Похоже, досрочные выборы в Украине таки будут. Хотя, до сих пор остается непонятным алгоритм их возможного проведения. Прежде всего, в виду того, что основные политические игроки у нас имеют обыкновение иметь в виду все договоренности и клятвенные обещания. В том числе, - и свои собственные. И потому на финишной прямой у нас возможны самые невероятные повороты.

Наверное, не трудно спрогнозировать, что на Юге и Востоке Украины уверенную победу одержит Партия регионов, а на Западе страны главный электоральный приз возьмет БЮТ. Но основная борьба развернется за симпатии избирателей Центра Украины. Причем, во всех значениях этого слова – и в значении центральный регион, и в значении столица государства. Некоторые аналитики даже пророчески изрекают: кто победит на выборах в Киеве, тому достанется вся Украина.

Однако, каковы же шансы главных политических игроков склонить на свою сторону симпатии столичных избирателей? Чтобы максимально приблизится к ответу на этот вопрос, стоит определить: кому именно руководители политических партий и блоков доверят возглавлять свои столичные штабы. Ведь, как говорится, каков поп, таков и приход.

Прошлая избирательная компания в столице имела довольно драматические последствия для многих политических партий. БЮТовцам удалось провести в Киевраду большое количество своих депутатов, но уже в первые месяцы их столичная фракция потекла, как мороженное в жару. И уже в короткое время блок лишился значительного количества депутатов, пожелавших быть ближе к власти. Походы в Киевраду самой Юлии Владимировны не принесли заметного успеха. Они лишь спровоцировали колоссальные взаимные потоки грязи между БЮТ и группой Леонида Черновецкого, но в целом статус-кво мэра сохранился. Принятый в последующем закон об императивном мандате так и не смог вернуть депутатов перебежчиков в лоно «маточной» фракции.

Увяз в политической рутине, и был оттеснен в ряды аутсайдеров и блок ПОРА-ПРП в Киевраде, с его брендовой фигурой Виталием Кличко. Трагизм этой политической силы в том, что она (как, впрочем, и БЮТ) была готова лишь абсолютной победе в Киевраде. Они были согласны делить пирог и, возможно, щедро одаривать «шматками» своих политических соратников. Но они оказались не готовы к тому, что кто-то другой станет победителем и предложит им скромный (по заслугам!) кусочек столичного пирога. Сегодня, однако, еще недавние горячие эмоции превратились в остывшую историю. И нынче на столичном предвыборном театре вероятны совершенно иные расклады.

В качестве наиболее подходящей фигуры на руководителя столичного избирательного штаба БЮТ может претендовать Владимир Бондаренко. Он – хороший орговик, умеющий грамотно и без лишней суеты расставить людей, выстроить приоритеты, наладить эффективный контроль выполнения. Владимир Дмитриевич из тех руководителей, которые способны видеть всю избирательную кампанию в целом – от формирования избирательных комиссий, до организации и проведения агитационной работы, процедуры подсчета голосов. Бондаренко не чужой человек в Киеве. В прошлом глава Ленинградского райисполкома столицы, затем депутат Киевсовета, начальник городского квартуправления. Он великолепно ориентируется в кабинетах столичной власти, имеет хорошие связи. Поговаривают, что на столичном уровне (и прежде всего в его родном Святошинском районе) немало чиновников считают себя обязанными г-ну Бондаренко и лично преданы ему. Есть основания полагать, что Майдан 2004 года был таковым, каковым его теперь знает весь мир во многом благодаря расторопности господина Бондаренко. Он-де в первые дни мобилизовал для уличных акций около 10 тысяч киевлян, которые стали той песчинкой, из которой собственно и выросла жемчужина Майдана.

Однако, выборы в столице – это солидный кусок бюджета для любой партии. А там, где большие деньги, там и большие интриги. Поэтому вполне вероятно возникновение внутри БЮТ конкуренции в треугольнике Бондаренко – Томенко - Турчинов за право возглавить столичный штаб. Турчинов – это наиболее мощная фигура блока после самой ЮВТ, и он вполне способен вытянуть выборы в столице. Томенко же считается выходцем из киевской власти, где до прихода в парламент он возглавлял управление информации КГГА.

В свое время зампредом столичной администрации работал и нардеп Михаил Поживанов. Можно предположить, что он также будет рассматриваться в качестве претендента в координаторы столичного штаба БЮТ. Но все же по своему потенциалу эта фигура значительно уступает трем вышеназванным.

