
При этом никто не заостряет вопрос на национальности хозяев - в высоких сферах она уже не имеет значения.
Так что инцидент со сносом незаконно построенного на городской окраине домика не стал сколько-нибудь значимым событием даже в масштабах 30-тысячного Судака. Ну, пошумели полдня - и разошлись. Акцию властей, предпринятую в разгар курортного сезона, осудили как татары, так и славяне, представители общественных организаций которых дружно высказались в том плане, что "так нельзя" и что зря так обошлись с бедолагой, чья семья промышляла сбором пустых бутылок на берегу.
Причина такого единодушия заключается в том, что администрация наказала лишь одного-единственного человека, у которого хватило (или не хватило) ума построить лачугу на земле, отданной в аренду другой семье - тоже, кстати, татарской. При этом сложившаяся здесь система самозахватов, когда незаконно столбят участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, пока остается в неприкосновенности, ведь в противном случае придется сносить целые районы - с благоустроенными домами, частными гостиницами и ресторанами.
Такие районы здесь называют "захватами". Они бывают "татарские" и "славянские", причем сами захватчики сосуществуют мирно и друг на друга почти не обижаются. Жизнь такая: кто не успел, тот опоздал. Но замахнись власть на захваты - и в Крыму начнутся совсем другие события.
Немцы. Казаки. Французы?
Сразу за Судаком начинается живописное урочище Капсель - по имени богатого немецкого колониста, жившего здесь когда-то. Сейчас вся эта округа площадью в 150 гектаров застолблена, поделена и охраняется казаками Сурожской общины Крымского казачьего союза. Естественно, незаконно.
Все побережье и окрестные территории усыпаны крошечными строениями - жить в них невозможно, но впечатление хозяйской земли создается полное.
На вершинах сухих, выжженных солнцем холмов врыты высокие кресты, видные за несколько километров, знак для интересующихся: эта земля занята.
Татары называют Капсель "славянским захватом", славяне - "пикетом". Существует 8 точек пикетирования, это оборудованные вагончики, где по сменам дежурит охрана. Есть даже специальная структура, обеспечивающая смены всем необходимым. Связь - через мобильные телефоны, система оповещения через старших групп позволяет за считаные минуты собрать подкрепление.
Мы подъехали к центральному посту в полдень. Было так жарко, что сторожевой пес даже не поднялся навстречу, а лишь лениво шевельнул хвостом в знак приветствия.
Казаки встретили хорошо. Старший поста, Александр Диденко - бывший морской пехотинец, у себя в вагончике он держит флаг ВМФ. Держится спокойно и уверенно, как человек, который знает, что за ним правда.
- Пикет существует уже два года. Нам сообщили, что из Джанкоя (степной Крым. - Авт.) движется колонна татар, которые хотят осуществить захват. Мы опередили их буквально на полтора часа - приехали татары, а тут уже мы. Конфликта не было, они развернулись и уехали. И с тех пор все спокойно, потому что все знают, что эта земля - православная.
Мы ее заслужили.
Александр - чернобылец, у него трое детей, семья живет в полуподвальном помещении. Он уже 20 лет официально стоит в очереди на улучшение жилищных условий, но просвета нет. По его словам, большинство капсельских захватчиков - а это больше полутора тысяч человек - люди, не имеющие ни земли, ни квартир.
Вообще создается впечатление, что казаки охраняют захваченное урочище скорее не от татар (они, кстати, на эти земли больше не посягали), сколько от городских властей.
На Капсель, лакомый кусочек у моря, по рассказам казаков, уже положила глаз СБУ Украины, а также некая французская фирма, намеревающаяся построить здесь развлекательный комплекс.
- С татарами, - говорит Александр, - мы в принципе ладим. Это меджлис их провоцирует, а ведь известно, что из денег, которые из-за границы им идут, в лучшем случае треть до простых людей доходит. Так что нет меджлиса - нет проблемы.
И вот еще что. Городской голова Дементьев как-то сказал: эту землю, мол, можно продать по 20 тысяч долларов за сотку. Теперь он от своих слов отказывается, но у нас есть запись. Мы же теперь, как татары, умные стали - все записываем. Вот вам и ответ: зачем нам, своим, бесплатно участки раздавать, когда приезжие богатеи такие деньги заплатить готовы! Но только мы отсюда не уйдем и землю свою до последнего защищать будем. Правда, пока что у них хватает ума нас не трогать.
Председатель судакской организации Русской общины Крыма и депутат городского Совета Петр Николаев утверждает, что начиная с 1999 года местные славяне получали землю только через захваты. А татары, жившие до депортации в Судаке, обеспечены землей и квартирами уже на 120 процентов. А до депортации татары составляли не больше 4 процентов городского населения.
- Сейчас, - говорит Петр Иванович, - им нужно уже по третьему-четвертому кругу. Исполнилось сыну 18 лет - ему тоже нужна земля. И это правильно! Но ведь и славяне правы: почему им можно, а нам нельзя? Жизнь дается один раз, и прожить ее нужно в Крыму. Людям нужно разрешить строить коттеджи - пусть половину комнат сдают отдыхающим, по-другому заработать у нас невозможно.
