В субботу средь бела дня в центре Москвы была убита известная журналистка, обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская. Она специализировалась на журналистских расследованиях, часто бывала в Чечне, считалась одним из духовных лидеров демократической оппозиции. Коллеги и близкие погибшей уверены, что это было заказное убийство, связанное с профессиональной деятельностью Политковской. Такой же версии придерживаются и правоохранительные органы.

«Рядом с телом валялся пистолет с глушителем»

Анну Политковскую убили в лифте дома № 8/12 по Лесной улице — это сталинская 9-этажка в самом центре Москвы, недалеко от Белорусского вокзала. Полтора года назад Политковская купила 3-комнатную квартиру на 7-м этаже этого дома. В квартире, как рассказали «Известиям» соседи, она жила одна, если не считать крупной, но очень незлобивой собаки. Жила, стараясь не привлекать к себе излишнего внимания.

В субботу примерно в 16 часов она возвращалась с покупками из супермаркета «Рамстор». Подъехала к дому на своей «десятке», припарковалась у обочины напротив находящейся в этом же доме аптеки, набрала код и вошла в подъезд...

Тело Анны Политковской первой обнаружила 14-летняя Нина. Она шла в гости к подруге Соне, которая живет на одном этаже с Политковской. Нажала кнопку лифта, лифт не открылся. Нажала еще раз. Двери открылись, и девочка увидела неподвижное женское тело. Испугавшись, бегом поднялась на 7-й этаж.

— Нина вбежала к нам сама не своя, — рассказала «Известиям» бабушка Нининой подруги Эмилия Абрамова. — Там, в лифте, говорит, лежит женщина. То ли плохо ей, говорит, то ли пьяная... Крови девочка не заметила. Внучка говорит: бабушка, срочно звони в милицию — я так и сделала. Три раза перезванивала, пока наконец взяли трубку. Тем временем, еще не зная о трагедии, лифт вызвала другая соседка. Кабина с мертвым телом поднялась на 8-й этаж. в »

— Двери открылись, и я увидела Анну, — сказала «Известиям» Татьяна Елизарова. — Я не сразу ее узнала, потому что голова упала на грудь и немного набок, и волосы поллица закрывали. На голове была кровь, совсем немного. И еще пятно крови было на ноге... Хотела пощупать пульс, а потом подумала: чего я буду лезть? Я дочке крикнула, а сама пошла, мне в магазин надо было. Дочь, Марина Григорьева, дополнила рассказ матери.

— Рядом с телом я увидела небольшой пистолет с глушителем, — сообщила она «Известиям». — Стала звонить в «02», там долго не поднимали, и я, не дождавшись ответа, позвонила в дежурную часть нашего, десятого, отделения милиции. Приехали быстро...

По данным правоохранительных органов, Политковская была убита двумя выстрелами из пистолета Макарова. Отверстие от одной из пуль отчетливо видно в стене лифта — примерно на высоте 160 см. Возможных убийц Политковской могла видеть еще одна соседка.

— Я возвращалась из института и вижу — женщина лет 20—25 стоит у подъезда, где жила Политковская, и держит дверь ногой, — рассказала «Известиям» Екатерина Потовина, живущая в соседнем подъезде. — Меня это насторожило — женщина не из нашего дома, я знаю точно. Наблюдаю. Минут 10 она стояла, озиралась, потом к ней подошли двое мужчин, тоже не из нашего дома, подъехали не на машине, а подошли пешком. Она их пропустила и вошла следом. Потом они перестали меня интересовать, и я пошла домой. В милиции я все рассказала, мне показали кадры этих людей, сделанные видеокамерой наружного наблюдения. Я опознала их по одежде, по силуэтам, но лица на записи вышли очень плохо, и сделать их качественные портреты, по-моему, невозможно.

«У нее была опасная работа»

Как сообщили «Известиям» в прокуратуре Москвы, уголовное дело возбуждено по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство, связанное с профессиональной деятельностью жертвы»). В субботу оперативники обнаружили отпечатки пальцев возможного убийцы. Кроме того, у следствия, по данным источников в правоохранительных органах, есть фотография возможного преступника. Это молодой человек среднего роста, худощавого телосложения, в черной одежде и темной кепке-бейсболке. Убийца был без маски — камера видеонаблюдения, установленная в подъезде, зафиксировала лицо киллера, но оно неразборчиво. Начаты поиски преступника — в Москве объявлен план «Вулкан-5». Правда, оперативники не исключают, что убийца не был профессионалом и его самого уже нет в живых — слишком много следов он оставил.

