С 1 июля потребителей жилищно-коммунальных услуг поджидает сомнительное удовольствие получить платежки с новыми, увеличенными суммами, которые теперь будет необходимо платить за воду, электричество, газ и отопление.
И все это аккурат в то время, когда гривна «обвалилась», зарплаты не выросли, а события на востоке страны становятся все страшнее и страшнее.
Сколько теперь надо вынуть из кармана за коммунальные услуги, изменит ли это подорожание ситуацию с качеством услуг, как можно защититься от разорения в связи с повышением тарифов ЖКХ - разбирался ForUm.
Цена вопроса
Образно говоря, повышение тарифов на разные виды коммунальных услуг нанесло 3 удара по карману потребителей.
С 1 мая подорожал газ. Раньше газовые тарифы составляли от 72,54 коп. до 268,56 коп. за кубометр при наличии счетчика и от 79,80 коп. до 295,41 коп., если счетчика нет. По новым «правилам», они составляют от 108,9 коп. до 364,5 коп. при наличии счетчика и от 119,7 коп. до 401,1 коп. без счетчика. В среднем цены выросли на 56%.
Таким образом, до повышения средняя семья из 3 человек, потребляющая не более 2500 кубических метров газа в год (при наличии счетчика), платила за него 151 гривну в месяц, после подорожания эта сумма составила уже 226 грн. Это при условии минимального потребления газа. В этом случае, для отопления помещения, оно не должно превышать 400 кубических метров в месяц. Если же зима суровая, соответственно, расход увеличивается. Так, согласно дифференциации цен на газ, при условии потребления больше, чем 2500 кубометров в год, цена «голубого топлива» составит 178 коп. за метр кубический при наличии счетчика и 196 коп. - в случае его отсутствия. Таким образом, даже потребляя 3000 кубометров газа в год, заплатить за него придется, в среднем, уже 445 гривен в месяц.
С 1 июня платить больше стало необходимо и за электричество. На сайте Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, представлена большая сравнительная таблица со старыми и новыми тарифами на электроэнергию. Согласно этим данным, расчёт производится на основании объема фактически потребленной электроэнергии. Так, если ранее вы тратили до 150 кВт∙ч электроэнергии в месяц, то платить нужно было 4,2 грн. (по 28,02 коп. за 1 кВт∙ч), после повышения это уже - 30,84 коп. за кВт-ч, или 4,6 грн. в месяц. Тариф вырос на 10%. А вот если потребление электроэнергии составляет больше 800 кВт∙ч в месяц, то тут тариф «подскочил» на 40%, и за месяц из расчета 134,04 коп. за кВт∙ч нужно будет заплатить 1072 грн. вместо 768.
В глаза бросается разница между тарифами в зависимости от количества потребленного. Более того - даже специалисты жилищно-коммунальной отрасли не считают существующую дифференциацию цен на электричество и газ совершенной.
«Во всем мире существует практика, когда чем больше потребляет абонент - тем меньше для него тариф. У нас же, почему-то, наоборот. На мой взгляд - это ситуация, которую нужно будет исправлять в будущем», - говорит начальник управления ценовой политики Департамента экономики и инвестиций Киевской государственной городской администрации Василий Яструбинский.
С 1 июля подорожание добралось и до водоснабжения с водоотведением. А также - повысились тарифы на отопление.
Для каждого региона цифры разные. По данным Нацкомиссии по государственному регулированию в сфере коммунальных услуг тарифы на водоснабжение выросли на 85%, на водоотвод – на 105%, а на водопотребление (когда услуга подачи и отвода воды составляет одну цену) – на 94%. В цифрах это значит – за воду украинцы станут платить больше на 18-76 грн. Теплоснабжение для населения подорожало, в среднем, на 40%. Однако, в некоторых регионах эта цифра выше: в Донецке, например, за тепло теперь придётся выкладывать на 97,91% больше, в Киеве - на 74,26%. Стоимость гигакалории тепла, при наличии счетчика, с июля повысилась с 224,3 до 314,2 грн., без него - с 3-3,2 до 5,2-5,6 грн. за метр площади. Кубометр горячей воды теперь вместо 16,24 грн. стоит 28,32 грн. При приблизительном подсчете новые тарифы привели к тому, что семье из двух взрослых и двух детей, проживающих в 3-комнатной квартире площадью 70 кв. м., за тепло и горячую воду нужно платить больше на 320—335 грн. в месяц. Но и это еще не все. Нацкомуслуг приняла решение о том, что отныне плата за отопление будет насчитываться и производиться только в отопительный период. То есть, если до повышения тарифов существовала, например, в Киеве, своеобразная «рассрочка» в оплате за теплоэнергию, то есть - просчитывалось фактическое потребление тепла из расчета за квадратный метр жилья, и сумма за год делилась на все 12 месяцев, то теперь такой вариант оплаты действовать перестанет. Потому с началом отопительного сезона суммы в платежках вырастут еще внушительней.
