О безвизовом режиме с ЕС в Украине говорят так долго, что эта тема успела набить оскомину. Но разговоры – это одно, а выполнение «домашнего задания»  – совсем другое. И если недостатка в первом нет, то со вторым возникли сложности. А «экзаменаторы», то есть члены экспертной миссии ЕС, приедут совсем скоро. От того, что они увидят, будет зависеть, отправят ли нас на очередную «пересдачу» или все же, возможно, решат отменить визы. 

В том, сколько времени осталось у Украины до сдачи «домашки», насколько реален этот дедлайн, и на каких моментах есть опасность «проколоться», разбирался ForUm.
Надежды на получение безвизового режима с ЕС на весеннем саммите в Риге не оправдались. Вместо долгожданного решения Украина получила ряд замечаний и уверение в том, что вопрос об отмене виз отодвинут до тех пор, пока не будут выполнены все выдвинутые условия. Впрочем, много времени на выполнение «домашнего задания» от Евросоюза у нас нет. А с 23 июня, к слову, для украинцев усложнили правила получения шенгенских виз. Но, несмотря на это, не видно и явных результатов «бурной деятельности». Иногда создается ощущение, что Украина как самоуверенный студент собирается выучить и сделать все на свете в последнюю ночь перед экзаменом.

В том, сколько времени осталось у Украины до сдачи «домашки», насколько реален этот дедлайн, и на каких моментах есть опасность «проколоться», разбирался ForUm.

Что мы имеем?

План действий по либерализации визового режима Украина получила от ЕС еще 22 ноября 2010 года. Приняв этот документ, страна обязалась выполнить две его фазы: законодательную и имплементационную, иначе говоря, теорию и практику. С теоретической частью справиться удалось. Об этом Совет ЕС объявил еще в июне 2014 года. А вот с практикой возникли проблемы, из-за которых, собственно, и не сбылись надежды на Рижский саммит. И, судя по всему, дело снова застопорилось.

Выступая на заседании парламента 19 июля, глава МИД Павел Климкин сообщил, что Еврокомиссия считает полностью выполненными только два из 15 пунктов плана по либерализации визового режима с Евросоюзом. «Из 15 направлений, которые были оценены, два считаются полностью выполненными, восемь - почти выполненными, четыре - частично выполненными с очень хорошей перспективой для дальнейшего прогресса, и одно направление является частично выполненным», - сказал министр.

Сам План действий предусматривает выполнение ряда критериев в четырех основных сферах: безопасность документов, удостоверяющих личность, в том числе биометрических, управление миграцией, включающее противодействие нелегальной миграции и реадмиссию, поддержание общественного порядка и безопасности, а также обеспечение фундаментальных прав и свобод. К слову, главным успехом на пути к безвизовому режиму МИД считает введение биометрических загранпаспортов для украинцев. Впрочем, во всем остальном нужно проделать еще немало работы, и осталось на это всего несколько месяцев.

 «У нас есть четкая договоренность относительно экспертных миссий Евросоюза, сегодня состоится следующий тур переговоров в рамках видеоконференции. Есть договоренность насчет 15 декабря как окончательной даты, когда Европейский Союз предоставит полный и четкий отчет, что сделано Украиной», -  сообщил Климкин на том же заседании ВР. 
Правда, перед публикацией отчета результаты работы Украины еще нужно будет оценить, а потому реальный крайний срок для демонстрации результатов работы наступит не 15 декабря, а намного раньше.

«В сентябре 2015 года состоятся визиты экспертных миссий ЕС по оценке выполнения Украиной критериев второй фазы Плана действий по либерализации ЕС визового режима. По результатам работы этих миссий Европейская Комиссия подготовит соответствующий Доклад. Предложение Европейской Комиссии о включении Украины в перечень государств с безвизовым режимом поездок в страны ЕС будет зависеть от выводов этого доклада. Таким образом, Украина должна до сентября 2015 года обеспечить выполнение основных задач Плана действий для получения положительного результата», - сообщила в ответе на официальный запрос ForUm`a заместитель директора Департамента политики и коммуникаций – начальник управления связей со СМИ МИД Украины Елена Ващенко.