От «Нашей Украины» вполне может претендовать на руководство избирательной компанией в столице группа Валерия Борисова. Сам он в прошлом зампредседателя КГГА. Вырос из хозяйственников. Его бизнес также капитализирован в Киеве. (До ухода в чиновники возглавлял концерн «Киевподземдорстрой» - современную, конкурентоспособную организацию, способную выполнять сложнейшие заказы коммунальных служб города.) Депутат Киевсовета Дмитрий Андриевский считается креатурой Борисова. В последнее время г-н Андриевский активно занимается собственным «пиаром». Похоже, он готовится к большому прыжку?

Однако, вполне вероятно, что в противовес группе Борисов - Андриевский от «Нашей Украины» может играть и группа Порошенко – Мартыненко - Третьяков.

Также вероятно, что к нашеукраинскому столичному предвыборному бюджету будут иметь отношение братья Довгие – Станислав Алексеевич и Тарас Алексеевич. Их бизнес связан с Киевом. К тому же, серьезный интерес этой семьи к столичным делам очевиден еще и в том, что сын одного из братьев Олесь Станиславович Довгий является секретарем Киевсовета и заместителем Леонида Черновецкого.

Нет полной ясности в отношении Юрия Луценко. С одной стороны, анализ ситуации позволяет и дальше следовать логике версии о том, что проект «Народная самооборона» – это проект, рожденный в недрах Секретариата президента и имеющий стратегической целью отобрать голоса у БЮТ в пользу «Нашей Украины». Но нет уверенности в том, что бывший силовой министр будет до конца оставаться преданным президенту. Юлия Владимировна уже намекнула, что согласна принять в свою команду энергичного Луценко, который наиболее эффективен в митинговой стихии, в уличных акциях протеста. Однако может оказаться, что Тимошенко всего лишь блефует, желая посеять подозрения президента в отношении преданности ему Юрия Луценко. Как говорится, чем больше у Виктора Андреевича сомнений в отношении лидера «Народной самообороны», тем тяжелее будет последнему развернуться.

Однако, если Луценко продолжит оставаться в команде президента, то вполне вероятно, что он, для усиления своих позиций, потребует отдать ему контроль над Киевом. Ему, или Давиду Жвании, с которым у Луценко в последнее время наблюдается довольно плотный тандем.

Партия регионов, вполне вероятно, не станет рассматривать для себя Киев, в качестве основного поля для главного электорального сражения. Они и в прошлых-то выборах, казалось, были не сильно обеспокоены своим положением в столице. По сути, всю работу самостоятельно, без привлечения дополнительных ресурсов, в пользу ПР в двух последних избирательных кампаниях вытягивала команда Василия Горбаля, показывая стабильный, и относительно неплохой результат. Образно говоря, она была подобна партизанскому отряду, который действовал автономно, без свежих ресурсов и связи с основными силами в тылу врага. Если, конечно, тылом можно условно назвать «оранжевый» Киев двухлетней давности.

Разумно предположить, что Регионы и в этот раз доверят (уже более осознанно) Киев господину Горбалю. Тем более, что наличие в столице такой фигуры как Горбаль дает регионалам возможность сосредоточить силы на иных стратегически важных для партии направлениях. По мнению ряда специалистов, ПР имеет неплохие шансы укрепить свои позиции на Слабожанщине, Черниговщине и Житомирщине, где они вполне могут рассчитывать на серьезные электоральные приращения.

По обыкновению сдержанный в эмоциях и довольно хладнокровный Александр Мороз в ходе нынешнего политического кризиса очень часто позволял себе нервничать, был резок в оценках, не всегда переборчив в словах. Отчасти это объяснимо внешним информационным фоном. Слишком много говорилось о том, что вход СПУ в коалицию с ПР – это предательство Мороза, что ему его не простит электорат и пр. Как результат - нескончаемый поток политологических предположений и оценок на тему: пойдут ли социалисты на выборы самостоятельно, или в составе ПР. С одной стороны, можно было бы им идти и в блоке. Но принципы формирования списка регионалами на обещают комфорта: они не берут к себе партии целиком, но берут иных партийцев по одному. Согласен ли Александр Мороз стать рядовым членом списка регионов?

Однако, если СПУ идет на выборы самостоятельно, то, вероятнее всего, за Киев будет отвечать Валентина Семенюк, которая отвечала за него и во все предыдущие столичные компании социалистов. Конкуренцию ей, однако, вполне может составить и Николай Данилин, который до избрания в парламент возглавлял в Киеве коммерческую структуру МП «Топаз».

В последнее время заговорили о возможности политического сближения с СПУ партии «Вече» Инны Богословской. Пока эта версия еще не получила критической массы оценок и комментариев, чтобы о ней можно было говорить, как о вероятном политическом проекте. Но, тем не менее, не будет большим грехом против истины, если сказать, что у этих двух сил во многом близок электорат. И их сближение действительно способно породить некую синергию, когда один плюс один в сумме даст «два», а не «один и один, идущее рядом», как это часто можно наблюдать в украинской политике.

Коммунистов, скорее всего, не будут заострять внимание на киевской площадке. Здесь не их электорат. Киевляне меньше всего подвержены тому, что можно назвать традиционализмом. Они менее консервативны чем жители периферии. И потому та «электоральная овчинка», на которую коммунисты могут рассчитывать в столице, вряд ли стоит выделки – достаточно затратной избирательной кампании в главном и самом дорогом городе страны. Поэтому, можно предположить, что коммунисты не поставят на киевский штаб сильного лидера.

Народная партия Владимира Литвина буквально до последнего времени оставалась в забвении. Однако, напор телевизионной активности самого Владимира Михайловича дает понять, что он полон желания вернуться в большую политику. И – явно чувствует в себе силы. Надо полагать, его уверенность зиждется на достойном финансировании, которое может получить кампания?

В резерве Народной партии просматриваются две сильные фигуры, могущих претендовать на киевский штаб. Это Анатолий Коваленко и Виктор Пилипишин. Оба опытные аппаратчики, имеющие наработанные связи и, что называется, нюх на город. Коваленко более десяти лет возглавлял Печерскую райадминистрацию. На его территории традиционно располагается очень много авторитетных коммерческих и государственных структур. И потому руководитель Печерска всегда был чуточку больше, чем просто руководитель района в Киеве.

Господин Пилипишин занимает «заметную» должность руководителя Шевченковского района. Развил завидную хозяйственную активность и, что называется, находится в превосходной для руководителя и политика форме. Кто победит из этих двух персон? В чьих руках окажется столичный кошелек Народной партии?

В пестрой политической мозаике столицы нельзя не отметить две колоритные фигуры – бывшего и нынешнего градоначальников. На чьей стороне может играть Леонид Черновецкий? И в чьи ряды будет стараться стать Александр Омельченко?

У действующего мэра на самом деле достаточно неоднозначное положение. С одной стороны - в его распоряжении колоссальный ресурс столичной власти, который нельзя не брать во внимание. Совершенно очевидно, что играть действующий мэр может либо за «Нашу Украину», либо за Партию регионов. Но, вопрос в том, какая из сил согласится без колебаний и условий принять его услуги? И какие вообще возможны условия?

Тарифная война, продолжающаяся агрессивная застройка рекреационных зон Киева, махинации с землей, откровенный эпатаж богатых («зажравшихся») столичных чиновников – все это сделало команду Черновецкого крайне непопулярной в народе. В такой ситуации и лидерам ПР, и первым лицам «НУ» есть резон хорошенько задуматься. Ведь, если кто-либо из них доверит координацию своей избирательной кампнии в столице Черновецкому, то в народе сразу скажут: Черновецкий купил регионалов/нашеукраинцев тем, что отвалил им киевской земли. Дескать, получил места в списке партии, за что рассчитался собственностью города.

В таком случае на партийную верхушку обязательно падет тень подозрений. Обиженный на мэра киевлянин скажет: если эта партия с Черновецким, то я – не с этой партией. Ибо слишком эффективно мэр умеет наживать себе врагов.

Вопрос с Александром Омельченко. Способна ли его фигура дать приращение голосов какой-либо политической силе? Вряд ли. Его поезд потихоньку уходит. К тому же Омельченко никогда не считался сильным политиком. Он был сильным хозяйственником, а это не одно и то же. Он был способен на многое, когда обладал админресурсом, и совершенно беспомощен в ситуации отсутствия такового. Его партия «Едність» не показала себя эффективной силой.

Тогда, другой вопрос: способен ли Омельченко принести вред тому, против кого он смог бы работать. Ответ, скорее всего, будет отрицательный, по той же причине, что и в первом случае.

Как видим, столичный электоральный рынок видится довольно интересным и сытным. Как впрочем, и вообще все столичные рынки. В этом плане еще раз подтверждается справедливость высказывания о том, что политика – это отражение экономики. Политический кастинг на руководителей и кураторов избирательных кампаний в столице в полном разгаре.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4888