В Департаменте экономики и инвестиций КГГА посчитали, как изменится после повышения тарифов числовое выражение оплаты за жилищно-коммунальные услуги для обычных столичных квартир. За основу брались среднестатистические квартиры: 1-комнатная - 31 квадратный метр с проживанием 1 человека, 2-конатная - 46 квадратных метров и 3 человека, 3-комнатная - 66 квадратных метров и 4 человека проживающих.
Из данных подсчета следует, что оплата 1-комнатной составила, в неотопительный период - 260 гривен в месяц, в отопительный - 560, тогда как ранее эта сумма равнялась 289 гривен ежемесячно. Плата за 2-комнатную из 571 гривны изменилась на 622 в неотопительный, и 1048 гривен - в отопительный сезон. По 3-комнатной квартире - из 803 гривен ранее плата выросла до 861 гривны в неотопительный, и 1471 - в отопительный период.
Чей наполнится «карман»
Насколько своевременно это повышение сейчас? Ведь в стране сложный период, гривна девальвировала, зарплаты не выросли. Эксперты считают, что это решение имеет более выраженную политическую необходимость, нежели экономическую.
«На самом деле Украина имеет перепроизводство электроэнергии. Например, в Киевской области производится энергии где-то на 30-35 процентов больше потребности. То есть, эти 30-35 процентов идут бог знает куда. Поэтому говорить о необходимости поднятия - нет никаких оснований.
Я рассматриваю это как определенное давление олигархов на новую власть, для того, чтобы сохранить свои монопольные, олигархические позиции. Рациональных причин для повышения тарифов нет», - считает директор Института города Александр Сергиенко.
Юрист Татьяна Монтян также не видит в повышении тарифов положительных моментов.
«Национальный регулятор, когда устанавливает стоимость гигакалории, кубического метра горячей воды и квадратного метра отапливаемой площади, не имеет полной информации о расходах и доходах монополистов, для которых нам устанавливают тарифы. Потому что они (монополисты - ред.) не обязаны демонстрировать свою полную бухгалтерию. А когда спрашиваешь подробнее об их доходах и расходах, они пишут - «Это коммерческая тайна». Поэтому сказать точно - действительно ли следовало повышать тарифы, экономически обоснованы ли они, - невозможно. До тех пор, пока монополисты не будут обязаны открывать полностью всю свою бухгалтерию - на этот вопрос не ответит никто. Безусловно, повышение сделано по требованию МВФ, но и МВФ не контролирует реальные доходы наших монополистов. Мое мнение - все тарифы у нас устанавливаются по принципу «не очень много, чтобы народ не взбунтовался, но и не так мало, чтобы монополистам хватило на хлеб с икрой», - считает Монтян.
Платим по-европейски, зарабатываем - по-нашему
В своем стремлении срочно попасть в избранный круг европейских стран наше правительство избрало способ оплаты этого пути, почему-то, за счет выворачивания карманов украинцев. Как ранее сообщалось в СМИ, повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, кроме всего прочего, должно приблизить Украину к тому уровню платы за ЖКХ, который принят в Европе, - таково одно из требований экономической части небезызвестного соглашения с ЕС. И можно было бы радоваться такому прямому соприкосновению с развитой Европой, если бы не одно огромнейшее «но»: зарплаты-то наши совершенно не приблизились к европейским цифрам.
Согласно исследованиям «Инвестгазеты», проведенным на основе данных Федерации европейских работодателей и Евростата в марте 2014 года, расходы на оплату ЖК услуг в европейских странах составляют, в среднем, 150 евро в месяц для семьи из 3 человек. Среднестатистическая украинская семья до «3 ударов по карману» тратила на оплату коммунальных услуг, в среднем, около 300 гривен, или же 18,6 евро (по курсу 16,1 по состоянию на 7.07.14). После повышения тарифов (в среднем, все подорожало в 2 раза) - теперь цифра эта будет 600 гривен, или 37,2 евро. Однако, при этом прожиточный минимум, например, в Германии составляет 1300 евро, а в Украине - 88,53. Минимальная заработная плата в Германии - 1442 евро. В Украине она составляет 1218 гривен, или , приблизительно, - 76 евро . Таким образом, путем несложных вычислений, получаем «замечательно» справедливые соотношения между зарплатой и платой за услуги ЖКХ: 10 процентов от дохода тратят на «коммуналку» в Германии, и почти 49 процентов - в Украине. Справедливости ради рассчитаем такое же процентное соотношение для менее развитой европейской страны, нежели Германия. Например, для Греции, остающейся все еще кризисной страной. Там минимальная зарплата - на уровне 675 евро. И при среднем размере расхода - все те же 150 евро, в Греции, таким образом, плата за коммунальные услуги составляет 22% от зарплаты.
Будет ли качество
Ладно, привели тарифы к европейскому уровню. Но цифры поменять в бланках просто. А как быть с качеством услуг? Неужели за текущую из крана ржавую, или - за горячую воду, которой нет-нет - да и вовсе нет, теперь нужно будет платить еще и в 2 раза больше?