Можно ли успеть?

О том, насколько реальным выглядит дедлайн в сентябре и что может помешать подготовиться к приезду мониторинговой миссии, ForUm поинтересовался у украинских экспертов.
«Все реалистично. Безусловно, реалистичным все было и полгода назад, если бы наше правительство выполняло все то, что мы должны были выполнить. К большому сожалению, этого не произошло, причем не из-за позиции Европейского союза, а из-за нашей безответственности и разгильдяйства. Наконец-то в наивысших эшелонах власти это увидели и начинают принимать меры. На днях прошло совещание у президента, где очень четко и ясно были расставлены точки над «і». Поэтому, думаю, что уже после того как эти технические вопросы вынесли на уровень президента, дальше уже отступать просто некуда. Если это и сейчас не будет выполнено, то это будет удар по репутации самых высоких эшелонов нашей власти. Поэтому я все-таки надеюсь, что все будет сделано. При желании это можно спокойно сделать», - считает экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.

«Что нам нужно сделать? Не нужно «открывать Америку». Нужно просто взять предыдущий отчет, врученный нам Европейской Комиссией. Там расписано все до деталей. Работы не много, она подъемная. Главное, чего не хватало, - это политическая воля. Сейчас же «ускорение» задано. Потому я верю, что до конца августа весь пакет заданий будет выполнен. В этом пакете нет неважных пунктов. Каждый из них обоснован, нельзя говорить, о какой-то предвзятости. Естественно, есть и общие формулировки, которые позволяют сказать, что, например, в целом у нас, скажем, с миграционной политикой все плохо. Но думаю, что таких вещей мы не услышим и не увидим по одной простой причине: ЕС уже дал «зеленый свет» Молдове, а мы ничем не хуже граждан этой страны в этом плане. Просто Молдова все свои вопросы на самом деле решила. Я бы не делал здесь кого-то виноватым. Просто нужно сделать то, что необходимо и поставить в этом деле большую точку. Процесс тянется неоправданно долго, это уже за рамками нормального восприятия», - подчеркнул он.

Менее оптимистично настроен политолог Юрий Палийчук, считающий, что «затормозить» процесс выполнения рекомендаций Еврокомиссии может Верховная Рада, предпочитающая не работать летом.

«Дедлайн до сентября выглядит не совсем реальным хотя бы потому что в этот период (летом. - Ред.) не будет работать Верховная Рада. Мы получили негативный результат на саммите в Риге потому что по многим вопросам не была готова Государственная миграционная служба, а также не была принята соответствующая законодательная база. «Подогнать в шею» ГМС, чтобы они быстрее устанавливали терминалы для считывания биометрических паспортов и проводили защищенные линии связи в летний период еще можно. А заставить в этот же период времени работать Верховную Раду представляется маловероятным. Потому я бы говорил о том, что более реальный дедлайн по выполнению Украиной «домашнего задания» по безвизовому режиму – это конец 2015 года, но уж никак не сентябрь этого же года. Возможно, в сентябре миссия ЕС каким-то образом скорректирует План действий и график, но, боюсь, что отмечать какой-то прогресс будет слишком рано», - считает он.

«Есть ряд пунктов, касающихся начала работы Антикоррупционного бюро, которая, если мне не изменяет память, должна стартовать только в октябре. Есть также пункт, касающийся принятия так называемого антидискриминационного законодательства. С этим как раз могу возникнуть проблемы в парламенте. Последняя акция секс-меньшинств в Киеве показала, что, по крайней мере, в составе коалиции, есть люди, которые за это не то что не будут голосовать, а будут всячески оказывать этому сопротивление. Голосование за антидискриминационные законы – это вообще отдельная тема для политических торгов, которые не факт, что будут проведены до сентября. Традиционно, когда начинается избирательная кампания, каждый больше печется о своем личном рейтинге и имидже. Если определенные голосования будут противоречить каким-то программным идеям определенных партий, даже если те входят в коалицию, то, здесь также могут возникнуть проблемы», - заключил Палийчук.

В то же время, политический аналитик Владимир Горбач полагает, что получить положительный вердикт от европейских экспертов в сентябре можно, при условии приложения усилий.
«Срок до сентября, в принципе, реалистичный, но требует напряжения и самодисциплины со стороны исполнительной власти Украины, как минимум. Тяжело сказать, что более актуально. Технически наличие контроля над границей в Донецкой и Луганской областях не влияет на безвизовый режим. Безвизовый режим все равно осуществляется по паспортам, которые идентифицируют личность гражданина Украины. В принципе, согласно договору и Плану действий возобновление контроля над всем периметром госграницы не является обязательным моментом», - сказал он.

Вместе с тем, список задач не заканчивается. По мнению научного директора Института евроатлантического сотрудничества Александра Сушко, нужно еще скорректировать миграционное законодательство, запустить Антикоррупционное бюро и так далее. 

«Если все органы, от которых это зависит, сосредоточатся и дружно возьмутся за работу, то этих временных рамок достаточно, чтобы выполнить основные требования. Потому, в принципе, такая дата (сентябрь 2015 года, - Ред.) приемлема. Но здесь нужна слаженность. Например, часть работы должен выполнить парламент, приняв некоторые законы. Речь идет о коррекции законодательства о беженцах, об обеспечении прав иностранных соискателей убежища, а также о преодолении дискриминации в  трудовых отношениях, о внесении некоторых изменений в КЗоТ. Также нужны изменения в законодательство, регулирующее внутренние проблемы, касающиеся обеспечения прав внутренних переселенцев, которых у нас уже больше миллиона», - отметил Сушко.

«Но в основном речь сейчас идет об имплементации Плана действий. На первое место я поставил бы антикоррупционное законодательство, как, кстати, и указано в отчете Еврокомиссии, опубликованном 8 мая. Речь идет об имплементации уже принятых антикоррупционных законов, о полноценном запуске Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по предотвращению коррупции, которые пока что находятся только в стадии формирования, и процесс становления этих органов непростой. Кроме этого необходимо обеспечить независимость антикоррупционной прокуратуры и ввести политику конфликта интересов. Еще есть требование по внедрению законодательства о финансировании политических партий. Ведь, как известно, теневое финансирование партий является одним из источников политической коррупции. Понятно, что есть еще и дополнительные вопросы, которые содержатся в отчете Еврокомиссии. Но если сосредоточиться, то можно достичь хороших результатов даже за те месяцы, что остались до приезда в Украину первых оценочных миссий», - добавил эксперт.

По мнению Сушко, косвенно препятствием для получения безвизового режима может стать и война в Украине.

«Проблемы могут возникнуть, если отдельные члены ЕС слишком придирчиво будут относиться к росту миграционного потенциала Украины. Политика визовой либерализации планировалась, когда в стране не было войны. А сейчас, страны ЕС, которые, так сказать, не очень проукраинские, могут воспользоваться этим поводом, чтобы попробовать оттянуть принятие решения о безвизовом режиме. То есть, даже если Украина выполнит все необходимые критерии, то возникнут политические дискуссии и эти страны могут поднять вопрос о росте количества беженцев из Украины. И это правда – в Европе существенно выросло число беженцев и лиц, ищущих убежища, с украинскими паспортами. Понятно, это не способствует быстрому решению нашего вопроса с безвизовым режимом», - отметил Сушко, добавив, что также следует уделить внимание организации надлежащего контроля за пересечением линии разграничения на Донбассе.

Для Украины попадание в «безвизовый» список стран, означает не только расширение возможностей для граждан. Это еще и вопрос улучшения имиджа на международной арене, а также все вытекающие из этого бонусы. История с реализацией Плана действий тянется уже достаточно долго, а шансы на попадание в заветный список тают с каждым отказом. И сколько еще попыток осталось – неизвестно. Зато известно, сколько осталось времени на то, чтобы «напрячься», как выражаются эксперты. Конечно, многие студенты надеются подготовиться к экзамену за последнюю ночь. Но многим ли потом удается не «завалить» его?

 

Валентина Дудко, ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1485