В начале марта Украина и США подписали протокол о взаимном доступе на рынки товаров и услуг, необходимый для вступления страны в ВТО. Украинский официоз немедленно объявил о глобальном прорыве, записав успешное решение этого вопроса в свой политический актив. Многие конкуренты «оранжевых» сильно огорчились такому повороту событий и даже обвинили Америку в начесной игре - помощи «помаранчевой» власти в предвыборной борьбе.
Если смотреть на вещи трезво, нужно исходить из факта неизбежности интеграции национальной экономики в глобальную систему торговли. Вместе с тем, если страна будет интегрироваться без выверенной стратегии интеграции, вхождение в ВТО обернется серьезными и непрогнозируемыми деформациями не только в экономике, но и в политике, и в социальной сфере страны. Примечательно, что период пребывания страны “за рамками ВТО” так и не был использован властями продуктивно для минимизации шокового удара, реальность ощутимость которого из-за ужесточения правил приема новых членов со временем будет только возрастать.
Безусловно, ВТО нацелена на обеспечение максимальной конкуренции в международной торговле. В условиях глобализации и без того небывало обостряющей конкуренцию и превращающей ее из эффективного средства оздоровления слабых в не менее эффективный инструмент их уничтожения, эта благая цель объективно подрывает конкурентоспособность большинства неразвитых стран, лишая их не просто доходов, но самой возможности развития. Именно такая перспектива была определяющей для процессов, превративших ВТО, наряду с МВФ, в один из основных объектов антиглобалистского движения. Логичным является мнение, что по своей важности вступление в ВТО уступает, или точнее, производно от процедуры глобального «самоопределения»” власти. Наше государство пока не приспособлено к требованиям ВТО главным образом потому, что государственное регулирование экономики не стало инструментом проведения нужной стране политики. Оно остается способом зарабатывания денег нищим и коррумпированным чиновничеством, – так комментируют экономисты стихийные усилия чиновников влиться в ряды влиятельного торгового сообщества. Другими словами, государственное регулирование носит фиктивно-демонстративный характер: оно избыточно там, где без него можно легко обойтись, и недостаточно как раз там, где необходимо. К последней сфере относится и внешняя торговля. Как следствие, реальная защита рынка осуществляется перекрестным субсидированием, коррупционными и бюрократическими барьерами.
И именно по этим причинам власть не может отстоять ни перед парламентариями, ни перед западными партнерами, якобы, государственные приоритеты страны. Так до последнего времени, несмотря на все усилия президента и премьера, народные избранники упорно не соглашаются отменять отдельные отраслевые льготы и субсидии. Камнем преткновения остается государственная поддержка аграриев и экспортеров сельхозпродукции, а также открытие отечественных финансовых рынков для зарубежных компаний.
Поскольку консенсуса с парламентариями правительство так и не достигло, им была избрана тактика отсрочек и выжиданий. Например, выяснилось, что принятие так необходимых для ВТО законов совсем не обязательно для формального членства в организации. Более того, на переговорах с представителями Еврокомиссии в феврале украинская делегация подняла вопрос о необходимости введения для страны пятилетнего льготного периода, который позволил бы Украине принять все необходимые для вступления в ВТО законы уже после присоединения к организации. Иными словами, правительство хочет «обойти» спорные законы, чтобы двигаться дальше в переговорном процессе, не обращая внимания на блокирующие действия депутатов.
Очевидно, такая же позиция доминировала и в переговорах с представителями США. Впрочем, за мнимыми успехами украинской делегации скрываются существенные уступки, на которые пришлось пойти чиновникам для достижения высоких политических целей правительства. Как стало известно, в специальном приложении к протоколу, который подписала украинская сторона, Украина обязуется выполнить все требования, предъявленные США, но с отсрочкой: в основном речь идет о сокращении субсидирования агропромышленного комплекса, снижении ввозных пошлин на автомобили и вывозных — на металлолом. Иными словами, США в качестве «подарка» согласилась на обычную для ВТО процедуру отсрочки полной либерализации торговли - до принятия новым составом парламента необходимых законодательных изменений. Фактически такие же условия доступа на рынки будут предложены и другим неуступчивым переговорщикам: Австралии (требующей от нас увеличения импортной квоты на сахар-сырец), Армении, Кыргызстану (пересмотр антидемпинговой пошлины в отношении импорта электрических ламп кыргызского производства, погашение задолженности украинских предприятий, образовавшейся еще во времена Союза), Панаме (снижение импортных пошлин на какао-бобы, тропические фрукты и пальмовое масло) и Тайваню.
Но стоит так уж радоваться достигнутым правительством успехам? Согласно общему правилу, многократно и всесторонне подтвержденному мировой практикой, в страны с относительно неблагоприятным инвестиционным климатом (а относительно США, Ирландии, Сингапура, Канады и некоторых других стран инвестиционный климат остальных государств, а не только постреволюционной Украины, кажется неблагоприятным) инвестиции приходят в массовом порядке, только если в них не могут прийти товары. Исключения из этого правила локальны и лишь подтверждают правило.
Между тем вступление в ВТО открывает внутренний рынок именно для товаров, тем самым, закрывая его для инвестиций. Кроме того, вступление в ВТО искореняет "принуждение к инвестициям", под которое попадает более 80 нормативных актов, включая освобождение от налога на прибыль части инвестируемых средств. С учетом этого весьма забавно выглядят заклинания наших либеральных радетелей за инвестиции, толкающих Украину в ВТО. По их мнению, вступление в ВТО нужно потому, что наша промышленность потребляет много импортных комплектующих и страдает от демпинговых пошлин. Правы они в одном: после вступления в ВТО промышленность действительно перестанет страдать, и не только от пошлин. Как говорят, "отмучается". Именно дилемма "либо товары, либо инвестиции" - причина известного, но замалчиваемого феномена резкого замедления развития после вступления страны в ВТО.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом