За месяц до выборов в парламент обнародована версия о причастности экс-премьера Юлии Тимошенко к деятельности Семена Могилевича, который, по версии ФБР, считается самым опасным преступником современности.

Авторы материалов утверждают, что лидер БЮТ продалась Могилевичу и долгие годы лоббирует интересы компании «Итера», которая контролируется известным криминальным авторитетом. Отсюда они делают вывод, что Тимошенко не только знакома с представителями Могилевича или с ним лично, но и защищает их интересы.

К сожалению, ни в одном из материалов, в которых говорится о связи Тимошенко с Могилевичем, нет ссылок на конкретные документы, и не приводятся фотографии, которые могли бы подтвердить достоверность теории. Поэтому можно предположить, что материалы являются классическим примером «слива компромата» в канун парламентских выборов. Тем не менее, некоторые факты действительно могут быть истолкованы не в пользу Тимошенко, которая построила свою избирательную кампанию на обвинениях компании «Росукрэнерго» в связях с тем же Могилевичем. Авторы (о связях Тимошенко с Могилевичем писали, в частности, «Коммерсант-Украина» и газета «Экономика.com.ua) делают упор на непрямые доказательства связи политика с криминальными кругами. Указывая на целый ряд совпадений, они пытаются доказать связь Могилевича с компанией «Итера», интересы которой лоббировала Тимошенко.

Изложим некоторые факты, приведенные в публикациях. В 1996 году, когда пост премьер-министра в Украине занимал Павел Лазаренко, его советником на общественных началах стал некий Игорь Фишерман. Этот человек занимает пост вице-президента в компании Могилевича Arigon Ltd, считаясь его правой рукой и финансовым директором. По данным ФБР, два дельца работают вместе с начала 1990-х. Фишерман в свое время руководил отделением Chase Manhattan Bank, после чего принимал участие в биржевой афере с акциями компании YBM, в результате которой инвесторы потеряли порядка 150 млн. дол. В промежутке между этими событиями он был советником у опального премьера.

Указывается, что Фишерман попал в украинское правительство после неудачной попытки Лазаренко переделить внутренний рынок поставок газа промышленным предприятиям. В 1996 году премьер инициировал разделение Украины на зоны влияния газотрейдеров, среди которых были «Итера», «Интергаз», «ОЛГаз», «Укргазпром» и другие крупные компании. Ключевое место отводилось ЗАО «Единые энергетические системы Украины», которым руководила Юлия Тимошенко. Работая в интересах ЕЭСУ, Лазаренко принуждал крупные предприятия работать только с этой корпорацией, а взамен получал услуги по выводу капиталов за рубеж.

Доказательства в пользу этой гипотезы не приводятся, и можно считать ее обычным вымыслом. Однако к концу 1996 года с рынка действительно были вытеснены все крупные газотрейдеры, кроме ЕЭСУ. В то же время произошли описанные в материалах журналистов покушения. Первое – расстрел в аэропорту Донецка народного депутата Евгения Щербаня с семьей. Второе – убийство на пороге здания Всемирного банка в Киеве руководителя украинского подразделения «Итеры» Александра Шведченко. Первый инцидент давно считается эпизодом в борьбе между «днепропетровскими» и «донецкими» за передел сфер влияния в Украине. В результате второго, считают эксперты, предпринималась попытка убрать с внутреннего рынка «Итеру», которая особо прочно закрепилась в восточных регионах. Впрочем, уже в скором времени произошло ответное покушение. «Донецкие» ответили соответствующим образом, и взорвали автомобиль с Лазаренко. После этого «Итера» и Лазаренко помирились, а в правительство к Лазаренко был прислан Фишерман, задачей которого была координация действий и контроль «за соблюдением сторонами договоренностей». Могла ли Тимошенко не быть с ним знакомой? Вряд ли, считают авторы материалов.

Опять же, никаких документальных подтверждений ее верности не было предоставлено. Чем занимался Фишерман в Кабмине Лазаренко, неизвестно. Зато подтверждается другими источниками факт близости опального премьера с «Итерой». Когда в ходе судебного процесса в США были озвучены факты о перечислении компанией в адрес чиновника крупных сумм, представители «Итеры» заявили, что эти деньги были частью прибыли предприятия, которую Лазаренко получил как деловой партнер.

Еще одним доказательством влияния Могилевича на американскую компанию авторы публикаций считают мирность процесса замены «Итеры» на Eural Trans Gas – венгерскую компанию, которую многие связывают с Могилевичем. «Венгрия установила льготную ставку налога на прибыль – 3% - для предприятий с иностранным капиталом, которые зарегистрировались до 2003 года, а также наняли на работу местного директора. Именно такой компанией стал Eural Trans Gas, который записан на троих местных граждан и одного израильтянина, которого считают особо приближенным к Могилевичу. Директором компании также стал человек, которого приписывают к свите авторитета», - утверждается в одной из публикаций.

