Главным политическим итогом минувшей недели, на взгляд автора, стали отнюдь не провальные голосования по изменениям в бюджет и отчету о деятельности правительства. Если результат первого предугадать было несложно (особенно после того, как в ночь на пятницу, 11 июля, в Секретариате Верховной Рады был зарегистрирован «альтернативный» президентский законопроект), то следствие второго оказалось довольно непрогнозируемым. Однако отрицательные итоги голосования по этим проектам можно считать тактическими огрехами сил, их предложивших. Большой же стратегический урон в минувшую пятницу был нанесен Президенту Виктору Ющенко.

Автор еще на прошлой неделе высказывал недоумение по поводу появления проекта закона об изменениях в бюджет, который в срочном порядке был внесен главой государства. Тогда же было несложно спрогнозировать, сколь малоэффективной будет такая «подножка» для Юлии Тимошенко. Не менее сложно было предугадать, что подобный шаг принесет гаранту больше вреда, нежели пользы. И, тем не менее, президентский законопроект был зарегистрирован, а впоследствии рассмотрен и благополучно провален парламентариями. Наряду с проектом постановления об отчете правительства, который хоть и был инициирован Партией регионов, но провал которого также отразился на главе государства и его политической силе.

Недоверием доверие не породишь

Возможно, в первые минуты после провального голосования по проекту постановления, выдвинутого регионалами, казалось, что Партии регионов нанесен сокрушительный удар. В этом утверждении есть доля справедливости. Действительно, после бравурных заявлений лидеров ПР, и Виктора Януковича – в частности, о том, что в парламенте наберется 226 депутатов, причем, «с запасом», готовых выразить недоверие действующему Кабинету министров, иначе как фиаско не назовешь. Вроде бы у регионалов были все предпосылки для того, чтобы успешно «завалить» Тимошенко уже в июле: им на руку играло народное недовольство растущими ценами буквально на все, ухудшающееся день ото дня внешнеэкономическое положение Украины. С политической точки зрения не в пользу премьеру могли сыграть результаты досрочных выборов в Киеве. И все же правительство Тимошенко устояло. Впрочем, для этого были свои причины.

Во-первых, «регионалы» не смогли подготовить внятных экономических обоснований для свержения Кабмина. Доклад, зачитанный с парламентской трибуны Николаем Азаровым, был далек от идеального обвинительного документа, после внимания которому любой украинец мог бы без промедления сказать – да, за такое действительно нужно отправлять в отставку. Цифры и показатели, обнародованные главой «теневого» Минфина, были сложны для понимания большинству депутатов, а потому должного впечатления не произвели. Что позволило, например, Владимиру Литвину заявить, что вся процедура с попыткой выражения недоверия правительству Тимошенко похожа на оголтелые политические разборки, в которых Блок Литвина, по его словам, принимать участие не намерен. Это, к слову, послужило отличным поводом для части оппозиции не поддерживать проект «регионального» постановления и избежать обвинений в непоследовательности.

Во-вторых, Партия регионов не смогла обеспечить полную явку всей фракции – из 180 депутатов-«регионалов» за проект постановления о недоверии правительству проголосовало всего 172 человека (плюс Кинах и Хомутыннык, карточки которых не сработали). Если фракция, вознамерившаяся провести через парламент, не дает полной явки среди своих, то чего же тогда требовать от «чужих»? Налицо – солидное нарушение внутрипартийной дисциплины.

В-третьих, две политические силы, Блок Литвина и КПУ, на символическое «плечо» которых рассчитывали в Партии регионов, за несколько часов до рассмотрения проекта постановления об отчете правительства весьма осторожно высказывались о том, будут ли они способствовать отставке Кабмина. Причем, регионалы, если верить словам депутата Анны Герман, были осведомлены о том, что их партнеры по меньшинству инициативу главной оппозиционной фракции не поддержат. Более того, Герман призналась, что «регионалы» вели переговоры о поддержке своего проекта постановления с коммунистами, но о Блоке Литвина не упомянула. Это говорит о том, что «литвиновцы» с самого начала были настроены не поддерживать «региональную» инициативу, так как параллельно были заняты обсуждением возможных перспектив в случае поддержки правительственного проекта закона об изменениях в бюджет. Вероятно, применять к Блоку Литвина тактику усиленных переговоров Партия регионов и не собиралась, намереваясь проверить, можно ли надеяться на «литвиноцев» как на возможных будущих партнеров по коалиции, не суля им взамен портфели и прочие привилегии. В результате же, ни коммунисты, ни «литвиновцы» тест ПР на прочность не прошли. Что, с одной стороны, дало регионалам основание заявить, что они – единственная настоящая оппозиция, а с другой – переложить ответственность за будущие экономические промахи Кабмина Тимошенко и на КПУ с Блоком Литвина.