Все, кто близко знал Политковскую, утверждают: никаких личных конфликтов, а также собственного бизнеса у нее не было. Версия убийства из-за профессиональной деятельности рассматривается в первую очередь.

— Мотив убийства, на наш взгляд, как и на взгляд прокуратуры, — выполнение Анной Политковской профессионального и общественного долга. И человеческого, — сказал «Известиям» заместитель главного редактора «Новой газеты» Виталий Ярошевский. — У нее была опасная работа. Последний ее материал, который она должна была сдать в понедельник, был о Чечне. «Новая газета» намерена вести собственное расследование, используя доступные нам методы. У нас есть опыт: убийц нашего журналиста Игоря Домникова нашли с нашей помощью.

«Известия» попытались проанализировать возможные мотивы этого убийства.

Чеченская версия

Последние годы Анна Политковская занималась проблемами Чечни. В 2000 году за серию репортажей из этого региона она получила премию «Золотое перо». При этом ее акцентированность на Чечне в последнее время не вызывала энтузиазма даже в редакции «Новой газеты». Так, на недавнем фестивале «Вся Россия-2006» в Дагомысе главный редактор «НГ» Дмитрий Муратов сказал, что, будь ее, Политковской, воля, вся газета состояла бы из материалов о Чечне и расследований деятельности Рамзана Кадырова. Муратов перестал направлять ее туда в командировки и намеревался «перепрофилировать». Однако, воспользовавшись отсутствием главного редактора, Анна все-таки сумела выбить очередную поездку в Чечню.

Последняя публикация Анны Политковской — «Карательный сговор». В ней силовики из созданных Рамзаном Кадыровым и Сулимом Ямадаевым отрядов сравнивались с боевиками-сепаратистами. Утверждалось также, что эти люди служат только потому, что опасаются кровной мести. Естественно, такие материалы не могли понравиться руководству Чечни, и Анну Политковскую могли убить именно за эти публикации, предполагают многие СМИ. Однако эта лежащая на поверхности версия представляется наименее вероятной. Политковскую гораздо проще было убить в Чечне, где она часто бывала. Кроме того, для Рамзана Кадырова и власти в целом смерть Политковской— гораздо большая проблема, нежели ее публикации. Пока это убийство не будет раскрыто, весь мир будет убежден, что именно власть устранила неудобного журналиста.

Дестабилизация обстановки

После гибели Анны Политковской мы обнаружили в интернете любопытный документ. Это анонимная аналитическая записка, распространенная в 2005 году. В ней говорится о том, каким образом бывший вице-президент «ЮКОСа» Леонид Невзлин, находящийся сейчас в Израиле, планирует дестабилизировать ситуацию в России. Среди этих мер упоминалось и о покушении на Анну Политковскую. Поскольку она находится в остром конфликте со всеми силовиками и руководством страны в целом, ее убивство скомпрометировало бы власти. Версия причастности к убийству Леонида Невзлина или другого «изгнанника» — Бориса Березовского на первый взгляд кажется бредовой. Однако не исключено, что кому-то из покинувших пределы родины необходимо поддерживать в мире имидж России как страны, где можно погибнуть за убеждения. От этого зависит прочность статуса этих людей — статуса политических беженцев, страдающих за приверженность свободе и демократическим идеалам. Березовский, кстати, в свое время никак не прореагировал на обвинения в попытке убийства Ивана Рыбкина (кандидат в президенты Иван Рыбкин на три дня пропал, оказалось, что он был в Киеве, но объяснить вразумительно этот поступок не смог. По одной из версий, так он спас свою жизнь).

Экстремисты-мстители

Анну Политковскую могли убить люди, имеющие свой четкий взгляд, кто полезен для России, а от кого надо избавляться. Например, такие, как небезызвестный полковник Квачков, — офицеры с боевым опытом, умеющие готовить и исполнять акции по физическому устранению и обеспечивать себе пути безопасного отхода. Мотив понятен: Политковская находилась в оппозиции к действующей власти, ее материалы активно цитировали зарубежные СМИ, ее позиция могла представляться части населения как антироссийская. «Известиям» не раз сообщали о недовольстве в среде военных некоторыми журналистами и политиками. Наиболее активные из них часто собираются узким кругом, обсуждают пути развития России и, возможно, разрабатывают конкретные меры. Примечательно, что в интернете на одном из сайтов нам удалось обнаружить и «расстрельный список» — плакат с фотографиями неугодных экстремистам персон. Последней в списке значится Анна Политковская. «Важна не последовательность, важен факт ликвидации», — говорится в подписи к снимку.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2134