Предполагается, что доля Могилевича в «Итере» была больше, чем в ETG, но согласиться на замену первой на вторую пришлось – в России был избран новый президент, который захотел переориентировать под себя потоки оффшорной компании, связанной с «Газпромом». В то же время, они не уверены, участвовал ли криминальный авторитет вообще в создании «Росукрэнерго», на которую заменили Eural Trans Gas – слишком поспешной и необъяснимой была перестановка структур.

Через все публикации красной нитью проходит утверждение о том, что критика Юлией Тимошенко существовавшего в 2005 году порядка поставки туркменского газа в Украину – не более, чем попытка вернуть утраченные позиции «Итере», которую контролирует Могилевич. Причем, для этого экс-премьер прибегла к хитрой тактике: она обвинила «Росукрэнерго» как раз в связях с Могилевичем. По ее версии, криминальный авторитет скрывается за 50-процентной долей Raiffeisen Investment в РУЭ. Вместо работы с полукриминальной структурой Тимошенко призывала к порядку, когда НАК «Нафтогаз» станет самостоятельно покупать и транспортировать в Украину туркменский газ. Между тем, еще в январе 2006 года сразу три официальных лица дали понять, что истинной целью экс-премьера была таки замена «Росукрэнерго» на «Итеру». В начале января Виктор Ющенко выступил с резким заявлением, в котором явно прослеживался намек на действия Тимошенко.

«Мне называли люди, великие леди Украины, кто стоит за этой фирмой («Росукрэнерго» - авт.). Я просил, чтобы это было сказано публично и с доказательствами. Почему-то уже почти год этого не делается. Поэтому я призываю, не формируйте басни», - заявил Президент, имея в виду заявления о причастности Могилевича к компании-посреднику.

Министр топлива и энергетики Иван Плачков был еще более конкретен. 13 января он заявил, что Тимошенко, будучи премьер-министром, пыталась заменить «Росукрэнерго» на компанию «Итера» в схеме поставок туркменского газа в Украину.

«Был подготовлен проект соглашения, где «Итере» передавалось эксклюзивное право на транспортировку этого газа», - сказал министр, и добавил, что подписание документа сорвалось лишь потому, что Кабмин не смог гарантировать компании это самое «эксклюзивное право».

Аналогичное заявление 24 января сделал министр иностранных дел Борис Тарасюк. Он подтвердил, что в проекте соглашения с Туркменистаном о сотрудничестве в газовой отрасли в качестве посредника значилась «Итера». Напомним, 10 января Ивченко рассказал, что в июне 2005 года Тимошенко требовала от «Нафтогаза» завизировать этот документ.

Заявления политиков совпали с новой волной критики в адрес «Росукрэнерго» со стороны Тимошенко. Экс-премьер заявила, что подписанные с компанией соглашения на поставку в Украину газа по 95 дол. за тыс. кубометров не соответствуют национальным интересам. Тимошенко в очередной раз потребовала отказаться от сотрудничества с «непрозрачной» компанией.

О том, что связь экс-премьера с «Итерой» имеет давнюю историю, свидетельствуют такие факты, приведенные в публикациях. В 2000 году, когда Тимошенко занимала пост вице-премьера по ТЭК в правительстве Виктора Ющенко, под ее патронатом была разработана концепция развития газового рынка, в соответствии с которой в Украине оставались два поставщика газа - НАК «Нафтегаз» и «Итера», которые должны были прийти на смену сотням мелких газотрейдеров. К тому времени американская компания уже являлась официальным импортером туркменского газа в Украину, забирая за свои услуги более 40% пригнанного газа в натуральном виде.

Вдобавок к этому, с весны 2000 года готовился проект создания совместного предприятия «Нафтогаза» с «Итерой» по поставке газа внутренним потребителям в Украине. К слову, аналогичный проект между «Росукрэнерго» и «Нафтогазом» сегодня Тимошенко подвергает критике.

Однако поводом для увольнения чиновницы с поста вице-премьера по ТЭК послужила инициатива по передаче в концессию россиянам системы магистральных газопроводов Украины. Тимошенко обосновывала, что реализация этого проекта позволит «Газпрому» без особых проблем отключать неплатежеспособных потребителей и пресечь несанкционированный отбор газа. Российский «Коммерсант» тогда писал: «Интерес для «Газпрома» могут представлять Криворожский металлургический завод, «Азовсталь», Харцызский металлургический комбинат и другие».

Однако проект постановления не прошел утверждение премьером Виктором Ющенко, а Президент Леонид Кучма оказался еще более жестким. Сразу за созданием проекта концессии последовало открытие уголовного дела против Тимошенко и увольнение ее с поста вице-премьера.

Впрочем, со временем это происшествие забылось, а сам факт открытия уголовного дела лидер БЮТ использовала, чтобы продемонстрировать, как ее преследует реакционная власть. Спустя пять лет история повторилась: теперь уже Президент Виктор Ющенко уволил премьера Тимошенко за лоббирование интересов «Итеры» - компании, которая, как утверждают последние публикации, контролируется пресловутым Семеном Могилевичем.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

103923