Для того, чтобы решить тот или иной острый политический вопрос, необходимо вынести за скобки президента и премьера. Именно их амбиции и их противостояние не дают покоя украинскому обществу. Как не единожды показывал опыт, без Тимошенко и Ющенко очень просто бывает договориться и найти золотую середину. Этот принцип политолог Ефим Балло окрестил принципом Малкольма Калкина или эффектом «Один дома». Помните знаменитую американскую семейную комедию? Родители уезжают и случайно оставляют дома на хозяйстве маленького мальчика – и он, оставшись один, спасает дом от грабителей.
Та же ситуация уже второй раз наблюдалась в парламенте Украины: как только Юлия Тимошенко улетела в Москву, а Виктор Ющенко – во Львов (с пересадками), в парламенте образовалось новое ситуативное большинство, которое под чутким руководством Арсения Яценюка смогло фактически ликвидировать законы, ограничивавшие власть Президента. То, из-за чего месяц ломались копья двух оранжевых фракций и то, что держало в интриге и напряженности общественность, разрешилось очень быстро. Яценюк смог решить большую часть вопросов, найти компромиссные решения и вернуть президенту его полномочия. Кроме того, он смог создать реальные предпосылки для воссоздания демократической коалиции.
Подчеркнем: Яценюку второй раз удается найти компромиссное решение и приблизить разрешение кризисной ситуации. Впервые – в феврале 2008 года, когда Банковая настаивала на том, чтобы ситуация зашла в глухой угол и парламент был вторично распущен. Тогда Яценюк нашел формулу, которая удовлетворила практически всех парламентариев – и не допустил коллапса парламентаризма. Сейчас ситуация повторяется.
Ситуация еще раз продемонстрировала: при решении острых вопросов Ющенко и Тимошенко должны быть устранены от непосредственного влияния на события. Пусть занимаются всем, чем угодно – но то, что касается деятельности парламента, должно решаться в стенах парламента – без внешнего влияния. И Кабинет Министров, и Секретариат Президента – это внешние раздражители. Это – попытка вмешательства в дела высшего законодательного органа. Вопрос той или иной коалиции должен быть вопросом парламентариев, а не представителей исполнительной власти.
Яценюк не совершил подвиг – и не стоит сегодня петь дифирамбы в его честь. Да, он мастерски провел политическую комбинацию и очередной раз предстал в роли утонченного и искушенного политика – но это отнюдь не героический поступок. В Древней Греции не считали подвигом очистку Авгиевых конюшен – посему в число подвигов сие действие записали только советские историки – предварительно вычеркнув их перечня подвигов оплодотворение Гераклом за одну ночь сорока девственниц (в СССР, как известно, секса не было). Подвиг, в котором чувствовались некие корыстные нотки, подвигом не считался (а Геракл взял как плату часть стада Авгия). Так что и Яценюк в данной ситуации просто мастерски выполнил работу – не более. Но при этом продемонстрировал свой потенциал и свой дипломатический талант.
Арсений Яценюк чудесно понимает, что в данной ситуации спасение коалиции, наведение элементарного порядка в Верховной Раде – это спасение парламентаризма. Без парламентаризма он не видит демократии (о чем заявил при открытии сессии Верховной Рады). Виктор Ющенко, находясь во Львове, обронил фразу, что он не видит иного спикера парламента, кроме Арсения Яценюка. В устах Президента эти слова несли скрытый смысл – мол, покажи, Арсений, что ты можешь. Авось и защитишь свой парламент. Яценюк понимает, что его миротворческая миссия – это последняя попытка сохранить и парламент, и свое кресло (которое он и отдал, и продолжает удерживать, и в случае воссоздания коалиции будет удерживать еще довольно долго – вопрос о перевыборах спикера отпадет сам по себе).
В условиях, когда страна оказалась перед угрозой двух вариантов диктатур (правопопулистской имени Ющенко и левопопулистской имени Тимошенко), позиция Арсения Яценюка выглядит как раз наиболее последовательно. Он действительно защищает демократию! Ему она нужна – исходя их его политических перспектив и мировоззренческих установок. Демократия для Яценюка и многих политиков в стенах Верховной Рады – это единственный механизм воплощения заложенного в них потенциала. Потому они становятся грудью на защиту коалиции. За ними нет миллиардов, позволяющих купить все и вся. За ними нет эффективных механизмов лоббирования. За ними нет геополитических факторов. Но амбиции и планы этих политиков столь велики, что они готовы перевернуть мир, доказать невозможное, воплотить невоплотимое. Они думают о будущем, так как фактор молодости не дает им права цепляться за вчера или за сегодня. И потому они не могут позволить себе бесконечные, бессмысленные, изнурительные и дискредитирующие любого политика выборы.
Хотя выборы – это тоже элемент демократии, но, как правило, – именно выборы приводят к тому или иному варианту диктатур. Гитлер пришел к власти в Германии в результате демократических выборов – не стоит забывать об этом. И в СССР, и в фашистской Италии действовали парламенты. Но вот стоит думать не столько о демократии как ширме или вывеске, сколько о реальном наполнении слова «демократия». Яценюк и парламентарии, не желающие роспуска Верховной Рады и досрочных выборов, сделали все невозможное, чтобы заставить тех, кто сегодня прикрывается словом «демократы», вернуться в формат демократической коалиции.
Когда-то все постсоветское пространство смеялось над фразой Александра Лукашенко: «Я перетрахивал и буду перетрахивать парламент, чтобы доказать, кто врот, а кто неврот». Специфический говор «бацьки» с элементами суржика-«трясянки» произвел неизгладимое впечатление на многих, кто считал, что подобные эксперименты с парламентом – это прерогатива исключительно Беларуси. После 2004 года мы поняли: Аляксандра Рыгоравича и Виктора Андреевича объединяют не только 1954 год рождения, не только полесские корни, не только принадлежность к украинскому этносу (в чем Лукашенко признался в прошлом году), но и желание постоянно перетрахивать парламент. Но в Беларуси не было спикера, который вел бы самостоятельную игру – не смотря на то, что, казалось бы, все силы старого мира ополчились против него. В Украине спикер обломал президенту весь кайф – «перетрахивание» не получилось.
Сегодня можно констатировать, что приехавшие внезапно «родители» удивятся, увидев, как их политическое «чадо» связало по рукам и ногам господ Кириленко – Ивана Григорьевича и Вячеслава Анатольевича, да еще и заставило переголосовать практически все пункты, делившие БЮТ и НУ-НС. Правда, относительно ситуации в Грузии и позиции Украины по этому вопросу между фракциями согласие не достигнуто. Ну и Бог с ним! Неужели Ющенко поддержка Саакашвили дороже внутреннего мира и спокойствия? Хотя… Иногда Париж стоит мессы, а Тбилиси – роспуска парламента. Правда, в таком случае, будем надеяться на третью серию «Один дома».
Вот как бы только в этой серии «мальчику» не пришлось сдавать в полицию своих «папу» и «маму»…
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом