Виктор Ющенко сообщил, что из 32 заданий, определенных Совбезом в этой сфере, на данный момент выполнено лишь 14, и предложил членам СНБО проанализировать сложившуюся ситуацию. Решение Совбеза оказалось прогнозируемым – работа Кабмина по преодолению последствий наводнения "признана недостаточной".
 
В официальной повестке Совбеза, розданной журналистам перед началом заседания, значились три вопроса. Помимо обсуждения ситуации с ликвидацией паводка предлагалось утвердить программу реформирования СБУ (см. Ъ от 7 октября) и рассмотреть ход выполнения указа президента от 20 июля 2007 года о повышении эффективности государственной миграционной политики.
Две последние темы ранее уже выносились на рассмотрение Совбеза и, по признанию участников заседания, не содержали спорных моментов. "Эти вопросы были рассмотрены практически без дискуссии и приняты консенсусом",– позже сказал журналистам первый заместитель секретаря СНБО Степан Гавриш.
 
Из официального сообщения по итогам Совбеза следовало, что "была проведена большая работа" по ликвидации последствий паводка.
– Но значительная часть заданий, поставленных перед правительством и органами местной власти, остается не выполненной. Большинство зданий, пострадавших от стихийного бедствия, находятся в процессе восстановления,– заявил Виктор Ющенко.
 
По его словам, не восстановлен проезд по 58 мостам, задерживается выплата компенсаций, не выделено 350 млн грн на строительство новых и капитальный ремонт старых дамб.
– В связи с этим я остро ставлю вопрос об ответственности и правительства, и руководителей областных и районных администраций за ситуацию,– сказал глава государства.
 
Следует отметить, что на заседании отсутствовала премьер-министр Юлия Тимошенко, поэтому критику в адрес Кабинета министров пришлось выслушать первому вице-премьеру Александру Турчинову. Пресс-служба Кабмина распространила его заявление, в котором он категорически отрицает вину правительства за недостаточный уровень борьбы с последствиями паводка и утверждает, что все, что зависело от Кабмина,– выполнено, а претензии надо предъявлять местным органам власти. "Правительство не имеет задолженности перед местными бюджетами, мы перечислили все до копейки. Теперь эти средства должны дойти до людей",– заявил господин Турчинов.
О четвертом пункте повестки дня заседания СНБО представители СМИ узнали из выступления Виктора Ющенко. Он сообщил, что Совбез рассмотрит вопрос "о мероприятиях по усовершенствованию государственного контроля за изготовлением бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности". Заявления главы государства по этой теме оказались без преувеличения громкими.
 
– Государство практически полностью потеряло контроль над изготовлением бланков строгой отчетности, паспортов, удостоверений сотрудников СБУ и генералов, разрешений на право хранения и ношения оружия, нотариальных документов, земельных сертификатов и прочего,– возмущался господин Ющенко.– Эта сфера полностью передана в ведение частного консорциума ЕДАПС, структуры, которую государство неспособно контролировать!
По словам президента, в последнее время участились случаи изъятия поддельных документов у участников преступных группировок. Причиной этого является отсутствие надлежащего контроля за работой консорциума ЕДАПС.
 
То, что в составе предприятий-частников ЕДАПС действуют контролируемые СБУ режимно-секретные отделы, глава государства, очевидно, счел недостаточным.
– Государство в лице либо Министерства финансов, либо НБУ должно вернуть стопроцентный контроль за изготовлением документов и не играть в демократию,– резюмировал он.
 
По окончании заседания большинство членов СНБО, к удивлению журналистов, категорически отказались комментировать решение, принятое по данному вопросу, объяснив это тем, что они "не уполномочены". Причину немногословности участников заседания Ъ назвал один из сотрудников аппарата СНБО.
– Журналисты не должны были знать об этом вопросе, он у нас значится как секретный,– сообщил собеседник Ъ (подробнее о ситуации с ЕДАПС см. стр. 4).
 
Уже после заседания Совбеза Ъ решил уточнить у Степана Гавриша, действительно ли Виктор Ющенко обнародовал секретную информацию, выступая на заседании Совбеза. Но первый заместитель секретаря Совбеза взял всю вину на себя.
– Да, у этого вопроса был гриф "секретно",– улыбаясь, сказал Ъ господин Гавриш.– Но я по причине особого внутреннего ощущения демократии решил раскрыть вам государственную тайну.
 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1975