В среду, 14 сентября, пресс-служба Главы Украинского государства обнародовала заявление Президента о том, что страна «активизирует работу» по добыче собственной нефти и газа.

«Украина будет значительно активизировать свою работу в направлении добычи нефти и газа на своей территории, создании в данном вопросе условий согласно европейским стандартам», – сказал Янукович.

А мне подумалось: прямо какое-то дежавю времен Тимошенко. Помнится, на излете премьерства Юлии Владимировны по всей Украине вдруг начали бурить, и даже где-то что-то набурили – ведра на три солярки. И вот теперь Виктор Федорович тоже обещает обнаружить где-то украинскую нефть.

Газ в Украине есть, хоть и не очень много, но на нужды ЖКХ хватить должно. Если встанет вся промышленность, то будет тютелька в тютельку. Но откуда нефть? Несерьезно как-то... В принципе, действительно, часть потребности в газе (и пропорциональную часть зависимости от Кремля) заменить иными источниками возможно. Но топливо для атомных электростанций – это опять-таки Россия.

Замена газа, скажем, водно-угольной смесью, допустима. Эта технология получила Госпремию еще полвека назад. Ее, кстати, разрабатывал Геннадий Делягин, отец известного российского экономиста Михаила Делягина. Несколько объектов и сейчас действуют на Кузбассе, в том числе трубопровод, по которому смесь подается на промышленные объекты. Но это требует значительных инвестиций – тут и комбинат по переработке, и переделка ТЭЦ под эту смесь, и новые трубопроводы. А денег нет.

Кто в принципе может инвестировать в переход украинской промышленности на иные виды топлива? Только тот, кто заинтересован в этой промышленности. Но заинтересован ли в украинских заводах Евросоюз, ассоциация с которым стала своего рода идефикс в Украине? Вряд ли. По крайней мере, опыт ассоциации с ЕС стран Восточной Европы говорит об обратном процессе – закрытии производств и высвобождении рабочей силы. Иначе, зачем безвизовый режим? Для удобства туризма, что ли?..

Или, допустим, строительство целого парка ветряных электростанций в Приазовье. Сам видел – впечатляет, но это тоже деньги, которых нет. И вряд ли это серьезно решит проблему энергетической независимости, хотя окрестности Новоазовска и станут похожи на пригороды Мальме.

Хотя есть иной путь – повышение рентабельности собственной промышленности, что сделает непринципиальной любую цену на газ. При низкой же рентабельности остается только экономить. Самая радикальная экономия – это просто закрыть все заводы. И сидеть на собственном газе. Правда, тогда неизвестно, на что жить 45-миллионной державе.

Но кто все-таки заинтересован в развитии украинской промышленности? Евросоюз, Турция, Китай? Вряд ли – там предпочитают развивать собственную. Но если вспомнить, что украинская промышленность в принципе создавалась не как нечто самоценное, а как часть большой промышленной кооперации в рамках Российской империи, а позже СССР, то ответ напрашивается сам собой.

Безусловно, у нас сейчас не развитой социализм и братство народов, а вполне дикий капитализм, и Российская Федерация ведет себя как классическая растущая империалистическая держава. Украина, кстати, тоже, только «труба пониже, и дым пожиже». Но сохранение украинской государственности и реальной независимости, как самостоятельной ценности, возможно только при сильной экономике, в случае с Украиной – сильной промышленности, поскольку с сырьем неважно, а аграрной страной Украина перестала быть уже 100 лет назад.

И вот тут парадоксально, что сохранение политической и культурной самостоятельности Украины возможно только при отказе от «самостийной» собственности на ключевые объекты промышленности. Поясняю: вот пример с украинской ГТС, которую долгое время не хотели никому продавать, выгадывая «настоящую цену».

В итоге потребность Европы в газе сократилась из-за кризиса, и желание (и возможность) покупать что-либо у европейской стороны отпало тоже. Осталась одна заинтересованная сторона – российская, но она уже влезла в проект «Южного потока», договорившись, в том числе, и с более сильным игроком – Турцией. В итоге получилась классическая история: «Що не з’їм, то понадкусую».

Та же самая картина и со всей украинской промышленностью: она по-настоящему может интересовать только Россию, частью промышленного комплекса которой она и является по своей истории и технологическому замыслу. Но Россия будет вести себя как классическая империалистическая держава – ну не станет она за свой счет развивать чужую промышленность. Она будет «вкладываться», только если приобретет на нее права; иначе получится, как с «Южным потоком» – очень дорогим и не очень качественным проектом (по сравнению с уникальной украинской ГТС), но зато гарантированным от всяких неожиданностей, и в первую очередь от политических рисков.

По идее, Украину как державу должно устроить любое участие РФ в украинских промышленных проектах, включая даже передачу нерентабельных производств по принципу «собачку в хорошие руки». В конечном счете это будет выгоднее, чем приватизация их национальным украинским капиталом – с дальнейшим вывозом оборудования на металлолом, увольнением персонала и передачей площадей под торговлю или склады, поскольку высвободившаяся рабочая сила станет проблемой для бюджета, а переложить ее на бюджеты ЕС вряд ли получится, как говорится, «нема дурных».

Пока еще Россия во многом из украинской промышленности нуждается, хотя бы в качестве объектов для вложения неправедно нажитых денег. Впрочем, не только неправедных – пока в Украине жить комфортнее, и среднему и мелкому бизнесу из РФ здесь нравится.

Нравится все, кроме порядков, усложняющих внедрение российского (по происхождению) бизнеса, включая глупейшие трудности с натурализацией, первой из которых является запрет двойного гражданства в Украине.

Пока еще русские стремятся приобретать недвижимость в русскоязычных регионах Украины, стремятся здесь вести дела. Можно этим воспользоваться для привлечения инвестиций, на которые Украина молится как на дармовые харчи. А можно и наплевать, и продолжать выпрашивать европейские «инвестиции», которые можно прожрать, а потом «кинуть» дурака-инвестора. Да только «нема дурных»: через год-два ситуация изменится – и тогда милости просим на помойки Евросоюза.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

15951