В-четвертых, сплоховала фракция НУ-НС, вернее та ее часть, которую небезосновательно подозревают в лояльности к Партии регионов. Речь – о депутатах, представляющих «Единый центр». Так, если «оппозиционер внутри коалиции» Иван Плющ и отказник Юрий Бут свою поддержку «регионалам» обеспечили, то Игорь Криль, Василий Петевка и прочие «ЕЦевцы» данное голосование проигнорировали. Чем, вполне вероятно, дали повод усомниться в их желании иметь в парламенте другой формат коалиции. К тому же, данное голосование стало реальной проверкой тому, возможен ли в нынешней ситуации союз Партии регионов и НУ-НС. Ведь Ющенко со своей стороны сделал практически все, чтобы обеспечить провал правительственного проекта изменений в бюджет. Но его фракция в парламенте оказалась неспособна на последний политический штурм. Наверняка, «регионы» сделают вывод и из этого пассажа своих возможных будущих партнеров по парламентскому большинству.

Впрочем, если бы проект постановления об отчете правительства шел в повестке дня после «бюджетного» вопроса, то негатива от предложенных Тимошенко изменений в главный финансовый документ страны наверняка бы хватило, чтобы сподвигнуть колеблющихся депутатов проголосовать за отставку Кабмина. Выходит, главным тактическим просчетом Партии регионов было то, что они сами настояли на том, чтобы вопрос о недоверии правительству шел первым в повестке дня.

«Альтернатива» Ющенко как удобный старт для Тимошенко

Между тем, провальное голосование по правительственному законопроекту о поправках в бюджет дало основание для Юлии Тимошенко заявить, что всему виной была «позиция Президента». По ее словам, вопреки Конституции и Бюджетному кодексу, которые указывают, что прерогатива внесения бюджета принадлежит исключительно правительству, гарант внес собственный проект бюджета, хотя не имел для этого полномочий. Тимошенко убеждена, что в результате такого шага Президента была разрушена вся система обсуждения бюджета. Она подчеркнула, что вследствие этого подконтрольная Ющенко и главе Секретариата Президента Виктора Балоги партия «Единый центр», которая входит в НУ-НС, не проголосовала за основной финансовый документ страны.

Что же, о лучшем поводе для пиара Тимошенко и мечтать не могла. Действительно, после того, как Секретариат Президента основательно потрудился для того, чтобы выставить главу правительства в крайне нелицеприятном свете, отобрав у нее практически все возможности для заигрывания с электоратом (одно блокирование Программы приватизации, из-за чего у Кабмина нет средств для финансирования тех же компенсаций вкладчикам бывшего Сбербанка СССР, чего стоит!), Тимошенко оставалось одно. А именно - своей непосредственной, в первую очередь, экономической деятельностью показать народу Украины, что не только «Юлиной тысячей» силен ее Кабмин. Такая задача для Юлии Владимировны, стоит отметить, практически невыполнима. Особенно если учесть откровенную слабость экономического блока ее правительства и неблагоприятную экономическую обстановку, в который вынужден действовать сейчас Кабмин. По сути, недоброжелателям премьера оставалось только сидеть и ждать, когда правительство распишется в собственной некомпетентности. Но ждать они не пожелали, подарив Тимошенко замечательный повод переключиться с экономической «волны» на политическую. Где Юлия Владимировна, как известно, чувствует себя как рыба в воде. Последствия не заставили себя ждать. Тимошенко фактически обвинила Президента в провале изменений в бюджет, дав повод вновь заявить, что «она хотела, но ей не дают работать». После событий 11 июля в Верховной Раде премьер уже может не опасаться отставки и вовсю готовиться к активной президентской кампании: один из ее главных конкурентов, Виктор Ющенко, сам предоставил Тимошенко отменный повод для старта. А заявления Юлии Владимировны о том, что правительство, в отличие от парламентариев и Президента, не уйдет в отпуск, и будет работать на благо страны - отличная тема для пиара. И даже слова Виктора Балоги, который заявил, что «провальное голосование парламента за изменения в госбюджет на 2008 год стало следствием незаинтересованности правительства в принятии скорректированного финансового документа государства», служат слабым оправданием для его шефа. А ведь у Виктора Ющенко был реальный шанс победить Тимошенко на парламентском поле. Для этого главе государства крайне необходимо было присутствовать в зале Верховной Рады в момент рассмотрения правительственного и президентского проектов законов об изменениях в бюджет. Существовала большая вероятность того, что, раздосадованные провалом постановления об отставке Кабмина «регионалы» могли поддержать законопроект гаранта – конечно, в пику Тимошенко. И таким образом, появился бы серьезный повод говорить о перспективности сотрудничества Партии регионов и пропрезидентской фракции в формате парламентского большинства.

Но Виктор Ющенко предпочел в тот день уехать в Австрию на очередное медицинское обследование…

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5978