Однако помимо этой шестерки, задающей тон избирательной кампании, "вырисовывается групповой барьер из недавно созданных партий, которые могут также войти в парламент", считает президент центра социальных исследований "София" Андрей Ермолаев. В частности, шансы на преодоление 3%-ного барьера имеют "ПРП-Пора", а также Прогрессивная Социалистическая партия Украины во главе с Натальей Витренко.
В то же время, по мнению российского политолога Станислава Белковского, как до выборов, так и после никакой "оранжевой" коалиции не будет. "У "оранжевых" сил изначально не было идеологических основ для объединения", – цитирует политолога "Росбалт". Такого же мнения придерживается лидер избирательного блока "Пора-ПРП" Владислав Каськив. По его словам, стороны выйдут на последний раунд политических переговоров относительно объединения "оранжевых" сил, однако эти переговоры вряд ли будут успешными. "Складывается впечатление, что как нет бывших социал-демократов, так и нет бывших "кучмистов". Все эти силы – "дети" Кучмы, и у них одна корпоративная культура, в том числе и общий бизнес", – отметил Каськив. По его мнению, изменить эти элиты нельзя, их необходимо только заменить на новых молодых политиков, поэтому объединения не будет.
Украинские политологи считают, что премьер-министром по итогам парламентских выборов может стать только компромиссная фигура. "Точно при любом раскладе премьер-министром не будет Тимошенко. У нее есть шансы стать президентом, но никаких шансов премьером. Она слишком опасна", – отметил Доний. По его мнению, не станет главой правительства и Виктор Янукович. Зато шансы занять этот пост, по оценкам некоторых наблюдателей, есть у секретаря Совбеза Украины Анатолия Кинаха и министра экономики Арсения Яценюка.
Как бы ни завершились выборы, политологи сходятся в одном: вероятность "нового Майдана" маловероятна. "Годовщина "Майдана" является в этом смысле ярким показателем. Достаточно посмотреть, сколько было собравшихся тогда, и сколько было год спустя. Мобилизовать электорат, конечно возможно, но сейчас на фоне углубляющегося политического и экономического кризиса на Украине сделать это будет гораздо сложнее", – считает руководитель Донецкого информационно-аналитического центра Евгений Копатько. По его словам, если в конце 2004 г. протест собравшихся на Майдане носил праздничный характер, то сейчас на фоне возрастающего негатива в обществе это будет очень рисковым проектом для тех, кто его организует. "Ведь ситуация может выйти из-под контроля. Управлять толпой, которая настроена негативно, очень сложно", – добавил Копатько.
Глава правления центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко считает, что "единственная политическая сила, которая может попытаться организовать подобные акции, – это Блок Юлии Тимошенко, склонная к ярким массовым пиар-акциям". Но и эта попытка будет неудачной. "Оранжевые" тренировали "Майдан" с 2001 года. Только в Киеве в ходе избирательной кампании было проведено шесть крупных массовых акций. Если не будет такого тренинга в период избирательной кампании, в одночасье собрать "Майдан" невозможно", – уверен Фесенко.
Что до перспектив развития российско-украинских отношений, они представляются экспертам не в самом радужном свете. Москва и Киев не смогут договориться до тех пор, пока не произойдет смена элит. Пока что Россия постарается не допустить вступления Украины в НАТО до весны 2008 г., считает Белковский. "Сегодня Россия не является империей, это миф, – заявил вчера политолог на "круглом столе" в Киеве. – Однако российский клан хочет построить надежную модель перекачки денег и легализации их на Западе. Украина же строит национальное государство. Поэтому произошел конфликт между Украиной и Россией. Национальному государству и клану договориться трудно".
Переговоры административных элит Киева и Москвы – разговор слепого с глухим, поскольку у России и Украины принципиально разные политические системы, утверждает политолог Дмитрий Выдрин. "Сегодня Россия и Украина расходятся по экономическому и политическому векторам. Я уверен, что в ближайшее время улучшения в этих отношениях не будет", – заявил он. Однако в будущем точками прикосновения могут стать ситуативные альянсы и совместные проекты, правда, только в сфере экономики, а не политики.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом