Эксклюзивное интервью с только что утвержденным Верховной Радой главой Госкомтелерадио Украины было записано корреспондентом «ТК» вчера.

Эдуард Прутник, несмотря на свою молодость, уже достаточно известен и в политике, и в сфере медиа. До недавнего времени его называли владельцем канала НТН икуратором медиаресурса Партии Регионов.Избранный народным депутатом по списку Партии Регионов, Эдуард Анатольевич уже сделал следующий шаг в своей карьере: 14 сентября 244 голосами «за» Верховная Рада назначила его председателем Государственного комитета по вопросам телевидения и радиовещания. «Телекритике» удалось пообщаться с Эдуардом Прутником еще до утверждения его кандидатуры.

- Эдуард, завтра, вполне вероятно, состоится утверждение в ВР вашей кандидатуры в должности главы Гостелерадио. Имели ли вы уже разговор с премьером, Виктором Януковичем, в связи с этим? Какие задачи ставятся руководством Кабмина перед Гостелерадио? Есть ли среди них задача обеспечения лояльности СМИ к правительству?

- На самом деле задача ставилась одна – наведение порядка, защита государственных интересов. Именно не правительственных, а – государственных.

- То есть, вы будете укреплять государственное ТВ? Как известно, в предвыборной программе Партии регионов не было обещания по поводу создания общественного телевидения

- Я бы не разбрасывался сейчас терминами - «государственное», «общественное» - как известно, есть много форматов некоммерческого ТВ. Есть Би-Би-Си, есть общественное телевидение Германии, а есть - Канады…. Главное – чтобы это телевидение было качественным, чтобы оно было плюралистичным и чтобы защищало национальные интересы в информационном пространстве. Основная задача, которую я вижу для Гостелерадио – обеспечение информационной самодостаточности государства, на мой взгляд. Для меня не очень понятно, например, почему, имея возможности самим создавать качественный продукт, в реальности мы, чтобы облегчить себе путь, информационный продукт просто покупаем, дублируем или титруем... Имея при этом прекрасную базу съемочную и неплохой ресурс человеческий, профессиональный. Или, скажем, мы знаем, что на территории Украины практически везде идет телетрансляция со стороны каналов соседних государств, а мы не делаем ничего подобного. Мы понимаем, где живут наши граждане, выходцы из нашей страны, где есть украинские громады. Но мы никак ими не занимаемся, никак не доставляем им свою информацию. Они живут только новостями из Интернета или из того, что Евроньюз показал... Это тоже не правильно.

Областные ТРК – тоже вопрос достаточно болезненный, потому что они работают в разном формате. И когда, условно говоря, винницкая телекомпания рассказывает своим жителям о Виннице – это, конечно, хорошо. Но раз мы создаем одно крепкое государство, и пытаемся связать Восток и Запад, то материал, снятый в Виннице, мы должны показать в Кривом Роге, к примеру. Для этого у них должны сходиться форматы, чтобы передавать сигналы...

- То есть, вы за объединение областных ТРК в одну общую систему?

- Да. Я говорил сейчас о технологической совместимости, но и по идеологии это, практически, информационная интеграция. Нужна помощь и печатным СМИ – сейчас никто не знает точно даже того, а сколько их у нас в стране…

- Как известно, большинство медиа-экспертов и организаций, которые играют активную роль в информационном пространстве страны, выступают за розгосударствление и областных ТРК, и имеющихся печатных государственных и коммунальных СМИ. Какова будет политическая позиция политической силы, которую представляете вы? И позиция Гостелерадио под вашим руководством?

- Что вы называете розгосударствлением? Телерадиокомпании давно содержат облсоветы, потому что они являются держателями бюджета. Областной совет – это уже не губернатор, не административный ресурс. Мы уже обсуждали с командой, которая этими вопросами занимается. Разные варианты решения этого вопроса. Один из них – передать и официально, а не только номинально, ОТРК облсоветам. Они платят, пусть они и занимаются ими. Но - тогда теряется государственная линия. Опять-таки, подчеркну - не правительственная, государственная. Я не говорю, как на одном из сайтов было написано, что если прийдет Прутник в Гостелерадио, то он будет заниматься тем, чтобы вынудить СМИ петь оды руководителю правительства. Думаю, что на эту роль можно было найти других людей. Моя роль менеджера – выстроить систему управления государственной информацией.

- Скорее, систему государственной политикив сфере информации. Но многие считают, что те же коммунальные СМИ в итоге подчиняются не громаде, чьи интересы они признаны отстаивать, а конкретно руководителям областных советов, как государственные СМИ – правительству, Президенту, Секретариату – то есть, тем, кто их кормит и кто их «танцует»… Как с этим бороться, если не розгосударствливать?