Справедливости ради скажу, что и татарам примерно с того же времени ничего не выделялось - тоже хватают, что могут. Просто власть чаще идет им навстречу, они же депортированные. А у нас вся страна депортированная, может быть, хватит уже обижаться и пора начинать нормально жить?
Татары в принципе более интересны Киеву, чем мы, поскольку поддерживают РУХ и очень активно ведут себя на выборах. Да и денег у них больше. Чем объяснить, что когда в Судаке убили русского парня Михаила Писанова, то виновного не наказали? Все знают, что второе лицо в МВД Крыма Федорян преподнес отцу убийцы уголовное дело, заведенное на сына, - в качестве подарка ко дню рождения. И на этом все кончилось.
- Татарам, - продолжает Петр Николаев, - выделили 3,2 гектара под строительство этнической деревни. А казачья община попросила под культурный центр всего 0,67. Не дали. А вдруг татары обидятся?
А вообще, земля - хороший бизнес. Захватил, узаконил, продал - вот и вся схема. Продают и казаки на Капсели. Заплати 3-5 тысяч долларов - и тебя внесут в какие-то там списки. Без документов и расписок. Мало ли приезжих дураков с деньгами!
Ющенко - Украину, Путину - Крым
- Власть относится к нам, как к людям второго сорта, - говорит другой депутат Горсовета Сеит-Исмаил Абдраманов. - Иначе как объяснить, что, в отличие от славянских, наши захваты не хотят узаконить? Не так давно приезжала комиссия из Киева - так вот, по ее данным, татарские захваты составляют всего 7 процентов. А ведь до депортации татары составляли 90 процентов населения Судака!
Из интервью председателя Республиканского комитета по земельным ресурсам Крыма Николая Голубева газете "Русичи" (24 июля - 13 августа 2007 г.): "У меджлиса одна задача: поднять зеленый мусульманский флаг над правительственными учреждениями Крыма".
-Это ложь, - категорично отвечает Сеит-Исмаил Абдраманов. - Единственное, чего добивается меджлис - это восстановления Крымско-Татарской автономии, созданной в 1921 году указом Ленина. Что касается зеленого знамени, то я являюсь председателем мусульманской общины Судака и заявляю: мы перед собой таких целей не ставим. Одно время в нашем городе активно работали так называемые ваххабиты, сейчас все они перешли в партию Хизб-ут-Тахрир, запрещенную у вас в России. По нашим данным, только в Судаке насчитывается около 200 членов партии, что, я считаю, очень много. Мы боремся с ними, как можем, - не пускаем в мечети, ведем разъяснительную работу с молодежью. Их проповеди могут привести к большой крови, мы этого не хотим и не допустим. Но там очень хорошо поставлена пропаганда, все их лидеры приехали из-за границы и оттуда же, по-видимому, получают помощь.
По мнению другого активиста меджлиса, пожелавшего остаться неназванным, проповедников-фундаменталистов засылают в Крым российские спецслужбы, которым выгодно держать полуостров в напряжении. Но при этом он считал бы благом вхождение Крыма в состав РФ - полная эклектика.
- Россия - гораздо более перспективное государство, и почему бы нам не стать еще одной автономией? У нас большие возможности, и, думаю, встреча вашего президента с лидером меджлиса Джамилевым была бы в этом плане весьма перспективной. В свое время мы отдали Украину Ющенко, точно так же мы сможем отдать Крым Путину.
Зера и Зоя
Люди попроще о таких серьезных вещах не думают. Дилявер Абляимов просто поставил на захваченном участке дом, где и живет теперь вместе с семьей. Строительство продолжается по сей день, многое еще предстоит доделать. Электричество берет у соседа, а за водой приходится ездить. 700 литров хватает на неделю - как раз чтобы приготовить еду, помыться, постирать и полить маленький огород.
- Боюсь, но строю! - смеется хозяин в ответ на вопрос о бульдозере, который теоретически в любой день могут подогнать сюда, как к тому злополучному дому, расположенному в нескольких сотнях метров. Надеюсь, нас не тронут, тут же не частная собственность была. Мы тут вокруг все самозахватчики. И не только татары, у меня оба соседа русские. Проблема давно бы уже решилась, если бы жестко работали законы Украины. Но им в Киеве не до нас - уже два года портфели делят.
Сначала Дилявер переехал из Средней Азии в степной Крым, а уже оттуда в Судак. Говорит, что здесь всегда жили его предки, и он просто вернулся домой. Сейчас занимается шабашками на стройках, а жена Зера готовит дома медовую пахлаву и продает отдыхающим на городском пляже.
Здесь работают многие местные жительницы - например, Зоя, которая вот уже 12 лет продает пирожки и каждое утро объясняется в любви отдыхающим, дающим возможность заработать больше мужа.
Странное дело: в отличие от мужчин, женщин мало волнует вопрос о том, кто самый коренной в Крыму. Все коренные. Так уж получилось.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом