Свое первое и, видимо, единственное в качестве президента большое африканское турне Владимир Путин завершил вчера в Марокко. Визиты не должны превращаться в политический туризм, говорил он днем раньше в Кейптауне. И, возможно, чуть покривил душой - марокканская монархия по большому счету стоит того, чтобы на себе испытать все прелести ее церемониала.

Марокко - одна из немногих оставшихся настоящих монархий. Полномочия короля почти не ограничены - он и министр обороны, и глава Генштаба, и начальник военной жандармерии. В стране действует запрет на критические высказывания в адрес королевской семьи. А как иначе - монарх принадлежит к династии Алауитов, которые считают себя прямыми потомками пророка Мухаммеда по линии его дочери Фатимы.

Первую встречу с Путиным Мухаммед VI назначил на площади перед королевским дворцом. На сорокаградусной жаре выстроили сначала четырех туарегов в высоких сапогах и шерстяных накидках, затем роты почетного караула и оркестра (белые шаровары, синие фески), а потом уже членов делегаций в строгих черных костюмах. Российские чиновники ожидание под палящим солнцем выдерживали с трудом. Глава Минюста Владимир Устинов тщетно пытался прикрыться листочком белой бумаги. Возможно, в этот момент он вспоминал о том, что вместе с должностью главы Минюста получил и статус сопредседателя российско-марокканской межправительственной комиссии. Значит, в королевстве ему теперь придется бывать нередко.

Самым тяжелым испытанием для чиновников стал процесс рукопожатий президента и короля с членами делегаций. Первыми не выдержали, как ни странно, не гости, а хозяева. В тот момент, когда Путин и Мухаммед наконец добрались до россиян, на другом конце шеренги упал в обморок лидер одной из марокканских партий и по совместительству госминистр без портфеля Аббас аль-Фаси. Все, чем смогли ему помочь, - это затащить в тень, под подиум для телеоператоров. После этого российским журналистам, у которых перед входом на площадь изымали все, вплоть до мобильных телефонов и личных фотоаппаратов, жаловаться уже ни на что не приходилось.

Мухаммед VI считается весьма прогрессивным королем. Что не мешает ему изо всех сил воздерживаться от общения с прессой: монарх не только почти не дает интервью и пресс-конференций, но и вообще предпочитает видеть вокруг себя поменьше людей с телекамерами и блокнотами. Даже во время официальных протокольных встреч с лидерами других государств Мухаммед предпочитает обходиться без слов. Но ради Путина исключение все-таки сделал - поблагодарил гостя за то, что он нашел время посетить его королевство.

Шопинг по-королевски

В ходе визита Владимира Путина были подписаны соглашения о сотрудничестве в области морского рыболовства, карантине растений, культурном и научном сотрудничестве и развитии туризма: Марокко сохраняет безвизовый режим для россиян, однако, по оценкам экспертов, поток наших туристов гораздо меньше, чем мог бы быть.

Когда-то Марокко закупало военную технику у СССР, но, обидевшись на поддержку Москвой соседнего Алжира, от всего советского отказалось. Первые проблески интереса появились в 2005 году, когда "Рособоронэкспорт" подписал контракт на поставку шести зенитных пушечно-ракетных комплексов "Тунгуска-М1". Сумма сделки оценивается в $100 миллионов, и, по некоторым данным, король хотел бы военные покупки продолжить. Как объяснил "Известиям" источник в российской делегации, здесь очень ревностно отнеслись к последним приобретениям Алжира, который недавно купил у России крупную партию авиатехники, включая Су-30. К тому же у Марокко есть свои персональные сепаратисты - так называемый "фронт Полисарио" в регионе западной Сахары. Так что не исключено, что за первым визитом главы российского государства (до этого здесь был только Брежнев) последуют и новые контракты.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1629