- Да, один из путей – взять, и на базе их создать общественное телевиденье. Это тот же частотный и технический ресурс. Я просто не готов сейчас конкретно говорить, как это будет. Нужно сначала полностью разобраться. По моей информации, у многих областных ТРК сейчас 2 часа вещания в сутки. Все остальное они роздали… При 2 часах вещания - я не знаю, какое влияние они имеют на население. Кто бы ими не командовал – это уже не важно…

- И все-таки, если речь будет идти о разгосударствлении областных ТРК, их приватизации - будут ли в этом процессе участвовать бизнес-структуры, близкие к Партии регионов?

- А причем здесь Партия регионов? Это что, будет по моему указу проводиться? Даже если они и будут продаваться, у нас будет отработана система продаж. Я уверен, что это будут открытые продажи. А, может, и не стоит продавать... Хотя и в продажах нет ничего плохого. Я не видел ничего, чтов частных руках плохо быработало. Никто не покупает, чтобы уничтожать...

- Вы подчеркиваете, что главное - чтобы именно государство имело свою информационную политику, а не правительство. Каким образом вы в своей деятельности будете находить тонкую грань между интересами правительства, которое, в основном, представляет интересы одной политической силы, от интересов государства?

- Почему одной? Уже как минимум трех.

- Большинство, все-таки, представители одного региона. Будете ли вы готовы, если ваше виденье интересов государства в информационном пространстве будет противоречить тому, что будет предлагаться вашими соратниками, отстаивать интересы государства?

- Не может быть партии одного региона. Серьезная политическая сила не может делить страну по частям и регионам, она должна объединять всю страну. Тем более, что телевидение – это также инструмент не разъединения, а объединения общества и страны. Это мощный интеграционный инструмент. И, кстати, я вам скажу, что мы прошли достаточно большой путь с моими соратниками, и если бы я не знал их взглядов, и не был уверен в том, что то, что я буду делать, будет совпадать с их виденьем проблем Украины и путей их решения, пусть даже они в чем-то будут не согласны со мной по частностям - я бы не пошел.

- Знакомы ли вы уже со структурой Гостелерадио, или нет еще?

- Знаком, и не очень доволен.

- Что вас там не устраивает?

- Эта структура есть сейчас просто для того, чтобы "есть". В смысле значения и проедания бюджетных средств. Она не рабочая. Условно говоря, имея, скажем, базу «Укртелефильма» - и не использовать ее с максимальной возможностью – это грех... На мой взгляд, государство в сфере СМИ имеет потенциал, который должен использоваться лучше.

- Как известно, очень часто слабую базу тех или иных госструктур обьясняют недостаточным бюджетным финансированием. Это, в свою очередь, объясняется тем, что у государства нет денег... Видите ли вы какие-то механизмы того, каким образом государство может эффективно развивать бюджетные СМИ?

- Должна быть просто профессиональная работа. К этому надо идти через свое усердие. Чем больше денег, тем больше их не хватает… Это закон.

- Каковы будут первые ваши инициативы, шаги на посту главы Гостелерадио?

- Прежде всего – нужен мониторинг ситуации в целом, чтобы понять, что происходило в отрасли за эти годы, почему происходило и в чем нужны, прежде всего, кардинальные сдвиги. Ведь, на самом деле, в стране очень хорошо развиты маркетинговые технологие, и ими нужно только грамотно воспользоваться и для отрасли телевидения и радио.

Я в последнее время достаточно много общался со специалистами отрасли, и, скажем, уже знаю, что специалистов в области ТВ и РВ сейчас готовят уже чуть ли кружки при ЖЕКах… Это немного утрированно, но одной из важнейших задач отрасли, по-моему, является сейчас создание системы качественного образования специалистов. Думаю, что мы будем выходить с предложением о создании Национальной Академии телевидения и радиовещания, у которой должна быть мощная как технологическая, так и творческая, образовательная база, в которую нестыдно будет приглашать преподавать специалистов со всего мира…

- Кто будет финансировать подобную академию?

- Сейчас при Гостелерадио есть институт повышения квалификации работников ТВ и РВ. Возможно, академия будет создаваться на его базе – посмотрим. Конечно же, будем привлекать и спонсорские средства – ведь субъектов, заинтересованных в качественных теле-и радиокадрах, в стране предостаточно.