Компании, поставляющие жилищно-коммунальные услуги, уже давно сетовали на то, что в Украине тарифы, в силу политических причин, годами не меняются в сторону увеличения. Мол, потому эти самые компании не могут ни содержать свои хозяйства на достаточном уровне, ни думать о развитии и усовершенствовании. И вот - ура-ура! - Национальная комиссия по госрегулированию цен в сфере коммунальных услуг повысила тарифы, заявив, что они на данный момент являются экономически обоснованными. Однако, по словам Василия Яструбинского, таковыми они являются именно на данный момент. И нет гарантии, что экономическая ситуация в стране через три месяца не станет таковой, что и тарифы в очередной раз «придут в негодность».
«Что такое экономически обоснованный уровень - это те экономические отношения, которые есть по состоянию на сегодняшний день. Но и в нынешних тарифах не учтен, особенно в тарифе на холодную воду, доход. То есть - какого-то «запаса прочности» у этих тарифов нет. В них не учтены расходы на модернизацию, недостаточно учтены расходы на инвестиционную составляющую. То есть - предприятия покрывают только текущие расходы, не имея резервов для развития», - уточняет эксперт.
Таким образом, улучшение качества услуг нам не гарантируют. И даже не обещают.
Еще более категорично не верит в улучшение качества коммунальных услуг Александр Сергиенко: «У нас никогда качество не улучшалось. Чтобы оно улучшилось, надо, во-первых, ввести четкие параметры качества, а во-вторых - обеспечить механизм контроля. А этого нет. По воде, например: у нас до сих пор нет стандарта питьевой воды, нет мониторинга за ее качеством. Кроме того, все нормативные документы у нас выписаны однобоко, в пользу коммунальщиков. Доказать свою правоту потребителю, то, что он пострадал от некачественных услуг, практически невозможно».
С экономической обоснованностью тарифа эксперт тоже не согласен, по его словам основа методики, по которой рассчитывали новые тарифы - ложная, потому что там заложен принцип учета всех валовых расходов не на производстве, а вообще на предприятии. При таких условиях предприятие не заинтересовано снижать себестоимость, то есть - цену продукции. А во всем мире действует прямо противоположный принцип.
«Тариф естественных монополий - это не экономическая, а социально-экономическая категория. Плата за воду или тепло - это всегда компромисс между возможностью населения платить и возможностью производителя производить. А у нас этот баланс всегда повернут в сторону производителя», - делает неутешительный вывод специалист.
Не убудет ли плательщиков
Несмотря на сложную ситуацию, специалисты не говорят о том, что начнутся массовые неплатежи от населения. Так Василий Яструбинский сообщил, что в столице ожидают снижения уровня оплаты за коммунальные услуги, но связаны они с ежегодным сезоном отпусков, а не с повышением. Уже в сентябре, по его словам, все вернется в норму.
Да и украинцы пока не готовы к открытой конфронтации с коммунальщиками, они еще не осознали всю «дороговизну момента».
«До сих пор при таком «ползучем» росте тарифов такого не было (массовых неплатежей от населения - авт.). Люди, в основном - малообеспеченные, понимают, что если они месяц не заплатят, то в следующий раз им платить двойную сумму за услуги будет трудно. Поэтому у нас статистика из года в год показывает, что население платит в 96-98% случаев. В мае, вообще, две трети областей показали плату по начисленным суммам более 100 процентов, потому что люди погашали долги предыдущих периодов. Но такие случаи, когда люди массово перестанут платить - возможны. В знак протеста, в знак какого-то резонансного события. Таким событием может стать повышение тарифов на тепло, которое люди почувствуют в октябре, когда придут платежки за октябрь. Это может вызвать общественное возмущение», - прогнозирует Александр Сергиенко.
Тарифы и «ветряные мельницы»
Получается, украинцев обрекают на очередную добровольно-принудительную тарифную каббалу. Возникает желание защитить такие-сякие доходы семейного бюджета. В связи с чем - логичный вопрос: может ли рядовой потребитель оспорить свое нежелание платить по повышенным тарифам, например, в суде? Ведь за горячую воду нужно будет заплатить на 110 % больше. А в кране воды нет. Либо вообще, либо периодически. Не говоря уж о качестве.
«Обжаловать можно. Но положительный результат, скорее всего, будет нулевой. Вся система законодательно построена в пользу производителя-коммунальщика. Неужели «Киевэнерго» или водоканал, с их стомиллионным оборотом, не найдут юриста, который вас просто замучает в тех судах?», - отвечает иронично-риторическим вопросом Александр Сергиенко.
Татьяна Монтян уверена, что если в кране нет горячей воды, то национальный регулятор в этом никак не виноват, и подавать на него в суд не имеет смысла, поскольку его состав определяется теми политиками, которых люди выбирают на выборах.
«Конечным потребителем для монополистов является как раз население. ЖЭКам осталось только обслуживание внутридомовых коммуникаций. На ЖЭК можно подавать в суд, только если они плохо обслуживают коммуникации. Но тут вопрос - что мешает создавать ОСМД и самим заниматься обслуживанием своих коммуникаций, которые являются общей собственностью всех совладельцев дома? Если не хотите, вас устраивает, как вас обманывает ЖЭК - ваши проблемы”. Именно в самостоятельном обслуживании собственного жилья правозащитник видит выход для потребителей - спасти нас можем только мы сами.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом