В обсуждение происшедшего бурно включились и политики. Премьер-министр Юлия Тимошенко заявляла, что ревальвация гривни - безусловно, позитивный импульс: «Это означает, что наша валюта дорожает на мировых рынках. Что здесь плохого?»
Верховная Рада вызвала для объяснений министра финансов Виктора Пинзеныка и председателя Национального банка Владимира Стельмаха. На слушаниях многие депутаты бурно высказывали возмущение неожиданным ростом курса гривни, особо напирая на то, что это привело к обеднению народа. Руководители Минфина и Нацбанка такой аргументации не признавали. В частности, Владимир Стельмах напомнил парламентариям, как трижды предупреждал о том, что курс гривни занижен и Национальный банк намерен выправить эту ситуацию.
О реальном же курсе гривни Владимир Стельмах сказал, что, по разным подсчетам, доллар в Украине может стоить 4 гривни, 2,6 гривни, 1,3 гривни. Самая низкая оценка показывает, что доллар мог бы стоить 50 копеек. Однако наиболее оптимальным глава НБУ назвал курс 3,8 гривни за доллар. Впрочем, он дал депутатам обещание, что до этого дело не дойдет и в дальнейшем курс национальной валюты будет поддерживаться на уровне 5,05 гривни за доллар. В то время никто даже и не подозревал, насколько твердо это обещание будет выполняться.
Теперь, когда прошлые страсти улеглись и забылись, можно подвести итоги нашумевшей ревальвации. Что она принесла Украине - пользу или вред?
По словам банковского эксперта Андрея Онистрата, «при повышении курса валюты, ее обладатели становятся богаче по отношению к держателям других валют. Таким образом, при резкой ревальвации гривни ее владельцы стали богаче по отношению к обладателям долларов. Последние же, наоборот, обеднели по отношению к держателям гривен. Но поскольку большинство граждан Украины держат сбережения в национальной валюте, то в целом население от такой ревальвации оказалось в материальном выигрыше».
«Беднее стали те, кто имел значительные суммы в долларах. Это, конечно же, в первую очередь крупные экспортеры. Их валютные активы в одночасье подешевели на 5 процентов. Кроме того, у каждого большого предприятия есть много должников. И задолженности, как правило, тоже зафиксированы в валюте. Таким образом, тем, кто задерживал выплаты, было дешевле рассчитываться с этими предприятиями», - отметил эксперт.