Думаю, что уже давно назрела и необходимость в создании Национального союза работников телевидения и радиовещания – по типу Союза кинематографистов или Союза композиторов… Отрасль то огромная, развивающаяся, и объединять профессионалов для решения множества проблем следует не только через небольшие общественные организации, но и через объединяющий всех национальный профессиональный союз… Это необходимо и для того, чтобы отрасль была не инструментом обслуживания чьих-то интересов, а работала на информационную самодостаточность государства. Нам нужно также понимать, что и государство, и отрасль должны опираться одновременно и на общественные организации, работающие в сфере СМИ, и на бизнес – который тоже выражает интересы мощной прослойки украинских граждан. Объединение интересов государства, общества и бизнеса - вот какую задачу в информационном пространстве страны должен решать такой конституционный орган, как Гостелерадио.

- Как известно, Гостелерадио определяет государственный заказ Первому национальному каналу. Вы уже представляете, как это происходит?..

- В общем – да, а в деталях будем разбираться. Главное – понимать, что госзаказ должен не только отражать интересы государства в телепространстве, но и что он должен быть мобильным и направленным на решение самых актуальных для общества проблем. Конечно же, он должен формироваться «не с потолка», а через проведение исследований, фокус-групп, круглых столов и так далее… То есть, он должен быть не консервативным механизмом, а механизмом актуализации важных для государства и общества проблем через СМИ.

- Как будет обстоять дело с НТКУ? Будете ли вы сторонником смены руководства НТКУ или же вы будете

- Я, вы знаете, не сторонник резких изменений. Если человек профессионально делает свое дело… без вопросов. Меня больше интересует будущее телевиденья. Куда мы идем? К чему мы идем? К каким технологиям?

- Есть ли планы заниматься цифровым телевидением?

- Конечно, есть. У нас есть планы заниматься также концепцией рекламного рынка страны. Из-за того, что у нас такая ситуация с телевиденьем, все разрознено и не имеет конкретных правил игры, мы не можемиспользовать эти деньги в интересах государства. Неправильно. Нужно свыкнуться с мыслью, что телевиденье – это бизнес. Чем лучше телевиденье – тем лучше бизнес. Чем лучше продукт – тем больше привлекаешь денег, тем дороже реклама, тем больше зрителя…

- У вас нет опасения того, что вы, имея привычку работать с бизнесовой структурой, по бизнесовым правилам, сейчас столкнетесь с совершенно иной организацией - политической, системой управления – бюджетной? Сможете ли вы это обьединить эти понимания?.

- Я понимаю, что функционирование Комитета, безусловно, имеет рамки бюджетной организации. Но у нас есть понимание, как работает рынок и телерадиопространство. Нужно создавать условия. То есть, инициировать законы и создавать правила игры.

- Но в последнее время считалось, что Гостелерадио не должно вмешиваться в структуру всего телерынка. Оно должно заниматься сугубо государственными СМИ и функционировать только в этих рамках. Собственно, трудно сказать, что Гостелерадио каким-то образом влияло и на выработку государственной политики в информационном пространстве страны… Вы собираетесь расширить влияние Гостелерадио?

- Это не влияние. Это понимание. У вас же левая рука не живет отдельно от правой. Это же один организм одного государства. Как может УТ-1 жить по другим правилам, чем "Интер"? Пространство одно, рекламный рынок один, деньги те же ходят, люди те же…

- То есть, по вашему мнению, Гостелерадио должно создавать условия, чтобы функционировал нормально весь рынок?

- Весь рынок. Будет расти рынок – будет подтягиваться и государственная часть.

- Тогда как ваши интересы – как собственника канала НТН – будут сочетаться с интересами всей отрасли, установлением правил игры, одинаковых для всех?

- Владея НТН, я строил бизнес. Когда я вошел в список "Партии регионов", я сказал ребятам: "Независимо от того, где я нахожусь, ваша работа не меняется". Когда я шел в депутаты, я честно продал свой пакет акций. К НТНу я сейчас не имею никакого отношения.

- А кому вы продали пакет?

- Инвестиционному фонду. Теперь это их жизнь.

- То есть, вы утверждаете, что сейчас вы не имеете никакого отношения, скажем, к редакционной политике НТН?

- Нет. Конечно, я не могу сказать, что я не общаюсь с людьми, которые причастны к каналу, но точно так же я общаюсь и с десятками других людей...

Поверьте, я живу в нашей стране, я люблю нашу страну, у меня трое детей, которые живут и будут жить в нашей стране, и я хочу, чтобы им было не стыдно за все то, что делал их отец.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1756