Нынешнее парламентское большинство все больше походит на мифического Минотавра, человека-быка, который в виду отсутствия жертвенных подношений вынужден заняться самоедством. Действительно, за восемь месяцев своего существования коалиция демократических сил большую часть времени потратила отнюдь не на разработку и принятие важных и полезных для страны и ее граждан законопроектов. И даже не на борьбу с оппозицией. По сути, «коалиция-минотавр» занималась тем, что пожирала себя изнутри. Весь срок своего бытия коалиционные фракции только и делали, что боролись то сообща, то врозь за выживание своего, можно сказать противоестественного и заранее обреченного на развал, союза. По-другому и быть не могло. Ведь события последних двух месяцев показали: парламентское большинство стало заложником политических интриг с участием Секретариата Президента и Кабмина.

В который раз приходится констатировать тот факт, что адекватного и работоспособного парламентского союза между БЮТ и НУ-НС быть не могло по одной простой и очевидной причине: формальные лидеры этих двух политических сил, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, исчерпали кредит взаимного доверия и перспективу взаимовыгодного сотрудничества еще в 2005 году. Тогда они выполнили данные друг другу обещания: Юлия Владимировна внесла весомый вклад в победу «оранжевого» кандидата в президенты, а Виктор Андреевич отплатил своей «майданной» соратнице вторым по значимости постом в государстве. Из них могла бы выйти вполне работоспособная и влиятельная пара государственных деятелей, эдакий ударный демократический тандем украинского розлива. Да все погубили непомерные властные амбиции. Ющенко хотел больше власти, чем ему досталось в посткучмовскую, обделенную конституционной реформой образца 2004 года, эпоху. Тимошенко же, напротив, желала укрепления полномочий правительства, главой которого она в 2005 году являлась. Однако, конституционные изменения делали эти желания и мечты первых лиц государства взаимоисключающими. Один из них должен был уступить другому. Но на беду свою и всего украинского государства ни Тимошенко, ни Ющенко не собирались поступаться своими амбициями. Именно поэтому ничего путного у них не вышло в упомянутом выше 2005 году, и, по всей видимости, не получится и сейчас. Тем более, что парламентское большинство, которое и так балансировало на грани раскола, на минувшей неделе дало очередную и весьма серьезную трещину. Речь – о выходе из коалиционных рядов бютовца Игоря Рыбакова и ну-нсовца Юрия Бута.

Действительно, такой поворот событий стал несколько неожиданным для большей части коалиции. И прежде всего – ее бютовского крыла. Ведь до прошлой пятницы считалось, что более нестойким образованием является фракция НУ-НС, которая и до этого не придерживалась единого курса, а с образованием «Единого центра» и вовсе расслоилась на группы по ситуативным интересам. Если от кого и можно было ожидать подобного демарша, то с большей долей вероятности это была «оранжевая» фракция. Кризис в стане мегаблокеров, который, несомненно, мог негативно отразиться на большинстве, нарастал как снежный ком. Порядком затянувшаяся война НУ-НС с Секретариатом Президента, достигла своего апогея после внеочередных выборов в столице, которые мегаблок позорно провалил. Тут же, как мы помним, последовали уничижительные заявления лидеров «Народной самообороны» Юрия Луценко и Давида Жвании, которые списывали провал «оранжевых» на козни СП во главе с Виктором Балогой. Также пара «самбистов» высказала ряд обвинений, бросивших тень на Виктора Ющенко (подыгрыш Президента Леониду Черновецкому на киевских выборах – со стороны Луценко; опровержение версии отравления будущего главы государства в 2004 году – со стороны Жвании). А готовившийся к обнародованию, но так и не высказанный лично гаранту ультиматум от «Народной самообороны» мог стать последней соломинкой, сломавшей спину ну-нсовскому верблюду. Вероятно, последняя, «ультимативная» капля фактически положила бы начало процессу «развода» НУ с НС, что естественным образом привело бы к переформатированию парламентского большинства. Но «самбисты» на обострение, которое в тот момент было на руку Юлии Тимошенко, не пошли, обезопасив в очередной раз коалиционную лодку от переворота.

Творцами же нынешнего коалиционного кризиса (а по-другому выход двух депутатов из и так шаткого большинства и не назовешь) вполне можно считать представителей Банковой. Это – своеобразный реванш Секретариата Президента премьеру за ее попытку руками Луценко и Жвании сымитировать кризис внутри фракции НУ-НС, добиться, таким образом, развала коалиции и отставки правительства, что дало бы старт президентской кампании Юлии Тимошенко.

Так, выход Юрия Бута из фракции НУ-НС (надо помнить, что этот нардеп числится в рядах «Народной самообороны») должен был бросить тень на политическую силу Юрия Луценко. Ведь ранее вероятными раскольниками коалиции считали «Нашу Украину», вернее, отделившихся от нее депутатов, образовавших «Единый Центр». А демарш Бута должен был послужить доказательством тому, что фактор нестабильности парламентского большинства лежит не в НУ и не в ЕЦ, а в «Народной самообороне». А слова Бута о том, что он оставляет за собой «возможность присоединиться к такому формату большинства в Верховной Раде, которое позволит по возможности эффективнее работать в интересах общества и государства» продемонстрировали, что о широкой коалиции с Партией регионов задумывались и в стане НС.

Куда более продуманным и вместе с тем неожиданным для бютовской части большинства стал исход народного депутата от фракции БЮТ Игоря Рыбакова. Во-первых, своим примером нардеп показал, что единства взглядов в Блоке Юлии Тимошенко не существует. Во-вторых, демарш Рыбакова продемонстрировал, что Юлия Владимировна так и не добилась чистоты своих рядов, приняв в свой блок «человека Балоги» (по информации «Украинской правды» Рыбаков имеет близкие деловые отношения с руководителем Секретариата Президента). Это означает, что списки БЮТ до сих пор формируются не по принципу личной преданности премьеру, а по финансовому принципу. Проще говоря, проходное место в избирательном списке может купить любой состоятельный бизнесмен. В-третьих, и это важно, Рыбаков ответил Тимошенко той же монетой, которой она намеревалась расплатиться с Ющенко, прибегнув в 2005 году к помощи Александра Зинченко, а в 2008 – Юрия Луценко. Игорь Рыбаков вышел из демкоалиции, обвинив руководство правительства в участии в коррупционных схемах на таможне. «Мой вывод однозначный и категоричный: правительство не только не прекратило незаконные схемы, а и расширило арсенал средств контрабанды. Ведущую роль в администрировании коррупционных действий играет Государственная таможенная служба и ее руководитель Валерий Хорошковский. Именно это ведомство и его глава ввели новые контрабандные комбинации, что «облегчило» государственный бюджет на миллиарды гривен. Предполагаю, что мой шаг станет примером для всех тех моих коллег, которые не могут оставаться равнодушными к всяческим неокорупционным стремлениям», - отметил в своем заявлении о выходе из большинства Рыбаков. Улавливаете в речах бютовца стилистику обвинений Александра Зинченко? Вполне вероятно, что за подобным заявлением Рыбакова последует судебное разбирательство. И как бы оно не завершилось, пятно коррупционного скандала на правительственном мундире Тимошенко усилиями Рыбакова уже, по сути, посажено.

Тонкий тактический замысел можно увидеть и в том, как Президент и его нынешнее окружение отреагировали на факт ухода двух, без преувеличения, драгоценных для шаткого парламентского большинства голосовальщиков. И Виктор Ющенко, и Виктор Балога, и секретарь СНБО Раиса Богатырева, да и спикер Верховной Рады Арсений Яценюк слаженно заявили: развала демкоалиции де-юре нет, так как для этого из парламентского союза должны выйти фракции, а не отдельные депутаты. Гаранта и его приспешников якобы не смущает, что теперь демократическая коалиция вынуждена будет для принятия каждого разработанного ее фракциями законопроекта искать поддержки у оппозиции. А ведь на деле это означает, что большинства в конституционном понимании уже нет! Фактически, правительство становится заложником ситуативных союзов в Раде. Конечно, у БЮТ уже был положительный опыт сотрудничества с Партией регионов, КПУ и Блоком Литвина. Но отныне и НУ-НС получил возможность без опаски обвинений в предательстве коалиционных соглашений со стороны партнеров по коалиции, заключать выгодные Виктору Ющенко сделки.

Стало быть, замысел СП как раз состоял в том, чтобы разрушить коалицию без отставки правительства Тимошенко, которая бы послужила поводом для премьера вплотную заняться своей карьерой кандидата в Президенты. Сейчас же большинство в Раде – как выеденное изнутри яйцо: оболочка с красивым названием есть, а содержимого, способного плодотворно работать и принимать законы, нет. Таким образом, у Тимошенко отобрали одну из возможностей дестабилизировать политическую ситуацию, выставив в неприглядном свете Виктора Ющенко, и начать собственную крупную игру по повышенным ставкам.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4104